search
main
0

История России на рубеже веков. Учебно-методический комплект для базового уровня старшей школы

В издательстве «Дрофа» подготовлен УМК для базового уровня старшей школы, который включает учебники: Н.И.Павленко, И.Л.Андреев, Л.М.Ляшенко «История России с древнейших времен до конца XIX века» (10 класс), А.Ф.Киселев, В.П.Попов «История России. XX – начало XXI века» (11 класс), вышедшие под общей редакцией д.и.н., члена-корреспондента РАО А.Ф.Киселева и д.и.н., проф. Н.И.Павленко. В комплект также вошли: программа курса истории России с древнейших времен до начала XXI века; методическое пособие А.В.Игнатова к учебнику 10 класса; методическое пособие Г.М.Плоткина к учебнику 11 класса; рабочие тетради (выйдут в свет в 2008 году). Учебники включены в Федеральный перечень учебной литературы, рекомендуемой для работы в школе. Знакомство учителей с учебниками и их апробация на уроках вызвали многочисленные отклики, отрывки из которых представлены в настоящей публикации.

Из учебника А.Ф.Киселева, В.П.Попова «История России. XX – начало XXI века» (11 класс)

§ 22. Источники Победы

Вечно живые. Великая Отечественная война 1941-1945 гг. стала для народов Советского Союза трагической (но и героической одновременно) вехой в ряду переломных событий XX столетия. Никогда прежде им не противостоял такой мощный, жестокий, бесчеловечный враг. Он всего за четыре месяца дошел до Москвы, а путь до Берлина занял у нашей армии более трех лет тягчайших боев и сражений. Подвиг советского солдата изумлял и восхищал как друзей, так и недругов нашей страны…

Война фашистской Германии против нашей страны была необычной войной, поскольку велась на уничтожение русского народа, России, славян. Планы Гитлера осуществлялись осознанно, целенаправленно и беспощадно.

Официальная советская историография объясняла победу СССР главным образом преимуществами социалистического строя, морально-политическим единством советского народа и др. Действительный же ход событий Отечественной войны показал, что, когда решался вопрос жизни нации, советское руководство уповало не на коммунистические доктрины, а на народ и его патриотический дух.

Знаменательно, что Героями Советского Союза стали представители 100 наций и народностей страны – 7998 русских, 2021 украинец, 299 белорусов, 161 татарин, 107 евреев, 96 казахов, 90 грузин, 89 армян, 67 узбеков, 63 мордвина, 45 чувашей, 43 азербайджанца, 38 башкир, 31 осетин и др.

В первые месяцы войны возрождались воинские традиции России. Уже 18 сентября 1941 г. Ставка «за массовый героизм, мужество личного состава, высокое воинское мастерство» переименовала четыре стрелковые дивизии (100, 127, 153 и 161-ю) в 1, 2, 3, 4-ю гвардейские. К маю 1942 г. все виды Вооруженных сил имели гвардейские части и соединения. В январе 1943 г. 8 гвардейских танковых и механизированных корпусов впервые были удостоены почетных наименований: Сталинградский, Тацинский, Донской, Котельниковский, Зимовниковский, Кантемировский.

Цена Победы. Проблема людских потерь в Великой Отечественной войне принадлежит к числу наиболее важных и запутанных вопросов нашей истории. Ее изучение осложнялось тем, что вплоть до 90-х гг. XX в. важнейшие архивные документы были недоступны историкам и общественности. Сказывалась политическая конъюнктура: если в советские времена потери преуменьшались, то в годы перестройки активно распространялась версия о «чрезмерной цене» победы СССР в войне. Некоторые историки поторопились даже назвать победу пирровой.

14 ноября 1956 г. вопрос о людских потерях Советской армии и мирного населения за годы Второй мировой войны рассматривался на заседании Президиума ЦК КПСС. В записке руководителя Центрального статистического управления (ЦСУ) В.Н.Старовского в ЦК КПСС сообщалось, что, «по расчетам ЦСУ, убыль населения СССР за годы войны в результате потерь Советской армии, истребления советских людей оккупантами и превышения смертности над рождаемостью составила более 20 млн. человек». Эта цифра и была озвучена Н.С.Хрущевым.

Последняя официальная оценка, опубликованная в «Известиях» 9 мая 1990 г., – 27 млн. человек.

Среди отечественных историков разброс данных о людских потерях Советского Союза в войне составил от 25-30 млн. до 43-44 млн. человек.

Фактическое число безвозвратных потерь (убитые и умершие, пропавшие без вести и попавшие в плен) Советских Вооруженных сил составляет 9,2 млн. человек. Безвозвратные потери немецких войск равнялись 6,9 млн. человек, что опровергает тезис о пирровой победе СССР.

Приведенные выше расчеты ученых носят приблизительный характер. В обстановке первых месяцев войны, самых кровопролитных по потерям для Красной Армии, погребение убитых советских воинов проводилось во многих случаях в спешке. Зачастую труп погибшего красноармейца было невозможно опознать из-за отсутствия при нем какого-либо документа, удостоверяющего личность. Санитарные потери (раненые, больные, контуженные и др.), по донесениям войск, составили 18,3 млн. человек.

По расчетам демографов, суммарно все людские потери составили 26,6 млн. человек. Если из этой цифры вычесть фактическую численность демографических потерь Советских Вооруженных сил в 9,2 млн., то общие потери гражданского населения составят 17,4 млн. человек. Естественно, что данная оценка российских ученых также носит приблизительный характер.

В целом по отношению ко всему населению СССР в начале войны (196,7 млн. человек) общие людские потери составляют около 13%.

Сопоставим эти оценки с потерями населения стран, принимавших участие во Второй мировой войне. Людские потери населения Германии составили от 9 до 19% (в зависимости от того, о каких границах этого государства идет речь); Японии – 3,4%; Великобритании – 0,9% от общего числа жителей до войны; США – 0,3%. Тяжелые потери от немецкой оккупации понесли Польша, лишившаяся 6 млн. своих жителей (17,2%), и Югославия – 1,7 млн. (около 11%). Подлинной трагедией еврейского народа стал холокост – массовое уничтожение нацистами евреев в Германии и на оккупированных территориях.

Фундамент Победы. В своей знаменитой книге «Вторая мировая война» Черчилль писал: «Сила советского правительства, стойкость русского народа, неистощимые людские резервы, огромные размеры страны, суровая русская зима были теми факторами, которые в конечном счете сокрушили гитлеровские армии». В приведенной оценке наряду с действительным уважением к народу победившей страны акцент сделан на природный и количественный факторы – размеры страны, зима, резервы.

В западной историографии, главным образом немецкой, проблема «источники Победы» изучается прежде всего через призму просчетов и «роковых ошибок», допущенных якобы исключительно по вине нацистской политической верхушки и лично Гитлером. При оценке военных сражений успехи советских войск объясняются главным образом их подавляющим численным превосходством и неблагоприятными для противника географическими условиями… Поражения же вермахта сводятся, как правило, к случайным факторам. Через все сочинения немецких генералов красной нитью проходит следующая мысль: не будь ошибок Гитлера, ход и исход войны был бы другим.

Важнейшим, но, безусловно, не единственным фактором, действительно влияющим на победу в такого рода войнах, является «качество» народа, его характер. И наш противник прекрасно понимал это. В конце 1944 г., когда крах Третьего рейха стал неизбежным, Гитлер в кругу своих приближенных говорил: «Во имя чего принесли мы все жертвы? Ведь так долго, как она уже продолжается, война не продлится. Этого ни один человек не выдержит – ни мы, ни они. Вопрос только в том, кто выдержит дольше».

Как отмечал в этой связи теоретик военного искусства К.Клаузевиц, «моральные факторы ускользают от всякой книжной премудрости; их нельзя ни измерить, ни классифицировать, они требуют, чтобы их видели и чувствовали». Поэтому характер советского воина, воплотившийся в таких эпических фигурах, как Александр Иванович Покрышкин и ему подобные, стал тем фундаментом Победы, на котором выстраивалось все остальное.

Война показала, что советский солдат смог пройти боевую выучку прямо на поле брани и в решающий момент превзойти немецкого «сверхчеловека». Действовать нашим бойцам приходилось в трудных условиях под бдительным надзором особых отделов, которые в бой не ходили, зато под влиянием первых крупных поражений Красной Армии с большим рвением выискивали в войсках «измену». Бойцы Красной Армии проявили свои лучшие черты: природный ум, скромность, бесстрашие, воинскую доблесть и физическую подготовку, оправданный риск, чувство товарищества, умение переносить, казалось бы, непереносимые тяготы, святую веру, что правое дело защиты Отечества победит.

Из отзыва преподавателя истории школы №312 г.Москвы Владимира Леталина на учебник А.Ф.Киселева и В.П.Попова

Учебник соответствует требованиям Государственного стандарта по истории, четко «встраивается» в сетку учебных часов в 11 классе. Тексты параграфов примерно одинаковы по объему, что, безусловно, удобно для учащихся и учителя, если используется традиционная классно-урочная система преподавания.

Сравнительно небольшой объем учебника позволяет успешно работать в классах, где история не является профильным предметом. Поэтому особенно важна содержательная часть книги. Данный учебник, безусловно, выигрывает по сравнению с другими. Его отличительная черта – компактность изложения материала… При этом остается место для творчества учителя, особенно если используется модульно-блочная система подачи учебного материала, так как наряду с использованием учебника (изложение основных фактов, событий, комментариев к ним) возможно привлечение дополнительных материалов.

Важное достоинство учебника заключается в том, что он знакомит школьников с различными точками зрения на исторические события. При этом авторы не навязывают свою точку зрения, давая возможность учащимся самостоятельно или с помощью учителя проанализировать те или иные исторические события.

Очень удачно написана глава, посвященная Великой Отечественной войне. В последнее время учебники страдают слишком беглым изложением событий войны, подчас встречаются некорректные трактовки некоторых событий, что приводит к тому, что ребята фактически не знают историю Великой Отечественной. В учебнике Киселева и Попова война изложена достаточно подробно, авторы не оставили без внимания проблемные моменты (например, проблема коллаборационизма, депортации народов, роли союзников по антигитлеровской коалиции, роли советско-германского фронта во Второй мировой войне).

Удачно изложена история современной России. При этом обозначены не только достижения конца ХХ – начала ХХI века, но и проанализированы трудности, обозначены важнейшие проблемы, стоящие перед страной.

Из отзыва преподавателя истории школы №90 г.Саратова Надежды Петрович на учебник А.Ф.Киселева и В.П.Попова

В этом году передо мной вновь встала проблема выбора учебника по истории России ХХ – начала ХХI века для 11 класса. Захотелось найти учебник, написанный понятным, хорошим литературным языком, который будет легко и с интересом восприниматься учащимися. И я нашла – это учебник А.Ф.Киселева, В.П.Попова «История России: ХХ – начало ХXI века».

Что мне понравилось? Учебник легко вписывается в БУП 2004 г. Там на историю России отводится 40 часов, а в учебнике 39 параграфов. Не нужно тратить время и силы на сокращение какого-то материала.

Теперь по содержанию. Текст учебника мне понравился своей исторической конкретностью. Авторы достаточно взвешенно характеризуют каждый из периодов развития нашей страны в прошлом веке, отмечают как положительные моменты, так и упущенные возможности. Порадовал иллюстративный ряд учебника. Значительная часть иллюстраций публикуется впервые, я их не встречала ни в одном известном мне школьном учебнике.

Методический аппарат учебника, разработанный кандитатом исторических наук В.А.Клоковым, соответствует и возрастным особенностям 11-классников, и требованиям к уровню их подготовки, предъявляемым стандартом 2004 года. С помощью системы вопросов и заданий к каждому из параграфов старшеклассники смогут подготовиться к сдаче ЕГЭ по истории России.

Одно из главных преимуществ учебника – его понятный, доступный, хороший литературный язык. Это немаловажное достоинство. Нередко ученики просят меня передать содержание некоторых современных учебников, особенно по обществознанию, своими словами. В этом учебнике ученик не споткнется на слишком длинном с непонятными терминами абзаце. Значение многих терминов объяснено в словаре в конце учебника.

Конечно, я прекрасно понимаю, главный рецензент учебника – это школьник. Как ему будет работаться с новым учебником, покажет лишь время. Но потенциальные возможности нового учебника, на мой взгляд, позволяют надеяться на его успешное внедрение в школьную практику.

Из методического пособия Г.М.Плоткина «История России. XX – начало XXI века. Базовый уровень»

§27. Источники и значение победы в Великой Отечественной войне

…Начиная урок, можно предложить ребятам поразмыслить над следующей проблемой: как представляли и представляют себе главные предпосылки победы СССР в Великой Отечественной войне люди разных поколений – граждане нашей страны:

– 40-х гг. XX в.;

– 70-х гг. XX в.;

– первого десятилетия XXI в.

Используя возможность предварительной подготовки дома, включая выяснение мнений представителей старшего поколения, учащиеся могут прийти к выводу, что людям 40-х гг. определяющими факторами представлялись:

– мудрое руководство действиями Вооруженных Сил и народа в целом Верховного главнокомандующего И.В.Сталина;

– руководящая и направляющая роль коммунистической партии, вдохновлявшей и поднимавшей народ на борьбу с врагом.

Для людей 70-х гг. важнейшей оставалась руководящая роль коммунистической партии в сочетании с преимуществами социалистического общественного строя. В то же время все более ясным становилось осознание значимости мужества и стойкости нашего народа, проявленных им в противостоянии захватчикам.

Чем больше отдаляется от нас Великая Победа, освобождаясь от идеологических напластований и становясь достоянием истории, тем более ясным становится понимание того, что героизм и самоотверженность советских людей явились основным фактором победы. Можно рассказать ребятам о том, как в середине 60-х гг. маршал Жуков, находившийся длительное время в негласной опале, появился в президиуме одного из торжественных заседаний, посвященных победе над фашизмом. И тут произошло неожиданное, несвойственное тому времени: люди, почувствовав себя не «массовкой», не винтиками, встали в едином порыве. В зале раздались крики: «Слава творцу Победы!» Можно предложить учащимся подумать, что произошло дальше…

Жуков нахмурился, подошел к микрофону и, глядя прямо в зал, сказал: «Творцом победы был советский народ. Прошу это помнить». Человек, железной рукой посылавший на смерть десятки тысяч людей, лучше других знавший о собственных достижениях и просчетах, отдавая должное подвигу народа, предпослал своим «Воспоминаниям и размышлениям» короткую строчку: «Советскому солдату посвящаю».

Совместно с ребятами нужно отметить важнейшие источники победы в Великой Отечественной войне.

1) Это была победа народного патриотизма, любви к своему Отечеству, воспринявшая многовековые традиции сопротивления захватчикам.

Не вызывает сомнения, что это была борьба во имя спасения Отчизны, а не тех, кто прикрывался интересами народа и паразитировал на них.

2) Мы победили благодаря сплоченности нашего народа, его единению в борьбе с немецко-фашистскими захватчиками. Могло показаться, что осуществлявшееся в 30-е гг. с ведома или по указанию Сталина не могло не разъединить народ. Однако то, как он поднялся на «смертный бой», как раз свидетельствовало об обратном. В новой исторической ситуации даже убежденным противникам Сталина становилось ясно, что речь в первую очередь идет не о его нахождении у власти, а о самом существовании нашего государства. Не оправдались расчеты гитлеровского руководства на обострение противоречий, крупные межнациональные конфликты в СССР в ходе войны.

3) Значительную роль в победе над врагом сыграли труженики тыла.

4) Огромная территория, бескрайние просторы страны явились одним из факторов, затруднявших осуществление агрессивных планов гитлеровского руководства, в значительной степени авантюристичных. На территории, занятой немецко-фашистскими войсками, развернулось массовое партизанское движение, нанесшее ощутимый урон захватчикам.

5) В ходе войны Красная Армия, оправившись от первых военных неудач, приобрела опыт боевых действий, научилась побеждать противника; выдвинулась большая группа выдающихся полководцев, сыгравших важную роль в обеспечении победы.

6) В составе антигитлеровской коалиции в ходе военных действий против гитлеровских войск и вооруженных сил их союзников в Западной и Центральной Европе, Азии и Африке сражались армии США и Великобритании, части, руководимые комитетом Свободная Франция. Советскому Союзу была оказана значительная материальная помощь, прежде всего поставками вооружений. Следует обратить внимание учащихся на то, что процесс создания антигитлеровской коалиции и достижения единства действий ее участников оказался весьма непростым (§20 учебника). Тем не менее в руководстве крупнейших западных держав возобладала не точка зрения сенатора Г.Трумэна, считавшего сталинский и гитлеровский режимы равнозначными с точки зрения национальной безопасности США и призвавшего помогать той стороне, которая будет терпеть поражение, а позиция более дальновидных и прагматичных деятелей… На Восточном фронте вместе с частями Красной Армии сражались польские и чехословацкие части, летчики авиаполка «Нормандия-Неман», а на заключительном этапе войны – болгарские, венгерские и румынские соединения. Свой вклад в ослабление агрессоров внесло движение Сопротивления оккупированных гитлеровцами стран Европы, а также немецкие антифашисты.

Рассматривая значение победы, необходимо подвести учащихся к осознанию того, что она по праву является Великой Победой.

Анализируя итоги войны, нельзя не видеть, что:

– победа над гитлеровской Германией явилась беспримерным подвигом советского народа, отстоявшего независимость своей Родины и внесшего наибольший вклад в разгром фашизма;

– были разбиты вооруженные силы агрессивных государств, представлявшие наибольшую угрозу для мировой цивилизации;

– от фашистского господства были освобождены народы многих стран Европы и Азии, в том числе и немецкий народ;

– победа в войне способствовала серьезным изменениям в общественном сознании и в определенной степени распрямила советский народ;

– укрепились международные позиции государств антигитлеровской коалиции. Несмотря на недолговечность ее существования, опыт сотрудничества государств с различным общественным строем имел непреходящее историческое значение.

Отдавая должное Великой Победе, необходимо отдавать отчет в том, насколько ужасающей была ее цена, о которой наш народ долгое время не имел представления. Первая официальная цифра погибших граждан СССР – 7 млн. – была названа Сталиным в 1946 г. в беседе с корреспондентом газеты «Правда». Выбрана она, надо полагать, была не случайно, поскольку приблизительно соответствовала тогдашним данным о безвозвратных потерях немецкой армии (6,9 млн. человек), но при этом находилась от истины на не меньшем расстоянии, чем Берлин от Москвы. В 1961 г. в письме премьер-министру Швеции Н.С.Хрущев привел цифру в 20 млн. погибших. В середине 60-х гг., уже при Л.И.Брежневе, стали писать более осторожно: свыше 20 млн. Последняя официальная цифра, появившаяся в результате длительной работы комиссии Госкомстата и Академии Генштаба, – 27 млн., приведена в учебнике. Она в большей степени соответствует истине. Так или иначе, но слова популярной три десятилетия назад песни Михаила Ножкина: «А нам нужна одна победа, одна на всех, мы за ценой не постоим» – безусловно, отвечали мироощущению тех людей, кто жил в годы священной войны с фашизмом. «….»

Учащимся могут быть предложены следующие задания:

2. Ознакомьтесь со следующей точкой зрения писателя В.Кондратьева: «Сегодня… могут говорить ветеранам: «Ну и что толку? Победили вы Германию, а она живет лучше нас». Да, немцы живут лучше. Наша победа освободила их от фашизма, и они от тоталитаризма пришли к демократическому обществу, что и дало им достаток. Но мы-то, воюя, знали, что может принести Гитлер нам; его намерения, его бесчеловечная расистская идеология начали претворяться в реальность уже в первые дни войны; нам было известно, что творили гитлеровцы на оккупированных территориях. Мы обязаны были спасти свою страну и свой народ… Другие… бросают упрек: «Вы своей победой спасли сталинский режим». Да, спасли. И не только спасли, но и укрепили его. Что было, то было. За всю 70-летнюю историю советского государства впервые и единственный раз интересы народа совпали с интересами правящей партии».

Насколько обоснованными представляются вам аргументы писателя-фронтовика? Какие положения вы разделяете, а какие вызывают ваши сомнения?

3. В своей речи, посвященной 40-летию окончания Второй мировой войны, президент ФРГ Р. фон Вайцзеккер отмечал: «День ото дня все яснее становилось то, с чем мы все сейчас согласны: 8 мая было днем освобождения. Этот день избавил нас от человеконенавистнического режима нацистской тирании… Речь идет не о преодолении прошлого. Это сделать невозможно. Нельзя задним числом изменить прошлое, нельзя его отменить. Но всякий, кто закрывает глаза на прошлое, становится слепым к настоящему». Как вам представляется, о чем свидетельствует сказанное бывшим президентом ФРГ? Как вы думаете, чему должна была научить человечество Вторая мировая война? Какие уроки оно смогло извлечь?

Из отзыва преподавателя истории МОУ «Дмитровская средняя общеобразовательная школа №1 им. В.И. Кузнецова» г.Дмитрова Татьяны Чекаевой на учебное пособие к учебнику «История России. XX – начало XXI века» Г.М.Плоткина

…Мне нравится то, что автор методического пособия исходя из принципов педагогики сотрудничества рассматривает учащихся как своеобразных соавторов урока. Предложенные им к каждому из 40 уроков курса познавательные задания позволяют развивать аналитические способности, логическое мышление старшеклассников, формировать у молодых людей потребность в продвижении по тернистому пути постижения истины.

Пособие написано ярким эмоциональным языком. Как мне представляется, оно поможет учителю, обратившись не только к разуму, но и к сердцу учащихся, решить задачи воспитательного характера, способствуя формированию гражданственности, патриотизма в органическом единстве с обретением гуманистических ценностей и утверждением толерантности как одного из основополагающих принципов современного мира.

Я думаю, что данное пособие адресовано в первую очередь педагогам творческим, мыслящим, неравнодушным, каковых, безусловно, немало в российском учительстве, сохранившем, несмотря на все трудности и испытания, верность и преданность детям и школе.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте