search
main
0

История ремесел

Горшечники – люди вольные

Наше село никогда не было в крепостной зависимости от помещика. Видимо, поэтому народ у нас испокон веков славился свободолюбивым характером. Люди занимались гончарным промыслом, разъезжали по селам и ближним городам для продажи горшков, крынок, макитр, чайной посуды: блюдца и чашки, чайники, рукомойники – все выделывали горшечники.

До революции у нас девка не выйдет замуж, если парень не умеет делать горшки. Ну таких и было один-два человека на все село.

От крепостного строя спаслись, от колхозного – пропали. В первые годы колхозного “строительства” были настоящие бунты. С кровью, с жертвами. Вспоминая свое детство в селе и приезды туда уже взрослой, когда работала учительницей на Украине, я недоумеваю: и зачем было всех загонять в колхоз? Чтоб бездельничали? То один председатель колхоза “избранный” народом (а на самом деле привезен из района каким-то уполномоченным) спился, то другого везут, и тоже пьянствует.

Чтобы как-то прожить, делали горшки тайно, по ночам. Тихонько везли кто на чем продавать.

До раскулачивания горшечники, было, создали свою артель. Но коллективизация всех под корень вырубила. Многих, как моего дедушку – Ивана Ивановича Андреева и его брата Федора Ивановича, увезли в места “не столь отдаленные”. Другие с семьями сами разбежались.

После войны снова затеплилось гончарное дело. Вернувшиеся мужики, кто калеки, кто контуженые, брались за гончарный круг… Но опять в колхоз гнал бригадир на работу, записывал лишь палочки-трудодни за нее, ничего не оплачивая. Да и лошадей уже не было единоличных, как до коллективизации.

А ведь гончарное дело – тяжелое. Глины накопать, да знать – какую, и привезти на себе, на тележке, втащить ее в дом, чтобы оттаяла зимой, а летом, чтобы не пересохла. Вымешать ее, отмять ногами и руками, а она холодная, тяжелая. Мой брат Юра, совсем еще ребенок, работал вместе с папой и с тех пор до конца жизни страдал ногами. Папа, Андреев Иван Иванович, пришел с войны контуженым, больным. Царство небесное им обоим…

Но вот кусок глины мокрыми руками гончар бросает на круг. А ногой вращает второй – нижний, больший круг. Руками как бы вытягивает из куска глины любую форму: то ли горшка, то ли плашки для цветов.

Горшки обычно делали в той же избе, где жила семья. Хорошо, если было две комнаты у хозяина, тогда одна шла под мастерскую – до потолка настилались доски – полки в несколько рядов, куда ставили на просушку готовую посуду. Через некоторое время посуду надо было переворачивать, чтобы равномерно сохла, а не то потрескается. Потом посуду украшали, разрисовывали. Раньше специально плавили для этого свинец, постепенно его помешивая и получая порошок светло-коричневого или салатного цвета. Применяли и медный купорос. Теперь, конечно, украшают не свинцом и купоросом, а глазурью. Подходит день, когда вся посуда подготовлена к обжигу… Это были самые веселые дни и ночи для нас, детворы, когда можно не спать сколько хочешь, сидеть у жаркого горна, слушать рассказы взрослых и смотреть на алый отблеск посуды в печи. Когда горн (специально вырытая большая яма с печью на дне) растопят, в него укладывают посуду. Так что, где жарче – там посуда крупнее. И эту ночь, пока калится посуда, нам разрешали посидеть у горна. Тут и песни поются, и сказки сказываются. Весело!

Наутро горн остывает. Еще теплую посуду вынимают, складывают в воз, то есть обшитый лыком большой контур. Перекладывают соломой, чтобы не побилась. И папа отправляется на базар. Я помню (было мне года 3-4), как папа меня посадил наверх, на воз, выменял в пути за крынку пареную тыкву и кормил ею всю дорогу. Этот сладостный вкус тыквы остался на всю жизнь.

Теперь древнее ремесло забывается. А жаль! Ведь в глиняной крынке и молоко дольше остается свежим, и в горшочке глиняном запекать всякие вкусности лучше, чем в современной посуде. И главное – это наше, кровное, древнее.

В селе осталось немного умельцев. Мой двоюродный брат Вася Алмазов очень искусен в гончарном деле – несколько лет назад из Болгарии приезжали кинооператоры, засняли его изделия. А наше телевидение хоть бы раз показало горшечников из Сухого Карсуна! И вообще, откуда молодежь будет знать о ремеслах, если ей ничего о них не рассказывать и не показывать?!

Наше село горшечников – единственное в районе. Уверена – и в России их единицы. Да и в нем мастера стареют и умирают, а с ними отмирают и наши корни…

Раиса АНДРЕЕВА

с.Сухой Карсун,

Ульяновская область

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте