search
main
0

История – предмет воспоминаний

1945, 1995, 2005, 2010 годы. Проходит время. Мы отмечаем новые юбилеи, связанные с этой незабываемой датой – Днем Победы. Юбилеи, отделяющие нас от минувшего. Пройдет парад на Красной площади, отзвучат слова благодарности, посвященные ветеранам… А что в промежутке между датами?

Из СМИ мы узнаем, что снесен памятник героям войны в Прибалтике или на Украине, ограблен ветеран Великой Отечественной войны в Липецке, украдены его награды… Фронтовикам не всегда уступают место в транспорте! В Интернете на сайтах, посвященных теме войны, есть фото кроссовок, зашнурованных георгиевскими ленточками. Этих событий, сообщений, иллюстраций сейчас в избытке, они столь часты, что могут стать привычными, стать страшной нормой нашей повседневности. Так можем ли мы ограничиваться лишь произнесением слов о том, что «Никто не забыт, ничто не забыто»?Я, как учитель и как гражданин, понимаю, что словами эту проблему не решить. Она начинается в семье, начинается в школе. И школа – один из тех социальных институтов, которые могут дать знания о событиях минувшей войны. Но здесь я, как учитель истории, сталкиваюсь с трудностями другого порядка – трудностями прохождения темы. Изучать материал по истории войны можно двояко. Даты, события, оценки в журнал – для детей этот путь связан с быстрым усвоением и быстрым забыванием темы, а через несколько лет – с безразличным отношением к ветеранам. Есть другой путь узнавания тех событий – путь осмысления, анализа. Нужно попытаться представить тему так, чтобы каждый увидел себя в этой войне. Только через приближение к истории, через собственный субъективный опыт приходит понимание.Прохождению темы войны препятствуют, на мой взгляд, несколько факторов. Необходимо вспомнить о табу на правдивый рассказ (история в сталинской интерпретации), которое долгое время существовало в нашей науке. Подлинные события войны открываются только сейчас. Играет свою роль и субъективный фактор: история – предмет, состоящий из воспоминаний разных людей, каждый из них видит происходящее по-своему. Есть попытки фальсифицировать исторические события. Трудность в изучении темы состоит и в нехватке учебного времени (часов на изучение данной темы все меньше), в большом количестве исторических дат, которые нужно запомнить ученику. Память детей цепко схватывает то, что заставило задуматься. Если за датами не будет стоять рассказ, который затронул бы ребенка, тема (как ни страшно это говорить!) может быть воспринята как череда печатных строк. Как же организовать изучение темы войны, но главное – вызвать живой интерес и уважение к тем людям, кто дал нам эту победу?Прежде всего какие источники для изучения темы «Великая Отечественная война» можно определить? Конечно, начинаем мы с учебника истории, но этого недостаточно. Необходима опора на исторические источники. Сейчас есть возможность воспользоваться мемуарами, воспоминаниями, которые приведены на сайтах (такой, как Победители.ру). Первые знания о событиях войны, конечно, должны быть получены учащимися задолго до 9-го класса: это уроки внеклассного чтения и окружающего мира в начальной школе.Еще одним источником для получения знаний по теме, а главное – отношения к тем событиям, служат встречи с ветеранами войны и подбор материала по истории семьи. Работая над заданием по сбору материала о своей семье, ребенок узнает, где воевал его прадед, как во время войны работал тыл, о деятельности партизанских отрядов…Работа учащихся с историческими документами – важное окно в прошлое. Такими источниками по данной теме стали приказы №270 и №227, приказы об организации работ в тылу и материалы по конференциям. Эти документы представлены как в хрестоматиях, так и в электронных пособиях по истории России в документах. Помогут при изучении темы и материалы автобиографий, например, сборник «Автобиография» содержит воспоминания как об исторических деятелях Руси средневековой, так и о героях периода войны и наших дней. Рассматривать события необходимо с разных точек зрения, а потому воспоминания Шарля де Голля, Дуайта Эйзенхауэра, Уинстона Черчилля и других политических лидеров того времени можно найти в сборнике «Вторая мировая война». Подлинные события запечатлели нам ленты кинохроники. Фильмы «Неизвестная война», «Великая Отечественная война», «Обыкновенный фашизм», а также художественные фильмы «А зори здесь тихие», «Они сражались за Родину», «Великий полководец Георгий Константинович Жуков» помогут увидеть войну такой, какая она была.В нашей школе проходят и тематические брейн-ринги. Ученики 5-10-х классов представляют свои вопросы по теме «Великая Отечественная война» на сайт школы. Классы находят ответы, готовят команды игроков и болельщиков, соревнуются в знании событий, биографий, истории подвигов тех далеких лет.На городском уровне и в Юго-Восточном округе ежегодно проходит конкурс проектных работ, посвященных истории войны. Ученики нашей школы также принимают в нем участие. Проектная работа Андрея Семенова (ученик 11-го класса) «Великая Отечественная война глазами солдата» стала победителем окружного конкурса проектных работ и призером городского. Но главным результатом проекта стало то, что проектная работа была показана на классных часах ребятам 9-10-х классов. В настоящее время Андрей уже окончил школу, но CD с презентацией его работы я и сейчас показываю школьникам. Это настоящее погружение в историю!Еще один прием изучения материала – прием взаимоконтроля. Ребята не только изучают тему, но и для ее контроля подготавливают по три вопроса. Вопрос первого уровня требует односложного ответа (дата, событие). Вопрос второго уровня требует развернутого ответа (рассказать о военном плане, о трудностях осуществления операции). Вопрос третьего уровня логический, ответ на него требует не только знания фактов, но и глубокой подготовки, построения логических, причинно-следственных связей. Во время урока по взаимоконтролю каждый ученик задает другим учащимся свои три вопроса, сам отвечает на вопросы, предложенные ему. Результатом этой работы будут глубокий анализ, усвоение материала.Новым интересным направлением деятельности профильных групп по истории стал прием «Диалог культур». Учащиеся 11-го класса при закреплении блока по теме «Великая Отечественная война» выполняют задание «Диалог от первого лица». Результатом такого вида работы стало письмо, написанное от имени девушки, эвакуированной в один из городов Сибири, своим родственникам в Белгород, рассказ наручных часов генерала Ефремова о подвиге своего хозяина, монолог немецкого автомата во время боя. Задание «Позвольте не согласиться» учащиеся формируют из материалов документов. В них слишком много противоречий, а потому выступить в роли исследователя задача нелегкая, но необходимая. Например, найти подтасовку фактов в выступлениях командующего РОА бывшего советского генерала Власова. Творческое задание учащихся может быть выполнено в любой форме – чтение стихов, выполнение иллюстрации к произведению, съемка фильма с использованием кинохроники тех лет…Таким образом, наш урок по теме «Великая Отечественная война» переходит из плоскости уроков по программе на уровень урока, воспитывающего гражданина, знающего и уважающего историю своей страны. Безусловно, подготовка такой работы по теме требует больших временных затрат, труда учителя и учеников. Но разве результат этого не стоит?Аурика СЛАДКОВА, учитель истории и обществознания школы с углубленным изучением иностранного языка (английского) №1319, победитель ПНПО-2009

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте