search
main
0

Итоги – 98

Утраченные иллюзии, обретенные надежды

Наша точка зрения вас интересует?

Уже в течение нескольких лет по традиции “Учительская газета” подводит на своей первой странице итоги прошедшего года в образовании. Они всегда вызывали споры: достойны ли все названные быть “человеком года”, являются ли наши “события года” наиболее значимыми. Некоторые результаты были неожиданностью даже для самих экспертов, заполнявших анкеты “УГ”. Как ни старались мы сделать процедуру определения итогов максимально объективной, все равно газету обвиняли в субъективизме.

Вот мы и подумали, почему же сами не ценим собственное мнение? Неужели 1248 страниц об образовании, которые мы готовим для вас ежегодно, не дают нам право подвести собственные итоги? Наблюдая и участвуя в жизни современной школы, журналисты “УГ” давно уже сами стали настоящими и, главное, независимыми экспертами в образовании. Поэтому нынешние “итоги года” по-настоящему субъективны и отражают только точку зрения редакции. Мы решили отказаться от большого числа кандидатов в каждой номинации и выбрали, на наш взгляд, самое-самое, что, вполне возможно, и будет впоследствии ассоциироваться с прошедшим годом.

1998 год войдет в историю не как самый радостный и оптимистичный. Скорее наоборот, он стал годом потерянных надежд и иллюзий. Годом смерти Александра Моторина. Эта трагедия потрясла многих. Учитель из Ульяновска, до школы бывший военным, оказался на передовой в мирное время. Этой передовой стала комната с голодающими коллегами. Как положено настоящему солдату, настоящему гражданину, он оставался с ними, хотя и был в более лучшем положении, получая военную пенсию. “…И никто не хотел умирать”. Смерть Александра Моторина – это и личная трагедия его близких, семьи, коллег, это и трагедия всего учительства, доведенного до отчаяния, голодного, униженного… Бесспорно, Александр Моторин – “человек года”. Пусть земля ему будем пухом… Впервые мы решили отметить в наших “итогах” общественного деятеля года в образовании. При обсуждении назывались разные кандидаты. Кто-то предлагал политиков, кто-то – депутатов, но когда была названа фамилия Яковлев – мнение стало единым. Наверное, так и должно быть: лидер отраслевого профсоюза – по-настоящему лидер в образовании. Ему одинаково удается добиваться результатов как кропотливой работой, так и через акции, дни единых действий. И то, что к профсоюзу стали относиться не как к “распределителю путевок”, а как к силе, причем конструктивной, во многом его заслуга. Конечно, было бы наивно считать, что все удалось уже сделать. Не всегда профсоюз, особенно на местах, успевает за реальностью, становится помощником учителя. Но многое зависит не только от лидера, но и от рядовых членов. Если 1999 год станет годом вашей профсоюзной активности, единения и солидарности, с таким лидером, как Яковлев, мы победим. Удалось же всем вместе противостоять постановлению ? 600, которое стало самым скандальным событием года. По количеству упоминаний в нашей газете этот документ, кстати, сравнялся даже с Законом “Об образовании”!

Еще один скандал связан с учебником истории А.Кредера, который был запрещен к использованию в средних учебных заведениях несколькими законодательными органами в так называемом “красном поясе России”. Мнение региональных депутатов разошлось с мнением Министерства образования, выдавшего книге гриф “допущено”.

Можно по-разному относиться к труду А.Кредера, но, к сожалению, создан опасный прецедент. Во-первых, депутаты, призванные чтить закон, его же и нарушили и внедрились в компетенцию федеральных органов. Во-вторых, вслед за запретом на учебник может последовать и запрет на профессию для определенных категорий граждан. А это уже политика, которая тихо заползает в, казалось бы, уже давно департизированную школу.

Как яркое пятно в скандально-печальном 1998-м выглядят Всемирные юношеские игры, ставшие, вопреки завистливым прогнозам, настоящим праздником детства. Игры задали очень высокую организационную планку, которую не могут до сих пор взять страны-кандидаты на место проведения следующих состязаний. Вполне возможно, что через четыре года юношеские Игры снова могут стать событием года в наших итогах, так как снова состоятся в Москве. Очень трудно всегда определять “фирму года”. Тем более всем образовательным “фирмам” в этом году пришлось несладко. Кризис, заставший врасплох, существенно осложнил работу на рынке образования. Но, несмотря на все сложности, многие коммерческие и производственные структуры продолжают радовать своей качественной продукцией, расширять ассортимент. В этом году очень активным было и государственное издательство “Просвещение”. Если раньше его затмевали новые и агрессивные “акулы издательского бизнеса”, то сейчас оно выходит из тени. Книги “Просвещения” стали более привлекательны в полиграфическом исполнении, издательство ведет плодотворную работу в регионах и даже осваивает киберпространство Интернет. Мы никогда не стеснялись отмечать успехи наших коллег. Но, так как в “итогах года” лидерами побывали практически все ведущие педагогические издания, на этот раз решили определить победителей рейтинга среди общественно-политических изданий и электронных СМИ. В самом деле, педагогические газеты и журналы, в общем-то, и призваны рассказывать об образовании, что уж тут особенного? Тогда как наши коллеги по цеху в других изданиях, честно говоря, делают это не часто. Поэтому постоянная рубрика по проблемам образования в “Независимой газете” и на радио “Эхо Москвы”, по нашему мнению, заслуживает назвать эти средства массовой информации “СМИ года в образовании”.

“Учительская газета” подвела свои итоги. Может быть, что-то незаслуженно осталось за кадром. Но разве можно объять необъятное? Надеемся, что наши мнения, дорогой читатель, совпали.

Эдуард ОБРАЗЦОВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте