Как Антуан Барнав стал революционером
Заметки по поводу “Новой истории” С.Н.Бурина
Учителя с солидным стажем, да и те, кто успел проработать в школе уже лет десять, хорошо помнят, как изучался курс новой истории. Революции шли непрерывной чередой, а “производительные силы” постоянно конфликтовали с “производственными отношениями”. Конечно, были у этого курса и свои герои: призывал к свободе, равенству и братству “неподкупный” Робеспьер, умирал от предательского удара “друг народа” Марат, боролся против рабства в США Линкольн. Но главным героем новой истории выступали и везде незримо присутствовали “народные массы” разных стран. Многое было в этом курсе идеологизировано и схематизировано, зато все события укладывались в четкую и ясную схему.
За последние годы учителям было от чего растеряться и задуматься. Учебников по новой истории становилось все больше (Мишина И.А., Жарова Л.Ю. Новая история. 1997 г., Юдовская А.Я. Новая история 1500-1800 гг. 1997 г., Баранов П. Новая история 1640-1870 гг. 1993 г. и другие), а теории и факты, излагаемые в них, становились все разнообразнее. Право выбора легло тяжким бременем на плечи многих учителей…
Учебник по курсу новой истории, написанный Сергеем Николаевичем Буриным, – один из “новичков” в школе. Две книги с яркими обложками, охватывающие историю зарубежных стран с 1640 по 1870 год, выпустило издательство “Дрофа”. Если обратиться к аннотации, то можно узнать, что это учебник, “где учтены последние достижения русской и мировой исторической науки, дополнен материал по раннему новому времени, развитие стран представлено как единый цивилизационный процесс”. А еще есть “выдержки из исторических источников, карты и иллюстрации”. Безусловно, перед нами учебник современный, но как с ним работать?
Даже если просто пролистать его, обращает внимание обилие иллюстраций. Многих ли персонажей истории наши ученики “знали в лицо”? Боюсь, что таких исторических деятелей набиралось очень немного. А в “Новой истории” Бурина перед школьниками проходят первооткрыватели новых земель (Колумб, Магеллан), знаменитые пираты (Дрейк), деятели реформации (Лютер, Мюнцер, Цвингли), короли всех эпох и стран (Франциск I, Генрих VIII, Карл I, Людовик ХV), революционные диктаторы и военачальники, дипломаты и государственные деятели… Они имеют возможность не только мысленно представить, но и просто увидеть пир придворной знати в Париже ХVIII века, доставку рабов в Джеймстаун в ХVII веке, Наполеона в битве при Ватерлоо, сражение времен Крымской войны, французский военный завод, китайского крестьянина на рисовом поле и многое другое, что складывается в представление о времени, способствует его узнаванию.
Однако пора перейти к содержанию. Материалы в обеих частях учебника скомпонованы по проблемно-страноведческому принципу. Выделяются те процессы и события, которые влияли на развитие всей цивилизации, например просвещение, промышленный переворот в Англии, Французская революция ХVIII века, наполеоновские войны, завершение объединения Италии и Германии, первая мировая война и т.п.
Сам круг обсуждаемых тем стал гораздо шире и богаче. В учебнике появились параграфы, без которых трудно полностью изучить, а главное, понять людей прошедших веков, – появление нового мировоззрения, материальный и духовный мир человека ХVII-ХVIII вв. Наконец, человек стал рассматриваться не только как объект и субъект экономических отношений, но и как нечто, имеющее душу, взгляды на жизнь, идеалы, заблуждения. О таких людях интересно говорить, спорить, искать сходства и различия во взглядах с современным человечеством. Вслед за учебником ученики начинают обсуждать вопрос: что вызывает в человеке “дух предпринимательства”? Это черта времени или черта личности? Все ли заражаются этим духом? Или другая волнующая взрослеющих подростков проблема – что может человек в этом мире, от чего и от кого он зависим, насколько самостоятелен? Вера – это опора в жизни или преграда для самореализации?
Любой учитель, несомненно, знает цену яркой запоминающейся детали, одному штриху, оживляющему всю картину. Такими штрихами учебник Бурина богат! Иногда они просто помогают создать образ. Прочтите, например, такую фразу: “В молодости Кромвель пытался получить юридическое образование, но, женившись на дочери богатого купца, решил с помощью денег тестя поправить дела в своем имении. Это было вполне типичное решение для представителя джентри – максимально использовать имеющиеся возможности и решительно отбрасывать все ненужное”. Один эпизод, но Кромвель превращается в живого человека со своим характером. А вот совсем вроде бы крошечная деталька из описания эпохи: “Французская королева Анна Австрийская, жена Людовика ХIII, так до конца жизни и ела мясо руками, хотя к столу уже давно подавали вилки. Что уж говорить о людях попроще!”. Время сразу приобретает свой особый колорит, “цвет и запах”.
Но иногда одной детали хватает и для начала серьезного разговора, обсуждения важной проблемы. Взяв конкретный пример: “Один из лидеров третьего сословия – Антуан Барнав впоследствии говорил, что стал революционером после того, как один аристократ выставил его мать из своей театральной ложи”, можно обсудить и поводы столкновений различных сословий в повседневной жизни, серьезность таких столкновений. А возможен совсем иной ход дискуссии – какие побуждения приводят людей в революцию?
Характерной особенностью этого учебника является то, что он густо населен самыми разными конкретными людьми. Так, финансовая система Франции перед революцией оказалась расстроенной не сама по себе, а в результате отставки вполне конкретных финансистов Тюрго и Неккера и деятельности Калонна. А выиграть войну Севера против Юга в США Линкольну помогали вполне конкретные генералы со своими характерами, например Улисс Грант, о карьере и поступках которого рассказывается в учебнике. Конечно, могут прозвучать возражения, что столько имен и фамилий трудны для запоминания. Но ведь необязательно их “учить наизусть”, достаточно того, что они будут знакомы, будут вызывать какие-то ассоциации.
В учебном тексте явно видны новые подходы к некоторым “классическим” сюжетам новой истории. Конечно, прежде всего речь идет о Французской революции ХVIII века. Уже из ее названия выпал эпитет “великая”. Читая материалы о событиях якобинской диктатуры, ученики должны решать этот сложный вопрос: была ли революция великой? Предстоит оценить личность и поступки Робеспьера, а также по-новому взглянуть вместе с учителем на трагедию Шарлотты Корде (в учебнике дан ее портрет и следующее описание: “25-летняя девушка, мстя за погибших родственников-дворян, пробралась в дом Марата и заколола его кинжалом. Бесстрашная девушка была казнена, а убийство “друга народа” якобинцы использовали как предлог для усиления репрессий”). Особо рассматривается проблема террора, причем постановка вопроса звучит однозначно: “Насилие может породить только насилие!”
В другом “знакомом” сюжете о гражданской войне Севера и Юга в США автор касается вопроса об особенностях психологии такой войны и делает акцент не только на установлении более прогрессивного строя, но и на последствиях войны – жертвах и разрушениях.
Как было сказано, в учебнике есть “выдержки из исторических источников”. И они очень интересны. Автору удалось заставить источники говорить между собой, иногда это вполне мирный обмен мнениями, а иногда – горячие дебаты заклятых врагов. Чего стоит “разговор” коммунара, призывающего к расправе над пленным, и Тьера, объясняющего расправу над самими коммунарами. А после споров документов не могут не возникнуть споры и в классе.
Ирина ХРОМОВА,
член экспертного совета
Комментарии