search
main
0

IT-конструктор. Участники проекта «Академия учителей» могут сами достраивать траектории его развития

Почти 47 тысяч педагогов в 43 регионах России. Столько учителей-предметников и информатики, заместителей директоров школ по информатизации повысили свою квалификацию в рамках учебных курсов серии «Партнерство в образовании» проекта Microsoft «Академия учителей». И это не окончательный результат. Фактически проект открыт для будущего и не имеет финальной даты. Его основная цель – сотрудничество и непрерывное развитие педагогов и учеников в современном мире. Процессы, запущенные «Партнерством в образовании», имеют долгосрочные стратегические перспективы. С раздумий о стратегии информатизации российской школы и развития ИКТ-компетентности педагогов и начался наш разговор с Эдуардом НИКИТИНЫМ, ректором Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования. Ведь именно АПК и ППРО является головным учебным центром проекта Microsoft «Академия учителей».

– Эдуард Михайлович, «Академия учителей» – не первый проект, ориентированный на развитие компетентности российских педагогов в сфере информационных технологий. В чем его стратегическая задача?

– Стать организующим центром, который бы методически, идейно, координационно возглавил постоянную, каждодневную работу по повышению квалификации учителей в сфере информационных технологий. Да, проектов и программ было немало. Федерация Интернет Образования осуществляла проект «Поколение RU», в рамках которого во многих регионах были созданы учебные центры. Благодаря федеральной целевой программе «Развитие единой образовательной информационной среды» в 2001-2005 годах была сформирована сеть региональных центров дистанционного обучения, а в рамках проекта Всемирного банка «Информатизация системы образования» за 2005-2008 годы – система межшкольных методических центров. Таким образом, налицо довольно большой ассортимент различных программ обучения педагогов и достаточно разветвленная инфраструктура центров, способных проводить такое обучение. Однако говорить о системном подходе в вопросах полной ликвидации компьютерной безграмотности российских учителей, увы, не приходится. Согласно подсчетам сотрудников АПК и ППРО, за последние пять лет было обучено на разных уровнях и с разной степенью эффективности порядка 600-800 тысяч педагогов. В то же время «за скобками» компьютерного ликбеза оказалось около 400 тысяч учителей. Даже после реализации нескольких государственных программ информатизации в последние годы мы все равно остаемся в «догоняющем» режиме. И я считаю, что на федеральном уровне была сделана стратегическая ошибка, когда процессы массового технического и программного обеспечения школ с самого начала не были мощно подкреплены разноуровневыми программами подготовки кадров. Все инициативы, которые я перечислил, конечно, внесли свой вклад в повышение ИКТ-компетентности, но это капля в море, когда речь идет о том, чтобы 1,5 миллиона педагогов поставить под информационное ружье. Это надо было делать до того, как их накрыла огромная волна из поставок техники и многомиллионных тиражей электронных образовательных ресурсов. Возьмите последний пример: в школах появились интерактивные доски. Это замечательно. Но разве параллельно с массовыми поставками стартовала обучающая программа для учителей, как работать с этими досками? Увы, во многих школах они покрываются пылью, деньги уходят в песок. А если посмотреть список работ, выполненных в рамках Федеральной целевой программы развития образования? Чего там только нет! Снова превалирует разработка электронных продуктов, и ни одной позиции, где было бы написано – повышение квалификации работников образования в области ИКТ-компетентности.

– Но ведь это прямая обязанность институтов развития образования и повышения квалификации…

– Конечно, но 93 ИПК по всей России не могут создать критическую массу обученных учителей, их ресурсные возможности слишком малы. Представляете, когда мы сможем сказать, что полностью ликвидировали компьютерную безграмотность?

– А действительно, когда, по-вашему, наступит такой момент?

– Именно такая цель должна быть сформулирована на федеральном уровне. Но вы где-нибудь в образовательных документах читали, что к такому-то году планируется ликвидировать компьютерную неграмотность? А ведь именно под эту цель нужно направлять скоординированные усилия всех заинтересованных ведомств, а также ресурсы и программы. Включая, например, такие, как компьютерная ипотека. Есть же у нас ипотека жилищная! Так почему не дать возможность каждому педагогу под минимальные проценты приобрести ноутбук? Это тоже часть комплексного подхода государственной политики. И в образовательных ведомствах – как раньше – обязательно должны быть соответствующие департаменты и управления, но сегодня их в Минобрнауки России нет. А ведь именно эти структуры разворачивают, организуют, финансируют и контролируют эту работу в общероссийском масштабе.

– А аттестация сегодня учитывает наличие ИКТ-компетентности у педагога? И вообще, есть ли инструменты для ее определения?

– Аттестация действительно должна проходить с позиции наличия компетентностей и устанавливать их дефицит и, кроме того, давать четкие рекомендации по повышению квалификации. А ИКТ-компетентность сегодня вообще стала ведущей на фоне многих других – дидактической, психолого-педагогической, методической. С ней связано все в организации жизни современной школы. Но пока аттестационная процедура не замеряет уровень информационной компетентности, он проверяется практикой, где навыки закрепляются и развиваются. Есть три уровня ИКТ-компетентности. Первый – базовый, режим пользователя. Второй – когда ИКТ-компетентность уже широко применяется в педпрактике. И третий уровень – креативный, когда создаются новые информационные продукты. Так вот, последнего уровня достигли только пять процентов педагогов. А второго, который должен быть самым массовым для эффективного развития школы и качества образования, – процентов десять. Именно поэтому акцент сегодня нужно делать на массовое повышение квалификации в ресурсных центрах. Необходимы профессионально подготовленные отряды тьюторов, которые стали бы кадровой опорой в каждом регионе и муниципалитете, только тогда новые технические возможности лягут на подготовленную кадровую почву и дадут желаемый результат.

Мучимые этой проблемой, мы стали искать партнеров. Нашего ресурса, кроме идейного, было недостаточно. Нужен был мощный партнер, опираясь на ресурсную, организационную и финансовую поддержку которого можно было бы развернуть дополнительный проект, связанный с созданием региональных учебных центров, который бы решал не только задачи по созданию корпуса хорошо обученных тьюторов, но и давал механизм удержать их в системе. Ведь немало случаев, когда, получив хорошую базу знаний, педагоги уходили из системы повышения квалификации. И такую продуманную систему предложил Microsoft. Важно, что система может надстраиваться как конструктор, прирастая новыми проектами. Основу инициативы «Партнерство в образовании» составляет проект Microsoft «Академия учителей» (Microsoft IT Academy for Teachers Training). Реализуется он с 1 октября 2006 года. С этого момента началось создание сети региональных учебных центров – РУЦев – с координирующим центром в нашей академии. Сегодня у нас уже 46 региональных учебных центров и еще два ресурсных центра работают на базе школ – лидеров российского образования: в Санкт-Петербурге, в 56-й гимназии, и в Москве, в гимназии №1518. РУЦы – не только центры повышения квалификации в области ИКТ, но и площадки представления эффективных технологий, в том числе для сетевого общения. В проекте такой технологией стала Microsoft Office LiveMeeting – технология многоточечной видеоконференции. Проект вообще мощнейшим образом работает на прослойку инициативных школ и творческих педагогов, развивая их сетевую активность. Учителя приобретают действительно уникальный опыт сетевой методической работы, сетевого проектирования и сетевой экспертизы. А портал «Сеть творческих учителей» стал сегодня крупнейшим порталом для педагогов. На нем зарегистрировано 25520 участников, создано 85 сетевых сообществ. А общее число посещений в марте составило 698183. В Сеть попали и специалисты нашей академии: в режиме он-лайн работает консультационная линия для РУЦ на сайте АПК и ППРО. Слушатели учебных центров Microsoft «Академия учителей» и их ученики в школах могут обучиться по курсам Microsoft и пройти международную сертификацию по категориям Microsoft Office Specialist, Microsoft Certified Professional и Microsoft Certified Desktop Support Technician. Для этого проект «Академия учителей» консолидируется с такими программами Microsoft, как IT Аcademy и Help Desk. Так что в целом проект – живая, динамично развивающаяся структура. Это, конечно, не глобальное решение проблемы, но это еще один шаг к ее системному решению.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте