Уже много лет для меня понятие «школьные осенние каникулы» стойко ассоциируется с аббревиатурой ИТО. Многие учителя, преподаватели вузов, авторы учебников, издательства, фирмы-производители компьютерного оборудования каждый год стремятся в Москву на очередную конференцию «Информационные технологии в образовании». Недавно конференции исполнилось 15 лет.
Осенний юбилей
Очень нежное, дружественное «юбилейное» слово на открытии сказал профессор кафедры социальной и педагогической информатики Российского государственного социального университета Юрий Первин: «Пятнадцать лет подряд, невзирая на путчи и перестройки, мы получаем огромное удовольствие от образцово организованного форума педагогической общественности, от встреч с красивыми старыми друзьями и новыми знакомыми, от незабываемых прикосновений к новым педагогическим идеям и к перлам учительской практики».
Я тоже поздравила конференцию с днем рождения от имени газеты. Наш «подарок» – идея публикации лучших материалов ИТО за пятнадцать лет существования на страницах «УГ». В будущем году мы планируем не менее десяти публикаций на эту тему. Кстати, приглашаем к сотрудничеству постоянных участников ИТО!
Пока произносились речи, за широко распахнутыми дверьми актового зала ГТЦ «Москворечье», где проходила конференция ИТО-2005, шумела жизнь: народ общался, шел на выставку учебных компьютерных программ, систем автоматизации, образовательных и интернет-проектов, издательств, СМИ, поставщиков оборудования. Кто-то второпях еще раз просматривал список выступающих на секциях, перечень мастерских, семинаров, презентаций, «круглых столов», чтобы ничего не пропустить. Другие направлялись послушать пленарные доклады. «Изюминка» хорошей конференции, в том числе ИТО, в том, что ее пространство настолько насыщено – успеть везде невозможно!
Информационное равенство
Общероссийский уровень в этом году на конференции представляли солидные «силы» – Минобрнауки РФ, Федеральное агентство по образованию Минобрнауки РФ, Федеральная служба по надзору в сфере образования и науки Минобрнауки РФ, Национальный фонд подготовки кадров.
Заместитель начальника отдела федеральных перечней учебной литературы и развития средств обучения Минобрнауки России Ольга ЧИХАНОВА, ведущая «круглого стола» «Использование потенциала информационных технологий для реализации региональных и федеральных программ развития образования», поблагодарила организаторов конференции за прекрасную возможность обсудить в заинтересованной среде проблемы и точки роста федеральных проектов, а также сказала о дне завтрашнем: «Следующим шагом информатизации образования должны стать национальные приоритетные проекты. В рамках этих проектов осуществляется программа «Информатизация». У нее три составляющие: создание системы электронных учебных ресурсов и соответствующей технической инфраструктуры, масштабное подключение школ к интернету и оснащение образовательных учреждений современной компьютерной техникой. Замечу, что последним регионы будут заниматься самостоятельно».
Захватывающую дух картину под названием «Роль проекта «ИСО» в развитии региональных методических служб и эффективного использования ИКТ в образовательной деятельности школы» представила руководитель проекта «Информатизация системы образования» Национального фонда подготовки кадров Светлана АВДЕЕВА.
Проект «Информатизация системы образования» должен решить несколько ключевых проблем российского образования. Первая – растущее неравенство в доступе к образовательным услугам. Вторая – снижение качества преподавания в ряде регионов. Из этой проблемы следуют еще две – недостаточная способность учеников использовать свои знания в реальных жизненных ситуациях и неготовность педагогов использовать ИКТ в своей работе.
«Первую проблему прежде всего решает первый компонент проекта, – объясняет Светлана Михайловна. – Он направлен на разработку большого количества качественных образовательных ресурсов разного типа. Другое решение – это формирование профильного обучения в старших классах с использованием интернета, а также поддержка учреждений, ведущих образовательную работу со слушателями. Неравенство в доступе к образовательным ресурсам решается и с помощью создания системы межшкольных методических центров. В семи регионах России в течение октября-ноября открываются 232 межшкольных методических центра. Недостаточная готовность работников образования использовать средства ИКТ в своей работе решается в нашем втором компоненте, который посвящен подготовке работников образования к использованию ИКТ в своей профессиональной деятельности.
Один из тезисов нашего проекта – сдвиг от воплощения информации к производству знаний. Поэтому мы поддерживаем педагогические инициативы, различные образовательные и телекоммуникационные проекты».
Под управлением… «мышки»
Опыт Псковской области слушали в рамках «круглого стола» «Опыт реализации единого административного пространства в рамках ЕОИС».
«В данный момент, – спокойно заявил директор регионального центра информационных технологий Псковской области Алексей ДРАГУНОВ, – мы имеем возможность любую школу в любом районном центре и в любом городе, я не говорю про удаленные сельские школы, подключить по скоростному каналу к интернету. Мы можем без оплаченного трафика передавать любые объемы информации в рамках региона. Единственное, чего это стоит – абонентской платы, которая составляет 350 рублей. Правда, для некоторых школ эта сумма – проблема».
Но самая серьезная проблема – создание интегрированного комплекса, специального программного обеспечения, которое отвечает за информатизацию управления системой образования.
Алексей Драгунов перечисляет основные принципы построения информационной среды, которые использует Псковский региональный центр:
– единая система справочников,
– создание условий для естественной мотивации использования информационных технологий (в Псковской области такой мотивацией стал ЕГЭ),
– приоритет первичных данных. При наличии информационной модели и первичных сведений можно формировать отчеты по заранее известным критериям,
– поддержка стандартов формата,
– использование распределенных информационных систем, предполагающих работу клиент-серверных приложений в образовательных учреждениях,
– обеспечение доступа к региональной базе данных через интернет или отраслевую сеть передачи данных,
– использование промышленных решений в своей работе,
– возможность быстрого развертывания того, что мы делаем, в любом регионе. Наша система поддерживает любые форматы.
Что касается аналитики, система мониторинга, созданная в Пскове, формирует 21 стандартный отчет. Кроме того, есть образовательный региональный портал, в котором каждая школа получает свой раздел, формирует ленту новостей, форум.
Домашка в Инете
Большинство образовательных учреждений, представленных на конференции в этом году, – вузы. Однако не надо забывать, что изначально ИТО было создано для того, чтобы именно школьные учителя могли обмениваться опытом информатизации. Один из лучших докладов на секции «ИКТ в учебном процессе» сделала кандидат физико-математических наук, заместитель директора по новым информационным технологиям лицея №130 Екатеринбурга Анна СИДОРЕНКО. Посвящен он был системе организации компьютерных уроков и домашних заданий в лицее. Школьный опыт складывался постепенно, в течение многих лет. Начали педагоги со стандартных уроков с компьютерным сопровождением. Следующий этап – уроки в компьютерном классе. Однако предметники и администрация столкнулись с проблемой – кабинетов информатики хватает только для уроков информатики. И тогда был создан специальный компьютерный класс для уроков по всем остальным предметам. Было это в 1996 году. А лицей с тех пор перешел на новую ступеньку информатизации. Во время уроков в компьютерном классе школьники получают индивидуальное или общее домашнее задание, которое можно выполнить, используя обучающие программные средства или ресурсы интернета.
Многие дети вынуждены выполнять домашнее задание в компьютерном классе, даже если дома есть компьютер. Ведь электронный учебник или диск с тестами доступен не всем. Отсюда необходимость постоянного «дежурного». «У нас есть новая должность, которая называется инженер-педагог, – рассказывает Анна Феликсовна. – Человек, который работает в этом классе, должен быть и инженером, и педагогом. Он отвечает за то, чтобы все работало, и помогает учителю подобрать материал, когда идет урок или когда дети приходят выполнять домашнее задание, выполняет методические функции».
Планируя это домашнее задание, учитель работает вместе с инженером-педагогом, проговаривает с ним задачи, высказывает конкретные просьбы. А инженер контролирует процесс, помогает, отслеживает результат.
Комментарии