Татьяна Васильевна ЧЕРНИКОВА – доцент кафедры всемирной и отечественной истории МГИМО, кандидат исторических наук. Помимо работы со студентами она в течение 22 лет вела уроки истории в старших классах средней школы №1262 им. Островского г. Москвы. Именно школьная практика дала автору толчок к написанию учебников по «Истории России» для 6 и 7 класса, новое издание которых вышло в издательстве «Дрофа» в этом году.
– Татьяна Васильевна, на сегодняшний день по количеству учебников история как предмет занимает одно из первых мест. Многие учителя жалуются, что им все сложнее становится разбираться в море новых пособий.
– В том, что учебников по истории стало много, состоит одно из самых важных, на мой взгляд, достижений последних лет. Каждый год учитель в школе работает с разными детьми. И нужно, чтобы у него была возможность работать по такому учебнику, который бы наиболее полно соответствовал и его интересам, и индивидуальным особенностям детей. Например, для спецшколы, где детишки ориентированы на получение более глубоких знаний, нужен учебник сложнее, более располагающий к анализу, к размышлениям. Но такой учебник не будет востребован в школе, где нет ангажированности на получение знаний, а превалируют практические моменты. Поэтому учебников должно быть много, и они должны быть разные.
– На какого учителя и на каких учеников ориентирован ваш учебник?
– Мой учебник задумывался еще в 90-е годы как учебник для гимназий, которые тогда только начали появляться. Первое его издание получилось достаточно объемное, в нем было несколько уровней сложности. Тот вариант учебника, который вышел в «Дрофе» в этом году, ориентирован на более широкий круг учащихся, на общеобразовательную школу. Учебник впервые издан с цветными иллюстрациями и соответствует новым санитарным нормам. Но и в такой более сжатой редакции мой учебник создан в первую очередь для детей, которые интересуются историей и готовы уделять много времени самому предмету; а также для хорошего учителя, который преподает историю так, что дети любят его предмет. Ведь первая задача учителя – не отбить у детей желание учиться.
– В отличие от истории советского периода, курс отечественной истории с древнейших времен до XVIII в. не претерпел каких-то кардинальных изменений. Чем отличается ваш подход к изложению исторического материала от того, который был раньше, от других существующих школьных курсов истории?
– С точки зрения подхода к истории мой учебник можно считать вполне традиционным. В отличие от научной статьи или монографии автор учебника не имеет права подавать исторический материал под тем углом, какой он считает правильным. В учебнике автор должен придерживаться общепринятого взгляда на историю. Но методически мой учебник другой. Учебники «Истории России» для 6-7 классов продолжают линию учебников по истории, выпускаемую издательством «Дрофа», куда входят учебники Е.В. Саплиной «Введение в историю», «История Древнего мира», М.Ю. Брандта «История Средних веков» и др. В этих учебниках главное не столько содержание курса, которое везде примерно одинаково, сколько задача: сделать обучение развивающим. История интересна и нужна ученикам не в профессиональном плане. У самого хорошего учителя из класса в лучшем случае 1-2 человека свяжут свою судьбу с исторической наукой. Но изучение истории может сделать человека умным, гибким, толерантным, думающим, умеющим самостоятельно разбираться в информации, которую ему подают. Наша главная задача была сделать курс не образовательным, когда человек заучивает предложенные ему выводы, а, читая текст учебника, учится делать эти выводы сам.
– То есть в вашем учебнике нет в конце параграфа вывода, выделенного жирным шрифтом и подлежащего обязательному заучиванию?
– Когда ребенок видит уже готовый вывод, у него, как правило, не возникает дальнейшего желания мыслить самостоятельно. Такое изучение истории сводится к тому, что ученик читает текст учебника, отвечает и забывает. А нам бы хотелось, чтобы он, читая текст, думал, почему так произошло. У каждого исторического явления есть причины. Если в учебнике сперва указаны причины, а потом рассказывается о событии, – то ребенку ничего не остается, кроме как запомнить и пересказать содержание прочитанного. В моем учебнике ребенок может узнать о событии, но ему самому придется думать, почему так случилось, анализировать предыдущий материал и пытаться сделать свой собственный вывод. Почему, например, Иван Грозный в первой части своего правления проявил себя как прогрессивный политический деятель, а потом превратился в страшного деспота и практически привел страну к катастрофе. Даже если вывод ученика будет неправильным – ничего страшного. Важнее, что он попытался подумать сам, поскольку само его желание что-то придумать – уже творческое. Привыкая таким образом работать с учебником, ребенок по мере взросления становится все более и более самостоятельным, умеющим думать, свободно мыслить.
– Каким образом в учебнике организована работа так, чтобы ученик учился анализировать исторические события?
– Прежде всего ему нужно предоставить больший объем материала. Но это не значит просто увеличить объем сведений: сам учебник должен быть составлен интересно, чтобы увлечь ребенка, чтобы ему захотелось понять, почему же это получилось так, а не иначе. Нужны интересные факты, образы, рассказы об исторических личностях. История не должна преподноситься как схема. Это и есть главное в нашей авторской концепции. Наша задача – развить личность, сделать ее гибкой, умной. В XIX в. этого добивались, изучая греческий и латынь. Поскольку древние языки изучали на произведениях античных классиков, то сам предмет языка располагал к размышлениям о чем-то более широком, чем правила грамматики.
Если говорить о моем учебнике, то в нем в каждую главу, помимо части, которая хронологически описывает нашу политическую историю, входит рубрика «Действующие лица». В ней даны исторические портреты людей этой эпохи. Учитель может не проходить эту часть, пропустить ее. Или порекомендовать прочесть сильным ученикам, чтобы они подготовили доклады. Также на этой основе можно организовать интересный урок-повторение, чтобы через судьбу личности посмотреть на только что изученную эпоху. Даже если ребенок слабый и ничем не интересуется, то, возможно, именно судьба какого-то исторического персонажа даст толчок его интересу к истории.
Также к каждой главе в учебнике прилагается небольшой очерк, посвященный культуре и быту. Это также не входит в обязательную программу изучения, но вызывает большой интерес у школьников. В наших учебниках, начиная с дореволюционных, не уделяется должного внимания вопросам культуры. А ведь если подумать, то политическая история человеку, который не будет историком, куда менее важна, чем история культуры его страны. В учебнике приводится много иллюстраций, которые воссоздают образ эпохи: как люди жили в те времена, что ели-пили, какую носили одежду. Много внимания уделяется истории искусства и общественной мысли.
– История Российского государства издревле связана с православием. Удалось ли вам показать это, и в то же время не превратить «Историю России» в «Основы Православной культуры»?
– Поскольку в данном случае история России и история православия идут рука об руку, это нашло отражение в учебнике. Древнерусское искусство, архитектура, литература основу свою берут в православии. Но в то же время многие моменты на уровне культуры я старалась освещать корректно. Ведь с учебником будут работать разные учителя, мои личные воззрения могут только оттолкнуть учителя, который вовсе не обязан их разделять. С другой стороны, и учитель, видя вполне корректный в плане оценок учебник, будет стараться свое субъективное мнение придерживать при себе. Конечно, это касается только идеологических оценок, а не научных. Как раз с этой точки зрения я старалась приводить разные оценки историков, существующие в науке. Детям сообщается, например, о том, что некоторые историки считают влияние Золотой Орды на Русь не только отрицательным явлением. Сама традиция рассматривать иго противоречиво идет еще от Карамзина. С одной стороны, он показал все ужасы нашествия, а с другой – отмечал, что наша страна сформировалась не без восточного влияния. Это восточное влияние отгородило Россию на какое-то время от Западной Европы, заставило осмысливать себя в контексте какого-то замкнутого мира, и в итоге сделало Россию страной, отличной от Западной Европы, сформировало русскую цивилизацию. Историк Лев Гумилев писал еще более категорично: если бы монголы не появились, то русская цивилизация была бы задавлена более динамичной европейской, и Россия никогда не сыграла бы роль великой державы, потому что у нее не было бы желания сказать свое «я» в истории.
– Вы прямо в учебнике приводите отрывки из работ разных историков?
– Да, в учебнике есть особая рубрика, где звучит голос не только автора учебника, но и знаменитых историков. Это небольшие выдержки из классических трудов историков, которые составляют гордость нашей науки: Н.М.Карамзина, В.О.Ключевского, С.М.Соловьева, а также из работ современных историков: Н.Н.Павленко, В.Л.Янина. Просто так ученику запомнить имя Ключевского сложно. Как человеку представить себе Кремль, прочтя о нем два слова в учебнике. Если же ученик прочтет какие-то яркие, доступные его пониманию отрывки из работ Ключевского, то имя автора станет уже ближе. А если вычитанное мнение Ключевского еще и обсуждается на уроке, то это уже запоминается на всю жизнь. На мой взгляд, учебники по истории должны читаться, как книжки.
– В ваши творческие планы как раз входит составление «Книги для чтения по истории». Будет ли это принципиально новым видом учебного пособия по истории?
– На мой взгляд, изложение истории через учебник уже несколько устарело. Раньше можно было, придя в школу, получить знания, которые не менялись на протяжении твоей жизни и жизни твоих детей. Сегодня мы понимаем, что все истины достаточно относительны. Человек, которого мы воспитываем сейчас, должен знать, что ему придется учиться всю жизнь, и его надо научить учиться самому: добывать информацию, анализировать факты, не бояться делать выводы, даже если они окажутся не совсем правильными.
Историков часто обвиняют в том, что они все время переписывают историю. Но наш интерес к истории – это интерес к современности. Не случайно в странах, где все развивается благополучно, люди безразличны к истории. Им незачем думать: почему так получилось? Мы же живем в динамичном обществе, которое только что вышло из кризиса. Поэтому, как только мы меняем взгляд на современность, то начинаем по-другому смотреть на прошлое. Значит, есть повод еще раз что-то переосмыслить, переписать.
Учебники, подчас не успевают за жизнью. Поэтому мне бы хотелось создать книгу из исторических источников, на материалах которых историки делают свои выводы. С помощью такой книги ученика можно было бы научить работать так, как работает настоящий историк. Раньше существовали хрестоматии по истории, но их никто не читал. Это был набор из мозаики, не складывающейся ни в какую картинку: тут – про лапти, там – грамота беглого монаха, тут – миниатюра из летописи. В новой книге для чтения автор должен своими комментариями связать и источники, и историографический материал, и отрывки из художественных произведений, и иллюстрации в один ряд, в единую картину, осмысливая которую, ребенок сможет сделать свой вывод. Можем же мы по отпечатку ноги на песке судить о том, большой или маленький шел человек, босой или обутый? Примерно так работает и историк. Когда ребенок это поймет, он уже не будет приходить в ужас от того, что в одном учебнике написано одно, а в другом – другое. Он будет искать что-то свое, третье. Но этому его надо научить.
Комментарии