search
main
0

История – это мы! От школьного музея к социокультурному пространству для всех жителей микрорайона

​«Интерактивная экскурсия – это здорово!» – однажды подумали мы и вместе со школьниками в 2015 году создали музейную экспозицию «От Руси к России». И практически сразу инициативу перехватили наши ученики, привлекая к новым проектам своих друзей, родителей. Творческие мастер-классы, фольклорные вечера, уроки Мужества, литературно-музыкальные композиции, фото- и художественные выставки и, конечно, выездной проект «Музей в чемодане».

Школьный музей русской истории начинался с небольшого экспоната, созданного детьми. Именно ученики стали активными участниками оформления экспозиции, экскурсоводами, инициаторами различных мастер-классов. Родители и педагоги, вдохновленные активностью ребят, помогли собрать аутентичные вещи – так появились в музее настоящая русская изба и некоторые детали «старины глубокой».Плетение поясов, ткачество, поделки из глины, тряпичные куклы – все это становится вдвойне интересным на мастер-классах в стенах древнерусских интерьеров. За работой непременно хочется петь. И возникает желание почувствовать себя частью эпохи. Поэтому совершенно логично в стенах музея заговорили о фольклоре и народных костюмах. Создание деталей костюмов, элементов вышивок и плетений требует немалого мастерства. И уж точно невозможно заниматься такой сложной работой без желания. Именно поэтому педагоги передают ученикам инициативу формирования экспозиции, оформления витрин, разработки экскурсий для школьников различных возрастов, а также для гостей школы. Большое искусство учителя – вдохновить учеников на интересную, но подчас сложную работу, в ходе которой иногда требуется прочесть и найти много нового.Все желающие могут посетить музей в рамках городских музейных суббот и ознакомиться с экспозицией «От Руси к России». Ну а для воспитанников детских садов, для учащихся начальной школы проводятся регулярные интерактивные экскурсионные программы. И если вначале музей рассказывал только о русском фольклоре, а задумывался как знакомство с особенностями быта на Руси в XI-XII веках, то в настоящее время экспозиция охватывает период с XI века до современности. Кроме того, музей стал международной площадкой, на которой мы принимали студентов из Польши в рамках фестиваля «С любовью к России». В рамках фестиваля собрались участники из различных регионов России. Одетые в народные костюмы экскурсоводы и лекторы встречали наших гостей в русских традициях. Читали стихи, пели народные песни, играли на русских народных инструментах. С каким восторгом и какой гордостью они делились впечатлениями об этих встречах!В прошлом году музей стал выездным. У экскурсоводов родилась идея организовать мероприятия для самых маленьких учеников школы – воспитанников дошкольных корпусов. Один из вызовов данного мероприятия – удаленность музея от дошкольных корпусов. В результате в рамках музея сформировался новый проект «Музей в чемодане». Экспозиция «чемоданного» музея меняется, что дает возможность организовать регулярные встречи и всегда быть интересными для дошколят.Участвовать в проекте «750 лет Сталинградской битве» также предложили ребята. Макет, в котором они воссоздали детали битвы, принес им победу на городском конкурсе проектов, а также пополнил экспозицию музея.Благодаря усилиям ребят за несколько лет школьный музей из небольшой экспозиции перерос в социокультурное пространство для жителей микрорайона. Здесь проводятся тематические мастер-классы, фольклорные вечера, уроки Мужества, выставки творческих работ. В настоящее время посетители музея не только учащиеся школы и их родители, но и жители микрорайона, школьники других регионов и стран.Оглядываясь назад, удивляешься, как многого можно достичь, если дать возможность школьникам проявить себя. Конечно, такая активность ребят требует очень бережного отношения к их идеям со стороны взрослых. Очень важно именно направлять, а не предлагать ребятам свои проекты и идеи. Мотивация наших учеников во многом определила и линию развития музейного проекта, и успехи в этом начинании. А самое, на наш взгляд, главное – ребята самостоятельно и по своему желанию готовы проводить сложнейшую комплексную работу по формированию музейного плана, разработке проектов, поиску информации.Людмила АНТОНОВА, учитель начальных классов школы №2026

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте