Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Историю края мы сегодня знаем намного лучше. Татьяна ХЛОПОВА, руководитель Департамента образования и науки Краснодарского края

Учительская газета, №49 от 2 декабря 2008. Читать номер
Автор:

С главой кубанского образования Татьяной Павловной ХЛОПОВОЙ я познакомилась на финале Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008», где она работала в качестве члена жюри. С огромным интересом Татьяна Павловна наблюдала за организацией педагогического состязания, ведь каждый год в крае проходит региональный конкурс «Учитель года Кубани». Татьяна Хлопова как никто понимает ответственность организаторов, судейской коллегии. Знает: выбрать самого талантливого очень нелегко. Зато труды того стоят – яркие, высокопрофессиональные учителя помогают строить качественное краевое образование. Как используется потенциал участников и победителей «Учителя года»? С этого вопроса и начался наш разговор.

СтатфактВ 2008 году консолидированный объем финансирования отрасли образования в Краснодарском крае составил свыше 26 миллиардов рублей. На комплексный проект модернизации в регионе Министерство образования и науки РФ выделило около 473 миллионов, Краснодарский край – 2740 миллионов рублей.

– Практически каждый из них вскоре стал занимать какие-то должности в системе образования. Причем каждый из учителей года доказал, что он достоин занимать это место – начальника управления образования, директора школы, завуча… Только краевые победители являются членами жюри конкурса «Учитель года Кубани». Каждый год конкурсное жюри увеличивается на одного человека – прошлогоднего победителя. Всех краевых учителей года знают поименно в администрации края, за их судьбой следит вице-губернатор Галина Дмитриевна Золина. На торжественном закрытии конкурса педагогов, как правило, приветствует Александр Николаевич Ткачев, наш губернатор. Мы сделали в краевом Институте дополнительного профессионального педагогического образования копилку открытых уроков. Стараемся все уроки, которые дают учителя во время конкурса, снимать на пленку.

Особенность нашего конкурса – три номинации. Кроме основной – «Учитель года Кубани», есть еще две – «Лучший учитель кубановедения» – это обязательный региональный предмет и «Лучший учитель основ православной культуры» – это предмет по выбору. Мы видим, как с каждым годом профессиональный, личностный уровень учителей, которые принимают участие в конкурсе, растет. Улучшается имидж учительства края.

– Сегодня качество работы учителей, в том числе победителей конкурса «Учитель года России», конкурсов учителей и школ в рамках ПНПО, находится в зависимости от результатов сдачи единого государственного экзамена. Как ЕГЭ приживается в Краснодарском крае?

– Мы относимся к ЕГЭ как к одной из значимых, справедливых внешних оценок качества образования. Основной принцип – чтобы единый экзамен проходил в соответствии с требованиями, без подтасовок. Два года назад мы аннулировали результаты ЕГЭ по математике и русскому языку в двух районах – было подозрение, что ученики не выполнили самостоятельно задание. Мы открыто говорим о таких проблемах. При этом виновные в нарушениях получают заслуженное наказание. Результаты единого государственного экзамена у нас из года в год улучшаются. Так, по сравнению с 2007 годом по таким предметам, как физика, химия, биология и география, количество неудовлетворительных отметок снизилось на 2-4,5%, при этом увеличилось количество хороших и отличных отметок (на 5-12%). Это результат системной работы.

У нас есть учителя, которые могут сами справиться с ситуацией, а есть педагоги, которым нужна помощь, которые не в состоянии решить задачи ЕГЭ. Были у нас и такие… Что мы сделали? Начали с математики. А потом перешли и на другие предметы. Разработали единые календарные планы для учителей, чтобы изучение материала шло в одно время. А потом начали проводить диагностические контрольные работы краевого уровня. В определенное время после изучения определенных тем класс выполняет контрольные, которые проверяет другой учитель.

– Новая система оплаты труда – это тоже форма контроля качества образования. Директор школы решает, кому дать средства из стимулирующего фонда и за что. Не бывает случаев злоупотребления властью?

– У нас есть общие рекомендации, примерное положение, этим документам необходимо следовать. Кстати, давала недавно интервью, рассказывала об организации горячего питания в крае. Мы рекомендовали на уровне муниципалитетов создать общественный совет по организации питания, а в каждой школе – общественные советы из родителей по контролю за питанием. Результат – успех проекта «Школьное питание». 98,7% учеников в Краснодарском крае охвачены горячими завтраками, за четыре года переоборудовано 90% пищеблоков, дети и учителя получают компенсацию на питание.

То же самое с учительской зарплатой. Есть общественные советы, которым администрация школы представляет список педагогов и свои предложения, как можно стимулировать тех, кто работает сверх «нормы». Если происходит нарушение, никто этого терпеть не будет. А я всегда призываю: случилось что-то – обращайтесь к нам, проверим, исправим.

Могу привести цифры, иллюстрирующие ситуацию с оплатой труда педагогов. 43% учителей получают зарплату выше 10 тысяч. От 15 до 20 тысяч получают около 10%, и более 20 тысяч получают 4%. В декабре стимулирующая часть зарплаты будет 20%. В следующем году планируем увеличить ее до 30%.

Приятно отметить, что в этом году учительская зарплата у нас повышалась три раза. Первый раз – в феврале, второй раз – 1 сентября и третий – с 1 декабря. Средний размер зарплаты учителя в октябре был 12082 рубля.

– Реализуя комплексный проект модернизации образования, на что вы делаете акцент?

– Самый сложный вопрос – реструктуризация сети. Я в 1992 году пришла работать в 44-ю гимназию Краснодара учителем математики, у нас тогда было 1700-1800 учеников, а школа рассчитана на 800 мест. Сегодня в гимназии 1000 учеников, она работает в одну смену. Количество учеников уменьшается, количество учителей остается прежним. Идет борьба за нагрузку. Эти проблемы надо решать. Мы строго придерживаемся принципа, когда говорим об оптимизации: если в населенном пункте одна школа, то, какая бы она ни была, мы ее сохраняем. Независимо от того, сколько в ней учеников – 5, 10, 100, 200. Если в населенном пункте три школы и они расположены недалеко друг от друга, смотрим, какая из них может стать базовой. Тут учителя химии нет, здесь крыши… Была ситуация в Отрадненском районе – там две средние школы-красавицы, расположенные в современных зданиях, и одна развалюха – с печным отоплением, рамы не закрываются, форточки не открываются, в ней учились 50 детей, работали тринадцать учителей. Когда мы родителям и детям из этой школы показали их современных соседей, ребята сами изъявили желание перейти учиться туда, а маленькую школу закрыли.

Кстати, у нас существует три норматива подушевого финансирования – для городских школ, для сельских школ и для сельских малокомплектных. Норматив маленькой школы в четыре раза больше, чем обычной.

Мы стараемся оптимизировать сеть, сделать все школы благоустроенными и оснащенными. С той же целью в Краснодарском крае создаются базовые школы и ресурсные центры. В целом по краю формируется 319 таких центров. Мы насыщаем ресурсные центры различным учебным оборудованием, создаем там комфортные условия для детей. Прежде всего ресурсные центры ориентированы на профильное обучение.

– А что в Краснодарском крае делается для качественного оснащения средних школ?

– Существует краевая программа переоснащения школьных медицинских кабинетов, на это выделено 420 миллионов до 2010 года. Практически во все школы поставлено новое оборудование. Проводим процедуру лицензирования. По договору с медиками привели к единой схеме медицинское обслуживание. Штаты переданы в учреждения здравоохранения, чтобы они осуществляли профессиональное руководство. Зачем вкладываются такие огромные средства? Не только чтобы условия были достойные. Мы рассчитываем, что у нас в крае на новый уровень выйдет просветительская работа по формированию здорового образа жизни.

Обновляем и школьные мастерские. Это важно, ведь технология – практико-ориентированный предмет. Цена вопроса – 370 миллионов рублей.

– Знаю, что ваш край не только участвует во Всероссийском нацпроекте «Образование» и реализует комплексный проект модернизации образования, но и создал свой «малый» проект регионального уровня по дошкольному образованию. Каковы его задачи?

– Первая задача – увеличение мест в детских садах. Принимается краевая целевая программа о выделении ежегодно миллиарда рублей на строительство детских садов. Вторая – поддержка педагогов дошкольных учреждений. С 2008 года введена доплата из краевого бюджета – по 1000 рублей всем педагогам дошкольного образования. 60 лучшим дошкольным учреждениям вручаем гранты по 500 тысяч рублей. В этом году состоялось чествование и 60 лучших воспитателей, они получили по 50 тысяч рублей.

– В проекте федеральных стандартов образования говорится о тесном сотрудничестве государства, общества и школы. Но готовы ли родители выдвинуть свои требования и готова ли школа их принять?

– Может быть, родители и не готовы. Но должны быть готовы мы. Чем больше мы будем работать с родителями, тем будет лучше. Родители должны быть в содружестве со школой, выдвигать свои предложения. И Закон «Об образовании» об этом говорит: родители имеют право предъявлять требования, привлекать к ответственности учителя, который не дал качественное образование их ребенку.

– Одно из этих требований – знание истории, культуры России и своей малой родины…

– Это тема для особого разговора. У нас очень много делается в этом направлении. Когда-то наш губернатор Александр Николаевич Ткачев стал задавать такие же вопросы: насколько наши ребята знают историю своей родины? И тогда возникла идея создать новый предмет – кубановедение. Потом мы внедрили этот предмет и в дошкольных образовательных учреждениях. Сначала кубановедение вели учителя истории, литературы, тот, кто хотел. Сегодня – только учителя кубановедения. Основы православной культуры – необязательный региональный предмет, но с каждым годом количество желающих его изучать растет. У нас в крае был один казачий корпус, конкурс в него достигал 30 человек на место. Появились еще четыре. Сегодня в Краснодаре мы начинаем строительство нового казачьего корпуса на 600 мест. Плюс существуют казачьи школы, классы. Мы выпустили учебники по кубановедению. Их разрабатывают учителя.

Мы проводим конкурсы, викторины, посвященные истории Краснодарского края. 7 декабря будет день святой Екатерины. Так как имя великомученицы Екатерины взяла Екатерина II, которая основала наш город, мы два этих имени связываем. 5 декабря у нас пройдет всекубанский урок «Именем Екатерины нареченный…» с 1-го по 11-й класс.

Сейчас у нас идет проект «Имя Кубань» по аналогии с проектом «Имя Россия». Проходит интернет-голосование, жители Краснодарского края выбирают десять самых значимых имен деятелей истории Кубани. Екатерина II – на первом месте. Благодаря интересу нашего губернатора к этому проекту весь край сейчас изучает историю. Дети, учителя, родители читают исторические книги, мемуары. Даже трудно их найти в магазинах. Историю мы сегодня намного лучше знаем, чем раньше.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту