search
main
0

История национального характера. Когда выясняется, что пороков в обществе больше, чем всего остального

Российское кино можно назвать отдельным жанром независимо от направления, в котором оно себя позиционирует. Это что-то типа театра абсурда. Современный тренд, следующий из фильма в фильм и ставший почти визитной карточкой отечественного кинематографа начала XXI века.

Получается, российские фильмы, за исключением разве что боевиков, можно объединить в одно единое целое, как собрание сочинений легендарных писателей ХIX века, золотой эпохи русской литературы. Согласен, сравнение неравноценное: на одной чаше весов – современное российское кино, на другой – увесистые тома признанных авторитетных гениев пера, чьи портреты с грозным видом взирают на нас со школьных стен. Однако не я один замахнулся на это, команда авторов фильма «История одного назначения» сделала то же самое.Режиссер Авдотья Смирнова постаралась преподнести публике коктейль из множества депрессивно-упаднических взглядов на времена царско-дворянского застоя. Как будто бы основные проблемы из работ классиков (не только Л.Н.Толстого) выползли на экран в самом своем безысходном, бессмысленном, убийственном и непонятном представлении, смешались все и расплавились в одном котле, состоящем из изъянов, недостатков и болевых точек неспокойного русского народа, порочного, как кажется по ходу фильма. Таков косвенный посыл картины, проникающий подспудно через эпизоды: несправедливость, формализм, чванство, глупость, слабость, высокомерие и эгоизм, список можно дополнить пьянством и воровством. Это ни много ни мало пощечина не только польскому офицеру – персонажу фильма, но и современному российскому зрителю, человеку.Человеку непонятному, с загадочной и бунтарской русской душой, над разгадкой его тайны бьются уже многие поколения, окунаясь с головой в болото выдуманного или полуреального взгляда депрессивного содержания. В лучших традициях максимального приземления зрителя.Кому на Руси жить хорошо? Кто виноват? Что делать? Эти вечные для нас вопросы поставлены и в «Истории одного назначения». Трагедия маленького человека: кто он – «тварь дрожащая» или жертва режима? Закон – это меч карающий или справедливость? Сюда можно добавить вопрос Авдотье Смирновой: «Зачем вы это сняли?» Вполне уместный и актуальный не только в адрес режиссера, но и других создателей киноленты, в частности сценаристов, актеров, операторов.С другой стороны, теорию катарсиса, попытки очищения через страдания еще никто не отменял. Любителям самокопаний есть над чем задуматься, фильм дарит вывод, филигранно экранизированный в картине: налицо все человеческие недостатки, которые только можно обнаружить в обществе XIX века. Перед нами обнажается нерв эмоций, на который периодически давят, снова и снова, и тогда чувствительный настрой самих зрителей начинает метаться от плохого к порочному, от изъяна к недостатку, высвечивая негатив таким, каков он есть.Пожалуй, «История одного назначения» возвращает нас не только к трудным темам классиков русской литературы, но и к тому, каким мы видим человека тогда и сейчас. Как хотелось бы постичь грани «русскости», дать понятие о себе и донести его другим, кто же мы такие есть! Иными словами, как же русский народ воспринимают за рубежом, благодаря чему? Наверняка судят и по фильмам, так же как судят по литературе. Спросите на улице иностранца: «Что вы знаете о России?» В большинстве случаев будет ответ: «Водка, балалайка, медведь… Толстой, Гоголь…»Ярмарка стереотипов и депрессивные настроения русской классической литературной школы заслуженно блистают в первых рядах ассоциаций. А потом мы удивляемся, почему нас не понимают, нам противостоят или атакуют, накладывают санкции и ставят прочие препоны. Ответ прост: такие фильмы дают понять, что мы «крейзи рашенс».Но вернемся к сюжету, который, как заявляют авторы, основан на реальных событиях. Генеральский сынок, поручик Григорий Колокольцев (Алексей Смирнов) покидает дом и отправляется в Тульскую губернию, в обычную роту подальше от столицы. Он любитель покутить и напоить слона шампанским. Повздорив с отцом-солдафоном (Андрей Смирнов), который превыше всего ставит долг, даже выше чести и совести, смутно понимая, что есть этот долг на самом деле, юный дворянин-гуляка встречает графа Толстого и заводит с ним дружбу.Толстой (Евгений Харитонов) здесь в роли небожителя. О, Сам Лев Николаевич пожаловал! С ним жена Софья Андреевна (Ирина Горбачева), ведет себя в лучших традициях романов графа: вздорно, глупо, хаотично бросаясь от любви к ненависти.Также поручик знакомится с самодуром-командиром, пьянствует с прапорщиком, пытается провести свои псевдолиберальные взгляды в ряды солдат, которые не внимают учебе, а предпочитают поджечь баню с голыми девками, чтобы выманить их и поглазеть, как те будут спасаться от огня.Целая галерея порочных персонажей, олицетворяющих портрет русского общества того времени, встает стеной против маленького человека. Чеховское ружье выстреливает, когда угнетаемый командирами и простыми солдатами писарь обвиняется в воровстве, которое его, слабого тщедушного человечка, заставили прикрыть. Не выдержав несправедливости и ударив капитана по лицу, невиновный писарь становится мишенью для суда.И только небожитель из богатого имения, интеллигент и авторитетный человек, граф, оказавшийся защитником, сможет отстоять жертву режима. Здесь используются и речь в суде, и тетушка, вхожая к приближенным государя. Но что из этого может сработать и сломать слепой и беспощадный механизм карающего меча по имени закон?

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте