search
main
0

История. Цивилизация. Контакты и преемственность

Дети изучают историю с 5-го класса. Но при этом они не знают, зачем же это нужно. Они понимают, что «Русский язык», «Правоведение», «Математика», «География» и многие другие школьные предметы имеют какое-то практическое значение. В чем же смысл изучения истории? Какие существуют в ней закономерности? Ответ дает наука историософия, философия истории. Конечно же, дети в пятом классе вряд ли в состоянии понять многочисленные подходы к осмыслению истории, ее тесную взаимосвязь не только с прошлым, но и с будущим. Тем не менее, когда человек в старших классах утверждает, что изучает историю, чтобы «не казаться глупым», это, на мой взгляд, ненормально. Другой крайностью является то, что история в наших школах до сих пор преподается в рамках марксистской парадигмы, что отнюдь не отражает все многообразие подходов к истории, показывает ее как застывшую схему. Именно по этим причинам я считаю вполне целесообразным провести в 10-11-м классе занятие (120 минут), посвященное историософии. Если в обычных школах изучение историософии желательно, то в школах, гимназиях и лицеях с углубленным изучением истории – просто необходимо.

Если в православную эпоху история была театром теней, то в эпоху Возрождения время становится не только ценным, но и дробным. Открывается мир и человек. Время начинает отделяться от вечности, но исторические работы гуманистов еще страдают риторизмом. Историософии помимо трихотомии ничего не дало.

Для разработки этой сложной темы мною были использованы мультимедиа-технологии, чтобы сделать занятие более интересным и красочным и облегчить восприятие большого массива зачастую абсолютно новой для учащихся информации.

Цель: объяснить учащимся основы историософии.

Задачи: объяснить предмет историософии; рассказать исторические подходы к осмыслению истории; выработать у детей собственное видение истории.

Оборудование урока

1. Мультимедиа-проектор.

2. Компьютер.

3. Презентация в формате «Power Point».

4. Конспект лекций В.М.Ракова по курсу «Историософия».

План урока

1. Предмет историософии.

2. Историософия античности.

3. Историософия средних веков.

4. Историософия Возрождения.

5. Историософия Просвещения.

6. Гегель и антигегельянцы.

7. Историософия ХХ в.

«История не терпит суесловья,

Трудна ее народная тропа.

Ее страницы, политые кровью,

Нельзя любить бездумною любовью

И не любить без памяти нельзя…»

Первый слайд презентации

Историософия – это размышление над историей. Если философия изучает наиболее общие стороны действительности, то историософия – наиболее общие стороны истории. Сам термин был введен Вольтером сравнительно недавно, но размышление над временем существовало у людей с глубокой древности.

Как вы считаете, должны ли мы делать на основании исторических фактов какие-то выводы, или история – не более чем их перечисление?

Допустимы оба варианта ответа учащихся.

Второй слайд презентации.

Как видите, и та, и другая точки зрения на историю существуют. Но все же без обобщений история обойтись не может, иначе она перестанет быть наукой. Мы тем не менее должны при этом понимать, что любое обобщение, любая историческая схема в достаточной степени условны.

Третий слайд презентации

Размышление над временем начинается только в античные времена. Цивилизации Древнего Востока ориентированы на вечность. Древняя Греция в какой-то мере их преемница. Она тоже делала акцент на непреходящих ценностях. Для греков вечный природный космос развивается по кругу, как в мифе. Время для них – испортившаяся вечность. Тем не менее у греков впервые появляется история, а не простое перечисление династий, как в Древнем Китае. История для грека – краткий период в рамках одной человеческой жизни. Для Геродота время греко-персидских войн – прямое. Все что до них и после – мифологизировано. Однако живого исторического чувства у них нет. И Фукидид, и Ксенофонт, и Геродот преподносили историю в чересчур риторичном, причесанном виде.

Полибий (III – II вв. до н.э.) – единственный, кто создал в античности историософскую концепцию, вывел историю за рамки прямой человеческой жизни, заинтересовался другими отрезками мифологического круга. Будучи пленником в Риме, он пришел к выводу, что время греков кончилось и настало время Римской республики. История Древней Греции виделась им как прелюдия, подготовительный этап к господству Римской империи. В Греции три типа власти: 1) монархический, 2) аристократический, 3) демократический – существовали порознь. Рим сумел их соединить, благодаря чему был защищен от теневых сторон этих типов власти: 1) тирании, 2) олигархии. 3) охлократии.

Историография средних веков

Христианство повысило важность времени, потому что для него время – это время спасения, его нельзя терять. Христианская история идет уже по прямой и содержит ряд вех.

Какое главное событие для христиан?

Ответ учеников: Пришествие Христа.

Четвертый слайд презентации.

Как видите, в христианской истории есть три основных события. Время для христиан – это театр боевых действий добра и зла. Вторая историософская христианская концепция возникает у Августина Блаженного в труде «О Граде Божьем».

Пятый слайд презентации.

Это концепция четырех великих тысячелетних царств: 1) Ассиро-Вавилонского, 2) Мидийско-Персидского, 3) Греко-Македонского, 4) Римского.

Шестой слайд презентации

Другой монах Иоахим Колабрийский (ХII – ХIII) создал схему трех заветов: 1) Время жестокого Бога-отца, когда воспитание человека шло в основном «кнутом». 2) Эпоха Бога-сына. В нее нравственный уровень человека возвысился. И Бог явился к ним в образе другого человека. За ним пошли избранные. Но нравственная революция человечества происходит на третьем этапе Святого Духа. Все человечество одухотворится, и история закончится.

Возрождение

Если в православную эпоху история была театром теней, то в эпоху Возрождения время становится не только ценным, но и дробным. Открывается мир и человек. Время начинает отделяться от вечности, но исторические работы гуманистов еще страдают риторизмом. Историософии помимо трихотомии Возрождение ничего не дало.

Седьмой слайд презентации.

Это деление истории на античность, средние века и Новое время используется до сих пор.

Историософия просвещения

Восьмой слайд презентации.

Историософия Просвещения – это историософия прогресса. Признавалось исключительно развитие от простого к сложному.

Учитель: В чем недостаток, по-вашему, такого подхода к истории?

Ученики: В истории есть факты деградации, упадка.

Правильно, все,что не попадает в простую схему развития, просто отметается. Несмотря на то, что именно в это время появляется сам термин «историософия», первые труды по мировой истории, взаимосвязи географии и политики, вклад этого времени, собственно, в историософию невелик.

Гегель и антигегельянство

Девятый слайд презентации.

Концепция Гегеля – это закономерный итог просвещения. За всеми историческими событиями он ставит Разум, который управляет человеческими страстями. Гегель первый приходит к тому, что «история учит тому, что ничему не учит», люди не в состоянии не повторять ошибок прошлого. Эволюция истории для него – это часть эволюции мирового духа. История движется с Востока на Запад, из Азии в Европу. Китайская и Индийская цивилизации – не исторические, потому что в них не существует понятия личности. Первый исторический народ – персы. Персия впервые ощутила в зороастризме диалектическое противоречие Света и Тьмы. Иудеи отделили природу от духа, но не сумели преодолеть восточного этноцентризма, формализма и консерватизма. Они промежуточное звено Востока и Запада. Древняя Греция для него – это господство индивидуального духа, юность Европы. Дух Рима – прозаический дух. Но над Римом он не размышляет. Вся мировая история направлена к появлению христианства. Эпоха христианства – это эпоха субъективного духа. Затем благодаря германским народам история проходит через протестантизм. И окончательно мировой дух свободы выражен в совершенном Прусском государстве. Это явная перетяжка.

Десятый слайд презентации.

Против философии Гегеля выступил позитивист Огюст Конт, который делил историю на три эпохи: 1) Теологическая, доиндустриальная, архаическая стадия. 2) Метафизическая стадия, когда философия сменяет религию. 3) Позитивная стадия – царство науки.

Одиннадцатый слайд презентации.

Другим антигегельянцем был Эмиль Дюркгейм. Для него в основе истории лежит общество, которое делится на механическое и органическое, современное. В основе современного общества лежит сложное разделение труда. За сложность оно платит неврозом, самоубийствами.

Макс Вебер выступал уже противником не Гегеля, а Маркса. В своей работе «Протестантская этика и дух капитализма» он убедительно доказывал, что экономический базис не всегда определяет надстройку. Как и Гегель, он был европоцентристом и считал, что остальные государства должны следовать за Европой.

Историософия ХХ века

В начале ХХ века традиционная прогрессивная модель восприятия истории приходит к кризису. В это время благодаря Фридриху Ницше возрождается античный подход к истории, как к замкнутому кругу.

Первым воплощением этой концепции стала работа Освальда Шпенглера «Закат Европы». Он утверждал, что никакого единого мирового процесса нет, есть развитие отдельных культур.

Двенадцатый слайд.

В основе развития этих культур лежат не причинно-следственные связи, а определенный алгоритм: начальный толчок – раннее становление – классика (обретение зрелых образцов культуры) – осень (время усложнения культуры) – зима (неизбежный упадок). Культура противопоставляется цивилизации. Культура заканчивается цивилизацией. Если для культуры характерен культ красоты, духа, жизни, то цивилизация – это рациональность, бездуховность, упадок. Всего Шпенглер выделяет семь цивилизаций: 1. Аполлоническая (Греция). 2. Фаустовская (Европа с Х века). 3. Магическая (восточное христианство и арабский мир). 4. Древнеегипетская. 5. Китайская. 6. Индийская. 7. Мезоамериканская.

Другим представителем цивилизационного подхода был Арнольд Тойнби. Его основной труд – «Постижение истории». Он считал цивилизацию объектом исторической науки. Культура – не противоположность, а составная часть цивилизации. Они не замкнутые циклы. Между цивилизациями существуют контакты и преемственность.

Тринадцатый слайд.

В развитии цивилизации, как и культуры Шпенглера, существует ряд этапов: рождение – расцвет – рост – надлом – распад. Основной закон развития цивилизаций – закон «Вызыва-и-Ответа». Цивилизации возникают как ответ на вызов географической среды, моря, внешнего воздействия и т.д. Вызов средней силы оптимален. В противном случае он не приведет к появлению цивилизации. Развитие цивилизации – это ответ на несколько вызовов. Двигатель цивилизации – это творческое меньшинство. Если они перестают быть творческими, то пытаются ответить на следующий вызов так же, как на предыдущий. Это надлом цивилизации, за которым следует неизбежный распад. Признаки упадка: 1) универсальное государство (империя), 2) внутренний пролетариат (универсальная церковь), 3) внешний пролетариат (варвары).

Четырнадцатый слайд.

Во второй половине ХХ века историки преодолевают свой пессимизм. Появляется теория модернизации. Общей теории модернизации нет. Есть множество ее вариаций разными историками. Один из ее основоположников – Рост. Его книга «Стадии человеческого роста. Некоммунистический манифест» делит всю историю на V стадий. I этап – традиционное общество, где правят земельные собственники. II этап – подготовки сдвигов, когда идет складывание городской цивилизации, национальных государств. III этап – сдвига (промышленной революции). IV – зрелое индустриальное общество. V – эра высокого массового производства. Эти стадии должны пройти все народы, но хронологические рамки отдельных стадий для них различны.

С модернизационной концепцией тесно связана постиндустриальная. Так, Даниэль Белл считал последнюю стадию уже постиндустриальной. Если в индустриальном обществе господствует материальное производство, то в постиндустриальном – наука. Переход к постиндустриальному обществу уже начался на Западе, но в России не закончен еще и модерный проект.

Домашнее задание

Эссе на тему «Мое видение мировой истории».

Сергей РЯЗАНОВ, студент, Пермь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте