search
main
0

Итоговое собеседование: учителя и школьники волновались, но справились

Сегодня впервые в истории российского образования девятиклассники проходили итоговое собеседование – обязательное условие допуска к ОГЭ. Старт ему дал в прямом эфире глава Рособрнадзора Сергей Кравцов, который привлек к этому событию очно ректора Театрального института им. Бориса Щукина Евгения Князева и по видеосвязи — потомков А. С. Пушкина из Бельгии. Корреспонденты «Учительской газеты» побывали в школах, где проходило испытание, и пообщались с его участниками и организаторами.

По словам Сергея Кравцова, проведение итогового собеседования продолжает развитие устного формата экзаменов, который вводится в итоговую аттестацию школьников. В течение нескольких лет одиннадцатиклассники сдают устную часть ЕГЭ по английскому языку.  «Для нас, конечно, важно, чтобы развивался и русский язык, поэтому я считаю, что введение собеседования также будет способствовать развитию устной речи», — сказал глава Рособрнадзора.

Он сообщил, что введению итогового собеседования в штатный режим предшествовала большая подготовительная работа. В 2017 — 2018 годах во всех регионах прошли апробации, в которых приняли участие более 800 тысяч девятиклассников.

Испытание состоит из четырех заданий: чтения текста вслух, пересказа с включением дополнительной информации, монологического высказывания по одной из выбранных тем и диалога с экзаменатором. В качестве собеседников могли выступать учителя по любым предметам, «способные создать правильную психологическую обстановку, помочь ребятам разговориться», а также школьные психологи и социальные педагоги. На выполнение заданий участнику дается 15 минут (для ребят с ОВЗ и инвалидностью это время может быть увеличено до получаса).

Все предлагаемые выпускникам тексты были посвящены выдающимся соотечественникам.

— Всего у нас было более 50 текстов о знаменитых россиянах — это художники, писатели, ученые, спортсмены, — рассказала замруководителя Федерального института педагогических измерений Ольга Котова. — Сегодня с утра мы получили обращение от ребенка, который успел поучаствовать в собеседовании. Он спросил, почему нет текста про [российскую фигуристку] Алину Загитову: «Мы бы с удовольствием почитали». Список открыт, и я думаю, что разговаривать о знаменитых россиянах — это очень важная, интересная и полезная идея.

Все ответы фиксировались с помощью аудиозаписей.  Оценивают участников собеседования по системе «зачет»/«незачет» учителя русского языка и литературы — непосредственно в процессе собеседования или после прослушивания аудио. Для выпускников, получивших «незачет» или пропустивших экзамен по уважительной причине, предусмотрены дополнительные дни — 13 марта и 16 мая.

«Человек думает словами»

В качестве приглашенного гостя в мероприятии участвовал ректор Театрального института имени Бориса Щукина, народный артист России Евгений Князев. Для творческого вуза тема развития навыков устной речи выпускников школ особенно близка. По словам руководителя, настоящий артист должен уметь воздействовать на человека словом. Поэтому, помимо ЕГЭ и творческого экзамена, абитуриенты также проходят собеседование.

— Мы разговариваем с ними на общекультурные темы, — рассказал Евгений Князев. — И вот здесь мы соприкасаемся с бедой. Потому что человек вообще не умеет говорить. Даже если он что-то читал, что-то видел — он не умеет мыслить и не может сказать.

По мнению артиста, умение грамотно излагать мысль — это признак образованного человека. Поэтому введению нового испытания ректор, как он сам признался, обрадовался.

— Это нужно для того, чтобы дети занимались устной речью, чтобы они умели мыслить. Это редкое качество — умение мыслить вслух, потому что сегодня люди чаще всего болтают, повторяют одни и те же слова, но мысль договорить не могут. Человек думает словами. Когда школьник выходит и пересказывает, хотя бы включается его мыслительный процесс, и он начинает думать.

Сергей Кравцов назвал символичным тот факт, что итоговое собеседование ввели в штатный режим в год 220-летия со дня рождения Александра Пушкина. По этому поводу в Рособрнадзоре установили видеосвязь с потомками великого поэта — руководителем Международного фонда Пушкина Александром Пушкиным и его супругой Марией-Мадлен Пушкиной-Дурново, которые живут в Бельгии.

Александр Александрович Пушкин рассказал, что они родились за границей, однако до школы родители разговаривали с ними только по-русски. Поэтому когда юные потомки Пушкина стали школьниками, они столкнулись с большими проблемами из-за незнания французского языка и отношения к СССР в послевоенное время. «Почти сорок лет мы не говорили по-русски, только с мамами. Чуть-чуть забыли, но теперь часто бываем в России, и язык приходит обратно. Мы чувствуем себя больше русскими, чем бельгийцами или французами. Мы любим Россию и стараемся, чтобы русскую культуру здесь понимали».

При этом они с сожалением констатировали, что сегодня дети эмигрантов из России забывают русский язык. Впрочем, по их наблюдениям, и в России, и в Бельгии молодежь все больше использует англицизмы, чего они также не одобряют. Но больше всего потомков поэта возмущает то, что люди уходят от живого общения в виртуальный мир.

Закрывая международную тему, Сергей Кравцов заявил, что такого экзамена нет нигде в мире. «Нам кажется, что это будет способствовать развитию устной речи и мотивации наших детей к изучению литературы», — добавил он.

Бурятия, Кузбасс. «Самое сложное — это монолог»

Также в эфир вышли представители регионов, в которых на тот момент собеседование уже состоялось. Министр образования и науки Бурятии Баир Жалсанов сообщил, что в республике для проведения испытания были задействованы 407 образовательных организаций. Всего в нем принимали участие 11 505 девятиклассников. Родители также не остались в стороне и подбадривали учеников.

Девятикласснику Роману из Улан-Удэ экзамен показался не очень сложным, но все равно требующим серьезной подготовки.

— Самым сложным было монологическое высказывание, потому что строить его нужно прямо на ходу и нельзя списать, — пояснил юноша.

— А вы хотели списать? — не удержался от вопроса руководитель Рособрнадзора.

— Когда мы готовились — писали сочинения, — пояснил свою мысль Роман.

«Я со второй четверти вела активную подготовку. Волновалась, но оказалось, ничего сложного в экзамене нет. Главное — просто спокойно прочитать текст, законспектировать свои мысли, выстроить цепочку и все верно рассказать», — поделилась своими выводами школьница Ирина Бурлазова.

И.о. департамента образования и науки Кемеровской области Любовь Чванова рассказала, что на Кузбассе участвуют в испытании 27 912 учеников, задействовано 610 мест проведения, 1528 экзаменаторов, более тысячи экспертов по оценке, а также более 1300 общественных наблюдателей. Регион принимал участие во всех апробациях, и о том, как будет проходить испытание, здесь знали не понаслышке.

Максим и Диана — ученики кемеровской школы №61. Максим рассказал, что готовиться к собеседованию начали в декабре. По словам Дианы, они представляли, что им предстоит: «Нынешние десятиклассники уже пробовали сдавать и дали нам некоторые советы». Ребятам, кстати, повезло: недавно на уроке они изучали историю мореплавателя Семена Челюскина. О нем же оказался и текст, что достался им на собеседовании. Девятиклассница также внесла предложение: по ее мнению, время на чтение текста можно сократить на минуту с тем, чтобы добавить ее к подготовке к пересказу.

Карелия. «С заданиями справился»

Как рассказала корреспонденту \”Учительской газеты\” директор гимназии №17 Петрозаводска Людмила Вострякова, в ее школе собеседование прошло в штатном режиме, без происшествий. Гимназия продолжала учиться, а девятиклассники подходили к заранее определенному времени, чтобы принять участие в испытании.

Уже с первого урока учителя-филологи и помощники, преподаватели гуманитарного цикла, пришли в аудитории. Для ребят выделили часть третьего этажа, где в пяти кабинетах и проходило собеседование. Помимо педагогов в проведении участвовал и общественный наблюдатель — учитель из соседней гимназии №30. После десятиминутного инструктажа учителей собеседование началось.

— Технология уже отработана. Поскольку гимназия языковая, так же сдают экзамены по английскому языку старшеклассники. В прошлом году собеседование для учеников девятого класса проходило в тестовом режиме. Дети справились, результаты были достойными. Нынешних девятиклассников к собеседованию педагоги готовили с осени — объясняли технологию поведения, организовали перед новогодними праздниками подобное испытание, — поясняет директор.

…Не прошло и 15 минут, как из аудиторий начали выходить первые ребята, прошедшие собеседование. Уставшим или подавленным не выглядел никто. Девятиклассники торопились покинуть школу, ведь у них сегодня — неучебный день.

— Не очень доволен результатом, подготовительное собеседование, кажется, прошел лучше, — поделился впечатлениями Тимофей Ж. — Разволновался, не понравилось, как прочитал. Но, конечно, с заданиями справился!

Администрация школы пояснила, что через пять дней девятиклассники узнают результаты. Руководство уверено, что порог \”зачета\” — 10 баллов, преодолеет каждый из 95 учеников четырех девятых классов.

Брянская область. «Переживала так, что ночь не спала…»

В Брянской области итоговое собеседование также прошло успешно, не было зарегистрировано ни одного ЧП или удаления из аудитории. Об этом сообщила главный консультант отдела развития общего и дошкольного образования департамента образования и науки Брянской области Наталья Бибикова. Всего участие в испытании приняли 10 977 человек из 449 школ.

Как рассказала директор школы №42 Татьяна Тэугес, особых трудностей в организации итогового собеседования не было. Здесь его проходили 23 девятиклассника. Главным было подготовить детей морально, чтобы они смогли набрать минимальное количество баллов, а значит, иметь допуск к письменному экзамену.

— Это очень ответственное мероприятие, которое требует дополнительной подготовки и особенно психологической, — говорит завуч по учебно-воспитательной работе Елена Мефёд. — У нас проходили пробные тестирования. Для каждого ученика были подготовлены специальные варианты. Детям необходимо было уложиться в 15 минут, с чем они прекрасно справились. Также в школе была проведена большая работа с учителями русского языка и литературы, они смогли детально обсудить все вопросы тестирования.

Девятиклассники Наталья Алексеева и Даниил Гнатюк признались, что накануне сильно волновалась, ведь понимали, что от того, сдадут ли они зачет, зависит ОГЭ, который уже не за горой.

Собеседование у школьников принимали учитель географии Инна Мишечкина и учитель биологии Лариса Фролова. «Очень волнуюсь за своих учеников, у них я классный руководитель, — сказала Лариса Ивановна. — Переживала так, что ночь не спала…».

В школе №13 собеседование проходили 49 учеников двух девятых классов. Как рассказала заместитель директора по учебно-воспитательной работе Ирина Абрамова, подготовка к нему началась в школе еще в сентябре, проводился пробный экзамен. Учеников психологически поддерживали и настраивали.

Накануне собеседования девятиклассники сильно волновались, в основном из-за аудиофиксации и диалога с собеседником, но настрой у всех был положительным. Ученица 9А класса Виктория Андреенко рассказала, что волновалась и думала, что все будет намного сложнее.

К слову, участники итогового собеседования могут поделиться своими мнением о формате и содержании экзамена с его организаторами. Для этого Рособрнадзор специально открыл телефон горячей линии: +7 495 984 89 19.

Текст и фото: Мария Голубева, Мария Дмитриева, Ольга Приваленко

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте