search
main
0

ИТ-класс в московской школе

Новые возможности столичного предпрофессионального образования

В школах мегаполиса успешно работает и развивается множество самых разнообразных проектов предпрофессионального образования. Это инженерные, медицинские, кадетские, академические классы, проект «Курчатовский центр непрерывного конвергентного (междисциплинарного) образования» – перечислить все непросто. Сегодня мы поговорим о флагманском высокотехнологичном проекте «ИТ-класс в московской школе», который стартовал в 2019 году по инициативе мэра Москвы Сергея Собянина и ориентирован на профессиональную подготовку школьников в области информационных технологий. Своими мыслями о развитии проекта с нами поделился Георгий КОЗЛОВ, учитель информатики школы №1557 имени П.Л.Капицы, руководитель школьного проекта «ИТ-класс в московской школе». Интервью состоялось в ТемоЦентре в рамках прошедшего Первого Московского педагогического форума-2021.

– Георгий Алексеевич, сегодня мы с уверенностью говорим о том, что проект «ИТ-класс в московской школе» востребован учащимися и успешно развивается. Как вы думаете, почему возникла необходимость именно в такой инициативе – создании ИТ-класса? Насколько его появление отвечает требованиям и вызовам времени?

– «ИТ-класс в московской школе» – очень интересное и яркое явление в образовательном пространстве столицы. Мне, конечно, могут возразить, что в школах уже функционирует такой прекрасный проект, как «Инженерный класс», и у него тоже есть такая специализация – программирование. Но в ИТ-классе сегодня шесть направлений, и программирование – только одно из них. А такие важные сферы, как, например, технологии связи и большие данные, вообще не были охвачены другими проектами. У ребят и их родителей возникала потребность в том, чтобы все-таки развиваться в этом направлении. ИТ-класс, конечно же, моментально стал востребован! В сущности, эта идея витала в воздухе, оставалось ее только реализовать.

– Скажите, а школьники, которые приходят к вам на уроки, действительно воодушевлены идеей о том, что, возможно, в будущем они станут программистами и разработчиками и будут трудиться в крупных ИТ-компаниях? Или, скорее всего, они еще не до конца определились со своим профессиональным будущим?

– Проект, безусловно, поможет выбрать профессию и направление развития, но я не стал бы говорить, что мы четко ориентированы только на программирование. Вот ты будешь программистом, будешь сидеть в растянутом свитере и есть печеньки. Нет, конечно!
Мы даем ребятам возможность, в том числе за счет специальных курсов, ознакомиться с разными направлениями IT-технологий.
Есть программирование, оно универсально. Можно программировать робота, можно заниматься веб-интерфейсами, а можно – умными пылесосами. Но ведь есть еще множество других направлений! Ребята в ИТ-классе с помощью сквозных курсов могут ознакомиться с технологиями связи, информационной безопасностью и другими сферами. Таким образом, мотивированные школьники, придя в ИТ-класс, могут понемногу попробовать себя в разных направлениях. А значит, им будет проще сделать осознанный выбор: что им действительно интересно, куда потом пойти учиться или в каком направлении развиваться. Они разберутся, какие знания и навыки более практичны, а какие носят скорее теоретический характер. Сегодня у учащихся широчайшее поле для дальнейшего развития. И наша задача как учителей (думаю, что со мной согласятся руководители проектов) подсказать, что еще есть масса направлений и возможностей. В этом нам помогают и вузы – участники проекта, и наши технологические партнеры. Думаю, без сотрудничества и взаимодействия с ними нам было бы сложновато!

– Вы уже упомянули о некоторых направлениях проекта «ИТ-класс в московской школе». Давайте напомним, что всего их шесть: «Большие данные», «Робототехника», «Технологии связи», «Моделирование и прототипирование», «Информационная безопасность» и «Программирование». Что, на ваш взгляд, наиболее востребовано? Планируется ли появление новых направлений?

– За два года существования проекта по перечисленным шести «магистралям» проведена колоссальная работа. ИТ-класс встал на ноги, и мы получили практически все – контрольно-измерительные материалы и учебные планы, учебники и различные пособия.
Но это совершенно не означает, что проект на данном этапе заморозился или остановился в развитии. Есть множество других направлений! Например, бизнес-информатика. Мне лично неизвестны школы, которые готовят своих старшеклассников, скажем, в направлении программирования систем 1С. Поэтому проект не может стоять на месте просто потому, что технологии активно развиваются. Посмотрим, что будет через год или два.

– Давайте немного пофантазируем и попробуем построить траекторию школьника, окончившего ИТ-класс. Перед ним раскрывается масштабный перечень разнообразных профессий. Насколько легко будет молодым людям определиться с будущей областью деятельности после учебы в ИТ-классе? Вот они осознали, что робототехника – их профиль. Или что технологии связи – это как раз то, с чем они уже могут работать на профессиональном уровне. Есть ли какие-то дополнительные возможности, расширяющие видение ребят в рамках этого проекта?

– Сейчас у нас уже начинаются встречи с учениками 9‑х классов и дистанционные встречи с их родителями, где мы отвечаем в том числе и на этот вопрос. Изю­минкой ИТ-класса является наша богатая на события жизнь. Например, это участие в университетских и «ИТ-субботах». А еще у проекта «ИТ-класс в московской школе» есть свой портал, где собраны все образовательные события по этому направлению не только от вузов, но и от технологических компаний. Наши партнеры говорят: «Мы готовы провести экскурсию на своем производстве и ознакомить вас с работой нашего офиса». Когда ребята приходят в эти компании, у них появляется реальная возможность подойти буквально к любому сотруднику и спросить, что и как он делают, с помощью каких инструментов, даже о размере зарплаты, условиях труда и многом другом. Сотрудники компаний в подавляющем большинстве случаев открыто отвечают на такие вопросы, и это позволяет школьникам очутиться внутри IT-сферы прямо со школьной скамьи.
Выпускник приходит на крупное производство и понимает, возможно, что запах масла, пыль, шевелящиеся манипуляторы его совсем не интересуют! Вроде бы он успешно собирал из конструктора базовые модели, но оказалось, что в рамках большого промышленного производства это совсем не его история. Значит, можно найти, во-первых, либо совершенно другое направление тоже в сфере IT, либо что-то смежное. У нас сейчас огромное количество таких смежных, междисциплинарных направлений. Первое, что приходит на ум в качестве примера, – это биоинформатика.

– Вы говорите о взаимосвязи различных направлений, но давайте сначала узнаем о взаимодействии учеников в рамках проекта. ИТ-класс рассчитан на старшеклассников. А есть ли какая-то преемственность? Как, например, ученики 11‑х классов взаимодействуют с учениками 10‑х классов? Реализуют ли они какие-то совместные практики?

– Мы движемся именно в этом направлении. Это крайне важно, в нашей школе сейчас реализованы все проекты московского предпрофессионального образования. Перед административной командой стояла важная задача: как развести инженерные и ИТ-классы, ведь и те и другие работают как программисты? Мы это сделали с помощью учебного плана. У учеников 10‑11‑х классов есть такой предмет, как «Индивидуальный учебный проект». Вот именно там и происходит связка между учениками различных направлений и классов. Например, когда медики говорят, что у них возникла какая-то идея, но они не знают, как подступиться к решению, мои «айтишники» вполне могут им в чем-то помочь. Иногда ведь достаточно просто сформулировать алгоритм работы.
Конечно, «айтишникам» легче составить такой алгоритм, чем ребятам кадетского класса! Поэтому, естественно, такое взаимодействие есть. Кроме того, в нашей школе предусмотрена возможность перехода из одного предпрофессионального класса в другой, разумеется, с соблюдением определенных процедур. То есть вполне возможна ситуация, что ученик поступил в ИТ-класс, прошел вступительные испытания, отучился некоторое время и понял, что занимается не своим делом. И это даже не вопрос какой-то учебной нагрузки. Проблема не в том, что много задают или не хватает времени. Это просто не его область! И вот тогда он переходит на другое направление, сдав необходимые работы и испытания. Такая «образовательная миграция» у нас действительно есть. Например, сейчас несколько человек из «инженеров» хотят перейти в ИТ-класс.

– Получается, что между всеми проектами вашей школы есть такая сеть взаимодействия и взаимопомощи? И независимо от различий в программе существует много таких внутренних практик, которые позволяют ученикам сотрудничать внутри образовательной сети? Например, ребята могут поделиться впечатлениями о проектах или экскурсиях, на которых они побывали. А теперь давайте посмотрим на эту ситуацию с другой стороны – с точки зрения учителя. Как он чувствует себя в рамках этой бурно развивающейся среды? Верно ли утверждение, что сегодня учитель должен сочетать в себе навыки педагога, системного администратора, программиста, а также специалиста в области больших данных?

– Во-первых, человек не один, нас много, работает целая команда учителей нашей кафедры математики и информатики. Наверное, 1 сентября 2019 года, когда стартовал проект «ИТ-класс в московской школе», у многих моих коллег возникал вопрос: как это будет работать? Сейчас ситуация полностью поменялась. В момент своего запуска проект стал, с одной стороны, некоторой площадкой для подготовки педагогов. Действительно, не каждый учитель информатики знает все о больших данных или глубоко разбирается в информационной безопасности. Если, конечно, мы не рассматриваем вопрос об установке антивируса! Поэтому операторами проекта и вузами-партнерами была проведена большая работа по подготовке учителей, мы прошли курсы повышения квалификации. Затем мы начали включать в этот проект других наших педагогов, даже если в этом году они не работают в ИТ-классе, мы всегда смотрим на перспективу. Возможно, что в следующем году, если будет запрос от ребят, мы откроем уже два направления. Появился такой необычный эффект, когда учителя математики стали думать: «А что я могу еще сделать сейчас в 7‑8‑м классе, для того чтобы наши ребята смогли поступить в том числе и в ИТ-класс? На что обратить особое внимание, чтобы у школьников был качественно другой уровень знаний?» Конечно, нам сейчас помогает такой проект, как «Математическая вертикаль». То есть уже на нашей школьной кафедре мы рассматриваем возможности интегрирования каких-то вопросов. Давайте скажем так: это подготовка к предпрофклассу.

– А как в вашей команде выстраивается общение с педагогами непрофильной среды? Например, с учителями иностранного языка? Как они принимают участие в подготовке будущих ИТ-специалистов нашего города?

– В ИТ-классе как раз английский язык идет на углубленном уровне. Сами учителя вышли с просьбой выдать им материал, чтобы ребята могли изучать специальную лексику и так называемый технический английский. И мы уже предоставили педагогам английского языка RFC (Request for Comments – документ, содержащий технические спецификации и стандарты, широко применяемые во Всемирной сети), чтобы они разбирали с ребятами. Это те документы, которые ежедневно потребуются нашим состоявшимся или будущим айтишникам в своей практической деятельности. Школьники получили возможность нарабатывать технический английский непосредственно на исходниках. Кстати, с иностранными языками все более-менее понятно, а вот, например, учитель истории. Чем он может помочь проекту? Мы задумались над этим и нашли в программе ИТ-класса один из возможных сквозных курсов, он называется «История и современность IT-компаний». Именно здесь учителя истории и права могут объединить свои усилия и подготовить небольшой тематический модуль по истории этого вопроса.

– Получается, что сегодня в рамках проекта задействованы не только те учителя, которые проходили переподготовку для преподавания в рамках проекта, но и в принципе все возможные кафедры, представленные в основной образовательной программе?

– Совершенно верно!

– И, наверное, это позволяет намного шире взглянуть на всю проблему IT-индустрии, а не только на локальные моменты, то есть и с точки зрения приобретения каких-то навыков, и с точки зрения истории, углубленного знания иностранных языков…

– А еще географии и геопозиционирования!

– Да, и в этом плане проект, безусловно, открывает новые горизонты для ребят. Но вот вы упомянули, что вузы участвуют непосредственно в переподготовке и переквалификации учителей для работы в рамках проекта. А как участвуют партнеры от тех предприятий, с кем у вас заключен договор о сотрудничестве?

– Наши технологические партнеры в основном участвуют в жизни проекта событийно. Они организуют некоторые образовательные встречи (ну не хочется называть их мероприятиями!), и это всегда действительно что-то очень значимое для учеников. У нас был такой интересный опыт, когда школьники, побывав как раз на таких образовательных встречах, находили, например, научных руководителей для своих исследовательских проектов. Это реальная возможность развития! И конечно же, это уникальный шанс увидеть изнанку IT-сферы: как, зачем и почему это все-таки работает, хотя работать не должно.

– Правильно ли я понимаю, что технологические партнеры являются проводниками в отрасль IT? Они выполняют функцию попечителей, а также как научные руководители курируют образовательные проекты?

– Абсолютно верно!

– А есть ли примеры таких совместных проектов, которые технологические партнеры разрабатывают вместе с ребятами?

– Просто побоюсь сейчас немножко обидеть и партнеров, и школьников, потому что могу несколько неточно воспроизвести названия их проектов, но такой опыт у нас был. И, кстати, еще одно направление, по которому мы взаимодействуем с известными компаниями, такими как Oracle и Cisco, – это их активность по созданию сетевых академий. Ребята уже готовятся к сертификационным испытаниям, к международным экзаменам, например, в области технологий связи или в области баз данных. Такой опыт у нас тоже есть, и он востребован!

– Вы говорите, что ребята проходят дополнительную сертификацию в академии той же самой компании Cisco. Есть ли еще какие-то мероприятия, которые могут помочь в дальнейшем определиться с профессией или получить дополнительные профессиональные навыки?

– Здесь обязательно нужно сказать о двух интересных направлениях. Это, во-первых, Московский технологический марафон. В рамках этого конкурса ребята уже второй год (причем мы говорим о разных командах!) участвуют в хакатонах «Дополненная и виртуальная реальность». Это потрясающее направление, оснащенное уникальным оборудованием и специализированным программным обеспечением. Ребята создавали виртуальные музеи, учились считывать штрихкод и еще многое-многое другое! Вся дополненная реальность вообще очень интересна, и у нас есть хорошие результаты в этой области. Второе направление развития, которое мы предлагаем ребятам (и оно тоже пользуется спросом), – работа по проекту «Профессиональное обучение». Ребята получают профессию буквально на школьной скамье. Сейчас наши десятиклассники сотрудничают с Московским городским педагогическим университетом. После окончания курса они получат документ, в котором указана их специальность – «оператор ЭВМ».

– Безусловно, перспективно для старшеклассника уже иметь определенную профессию, которая реально сможет ему понадобиться в будущем. Но давайте немного поговорим именно о вас. Иногда вы сами себя представляете как «тимлида» школьного проекта «ИТ-класс в московской школе». Расскажите об этом подробнее, пожалуйста!

– Мне думается, что это наиболее корректное определение того, чем я на самом деле занимаюсь. С другой стороны, все не так просто. Перед вами настоящий трехголовый дракон. Ведь я и классный руководитель, и учитель информатики, и руководитель проектов в ИТ-классе. Если в прошлом году это был один ИТ-класс, то сегодня их у нас уже два, и руководителю проекта приходится работать по многим направлениям. Это управление людьми, ресурсами и в какой-то части даже учебным планом.
Например, ребята, поступая в ИТ-класс, заполняют анкету о своих интересах. Именно это и позволяет корректировать учебный план, когда мы отказываемся от одних сквозных курсов, но включаем другие, потому что большая часть школьников интересуются, например, робототехникой. Поэтому я просто обязан быть некоторым лидером, который работает с командой и в команде, а также одновременно представляет ее.

– По вашим ощущениям, насколько тяжело сочетать в себе сразу троих представителей – классного руководителя, администратора проекта и учителя информатики. Здесь ведь действительно нужно иметь, как у Змея Горыныча, три головы и шесть глаз и глядеть «в оба» по всем сторонам? Насколько у вас все это получается и есть ли какая-то помощь и поддержка со стороны организаторов проекта?

– И помощь, и поддержка есть, и абсолютно достаточные, я бы так сказал! Самое главное, что ни один вопрос, направленный организаторам и операторам проекта, не остается без ответа. Конечно, иногда случается ситуация под названием «мы сможем ответить на ваш вопрос завтра», но это очень короткие и понятные сроки. И я, возглавляя этот проект в своей школе, понимаю, что всегда получу ответ на вопрос или необходимые мне рекомендации. Что важно – очень сильно помогает команда школы. Это и мои коллеги по кафедре, и коллеги с других кафедр, и административная команда в целом. Думаю, что, оставшись один на один с новым проектом, никто не справится, а вот когда есть серьезная командная поддержка, то все получится!

– И, наверное, помимо коллег и операторов проекта эту поддержку вы чувствуете и от самих ребят? Очень важно, когда школьники понимают, что проект развивают всем миром, а для них это возможность сделать несколько шагов в будущее и определить, где в дальнейшем они смогут применить свои знания.

– Конечно, вы абсолютно правы. Поддержка от ребят – участников проекта бесценна.

– Предлагаю подвести некоторые итоги нашего разговора. Мы обсудили сегодня много вопросов, говорили о направлениях проекта и о взаимодействии с партнерами и вузами. Интересно лично ваше мнение: каким бы вы хотели увидеть проект «ИТ-класс в московской школе» в ближайшем будущем?

– Вы знаете, на эту тему было много размышлений. Думаю, что первое направление развития – это углубленная подготовка ребят буквально с начальной школы или чуть позже. Это могут быть и программа «Математической вертикали», и учебные программы образовательного проекта «Яндекс.Лицей» – еще одного партнера «ИТ-класса в московской школе». Второе направление – мы ожидаем расширения перечня специализаций ИТ-класса. Например, может появиться та же самая бизнес-информатика, о которой я уже упоминал. В-третьих, у старшеклассников сейчас очень большой спрос на участие в проекте, поэтому мы допускаем ситуацию, что в следующий раз первого сентября мы откроем два класса по двум направлениям. Вообще, знаете, ИТ-класс мне представляется таким своеобразным осьминогом! Есть голова или центр – это школа, где мы все это реализуем, и множество различных щупалец, которые расходятся в разные стороны. Ребята, например, участвовали в хакатоне по вопросам информационной безопасности, который прошел в МГУ. Они приходят и говорят: «Георгий Алексеевич, мы такие интересные задачи там нашли!» И мы тут же включаем их в свою программу, рассматриваем в том числе олимпиадные задания. А самое главное – мы стараемся поддержать этот огонек в глазах ребят, чтобы потом, окончив школу, они имели более четкое направление своего развития.

– Получается, планы на будущее построены, вектор намечен. Желаем удачи!

Елена РИПС, Павел ФРАНЦЕВ

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте