search
main
0

История

Плюсы превращаются в минусы, минусы – в знаки вопроса

Новые учебники и учебные пособия

Российский учитель в последние годы, помимо множества экономических проблем, столкнулся с необходимостью справиться с обрушившимся на его голову “девятым валом” учебной литературы. Альтернативность, о которой так долго говорили педагоги, стала реальностью не только в учебных программах, но и в разнообразии школьных пособий. Сейчас только ленивый не пытается написать свой учебник. Особенно большой размах этот процесс приобрел в исторических дисциплинах. Самый идеологизированный в советское время предмет превратился в благодатное поле для разного рода экспериментов и нововведений. Так называемые коммунистические учебники стали заменяться “либеральными”, “консервативными”, “национальными”, “региональными” и тому подобными. Плюсы превращаются в минусы, минусы – в знаки вопроса, восклицательные знаки заменяются многоточиями, но при этом появляющиеся учебники истории до боли напоминают ушедшие совсем недавно в небытие, признанные устаревшими и необъективными. Те же политико-экономические проблемы, бесконечное выяснение, реакционна или нет была буржуазия, какие классы стояли за революционными событиями, чем определялись программы политических партий и на какие слои они опирались.

Рассмотрим с заявленных позиций новизну некоторых вышедших в последнее время учебников и учебных пособий по истории, чтобы помочь преподавателям разобраться в море педагогической литературы и сделать правильный выбор, не утонув самим и не утопив своих учеников.

Больше всего историкам не везет с учебниками, посвященными ХХ веку. Наше столетие вобрало в себя такой калейдоскоп событий и проблем, что выбрать среди них самые главные и необходимые школьникам представляется почти неразрешимой головоломкой. Еще больше головной боли добавило введение концентрической системы исторического образования в школе, подразумевающей изучение истории ХХ века в 9-м классе, а затем уже на другом уровне и в меньшем объеме в 11-м классе. Далеко не все учителя в восторге от подобного подхода и продолжают в старших классах в течение 2 лет подробно анализировать вопросы современной истории нашей страны и зарубежья, а в некоторых учебных заведениях имеется возможность для углубленного изучения истории, в том числе и новейшей. Видимо, именно для них написан учебник А.А.Левандовского и Ю.А.Щетинова “Россия в ХХ веке. 10/11 класс”, рекомендованный Министерством общего и профессионального образования РФ и вышедший вторым изданием в издательстве “Просвещение” в 1998 году.

На обложке весьма смело заявляется, что данная книга необходима тем, кто хочет приобрести активные (?) и прочные знания, обеспечивающие поступление в гуманитарные вузы, а также отличается современным содержанием, научностью и актуальностью. Авторы предназначили данный учебник для углубленного изучения истории в школах, лицеях, гимназиях, колледжах. В предисловии сказано также, что учебник реализует современные концепции понимания истории. Заявление смелое и заманчивое. Однако дальнейшее знакомство с книгой заставляет усомниться в ее новизне и оригинальности. Ученик, взглянувший на оглавление, поймет, что на протяжении 70 уроков ему предстоит изучать основные тенденции в экономике и политике, подъемы и отступления революций, реформы и войны, формирование государственно-политической системы, внешнюю политику, культурную жизнь и так до бесконечности. К сожалению, ни одного параграфа не посвящено вопросам быта, повседневной жизни, массовой психологии и господствующих настроений, а культуре традиционно отводится вспомогательная роль (параграф 48 так и называется “Общественно-политическая и культурная жизнь”). Что уж говорить о личностях – они упоминаются походя или вовсе отсутствуют, а на первый план выходят классовая борьба, неистребимые социальные противоречия и пережитки старого. Учителя смогут встретить здесь знакомые по советским временам термины – “зубатовщина”, “гапоновщина” (особенно авторам нравится первый термин, потому что параграф 5 так и называется “Зубатовщина”, а его подразделы озаглавлены следующим образом: “С.В.Зубатов и “зубатовщина”, “Осуществление “зубатовщины” на практике”, “Крах “зубатовщины”), а также порадоваться новообразованным историческим понятиям – внимательное изучение словаря даст возможность ознакомиться с терминами “синдицирование” и “парламентизирование” (было же в старые времена “революционизирование”, так почему же не построить и другие слова по данному принципу). Авторы оставили преподавателям широкое поле для самостоятельного творчества преподавателей – например, можно ввести термин нэпоизирование, тоталитаризирование и т.п.

Как водится, не обошлось без народных движений. Особенно “повезло” первой русской революции – на ее изучение отведено целые три темы по три параграфа в каждой. Построение материала практически копирует старые учебники. Конечно, изменились формулировки, меньше стало ленинских цитат и оценок, нет подробного изложения трех признаков революционной ситуации, которые раньше был обязан знать каждый троечник. В целом же учебник вряд ли откроет много нового в плане углубления знаний. Можно констатировать, что в нем сохранена традиция подавать историю через призму политико-экономических отношений, в которых не находится места простому человеку с его проблемами и заботами. И это закономерно – как живем, так и пишем историю, как понимаем сегодняшнее соотношение государства и личности, так и изучаем его в прошлом.

Конечно, в учебнике есть и ряд положительных моментов. Школьников, несомненно, порадует, что параграфы по объему невелики – около пяти страниц каждый, что на фоне других подобных учебников явно напоминает высказывание А.П.Чехова о краткости. Действительно, лучше уж о классовой борьбе, войнах и революциях читать пять страниц, чем двадцать, а ведь о другом пока в большинстве вышедших учебников по истории ХХ века практически не говорится. Учителя останутся довольны тем, что после каждого параграфа есть вопросы и задания (их, правда, чаще всего 3-4, и умещаются они за редким исключением в пять строк), ведь в последнее время стало модно среди авторов учебников не утруждать себя разработкой методического аппарата и формулировать вопросы сразу ко всей теме (при этом на параграф приходится зачастую по одному-два вопроса). Может быть, формулировка заданий и не отличается методической новизной и применением современных педагогических концепций, но уже их наличие является положительным моментом.

Нельзя не отметить также и наличие краткого словаря терминов, помещенного в конце учебника. Большинство понятий определены кратко и четко, что позволит учащимся запомнить предложенные формулировки. С научной точки зрения они не бесспорны, но зато преодолена громоздкость и излишняя наукообразность, присущая в последнее время многим учебным пособиям по истории.

Что ж, может быть, лучше обстоят дела с более ранней историей нашей страны? В издательстве “Просвещение” в 1997 году вышел учебник Н.И.Павленко и И.Л.Андреева для 10-го класса “Россия с древнейших времен до конца ХVII века”, также рекомендованный Министерством общего и профессионального образования. В аннотации говорится, что новый учебник позволяет получить не только обширные знания о событиях и фактах, но и осмыслить суть исторического процесса, выявить причинно-следственные связи, проследить этапы развития. И действительно, оглавление читается значительно веселее, чем в учебнике по истории ХХ века, – поднимаются проблемы взаимоотношения государства и общества в Древней Руси, раскола, царской власти и эволюции государственного аппарата, освоения Сибири.

С первых страниц начинается серьезный разговор о происхождении восточных славян, рассматриваются различные теории и концепции, затрагиваются особенности ранней истории славян. Иллюстрации показывают типы восточнославянских пахотных орудий и воспроизводят изображения идолов – языческих богов. Примечательно, что учебник не обезличен, наряду со множеством событий рассматриваются и фигуры киевских князей, личности правителей Московского государства и первых Романовых.

Особо хочется отметить наличие документов к каждой теме. Ребята могут прочитать размышления Прокопия Кесарийского о славянах и антах, отрывки из “Повести временных лет”, “Поучения Владимира Мономаха своим детям”, послание Ивана Грозного об измене Курбского и многое другое. Данный факт очень отраден, потому что в последнее время из учебников истории стали катастрофически исчезать документы – когда-то они были подбором цитат классиков марксизма-ленинизма, и поэтому не всегда авторы учебников “утруждают” себя подбором интересных и доступных источников.

В середине учебника находится цветная вклейка с картами, но рассматривать их лучше с использованием увеличительного стекла и как можно большей мощности из-за мелкого шрифта. Будем надеяться, что школьники найдут возможность приобрести соответствующие красочные атласы и сохранят собственное зрение.

Пожалуй, единственное замечание к учебнику – отсутствие словаря с объяснением основных понятий. Работа с понятиями не менее важна в современной школе, чем работа с документами. Может быть, конечно, представители фундаментальной науки найдут какие-то ошибки и спорные моменты, однако школьники смогут прикоснуться к живой истории и изучать ее с интересом. Замечательно, что в стенах школы ученик может узнать, что в ХVII веке стол боярина отличался обилием яств, включавшим множество мясных блюд, а вот на столе крестьянина были лишь черный хлеб, толокно, гречневая каша, квашеная и свежая капуста, грибы и различные овощи. Помимо этого, можно прочитать о свадебном обряде, семье, внутреннем убранстве дома и т.п. Жаль только, что такие интересные темы большей частью включены лишь во вторую половину учебника, написанную известным в научных кругах историком Н.И.Павленко. И тем не менее учебник оставляет приятное впечатление, будет доступен учащимся и приятен для работы преподавателям. Может быть, его пока еще трудно считать идеальным, авторы часто пользуются старыми классовыми подходами и понятиями, но пока не создано учебников, построенных на других концепциях освещения исторических событий. Все хорошее познается в сравнении, так что работа Н.И.Павленко и И.Л.Андреева явится достойным конкурентом существующим школьным учебникам по истории России с древнейших времен.

Оставим ненадолго нашу родную историю и посмотрим, как же обстоит дело с учебной литературой по истории зарубежной. В издательстве “Просвещение” в 1998 году вышел двухтомник по новой истории Юдовской А.Я., Баранова П.А., Ванюшкина Л.М. для 7-8-х классов (1500-1800 гг. и 1800-1918 гг.). В глаза бросается странная периодизация и возникает вопрос: “А какие знаменательные события произошли в 1500 и 1800 годах, чтобы считать их рубежами для отсчета исторических событий?” Текст учебника вряд ли даст на него ответ, а рассказ о новом времени начинается с великих географических открытий конца ХV века. На обложке – броская реклама: “Учебник абсолютно новый, не знающий аналогов. Имеет современные методические решения”.

Перед нами разворачивается панорама европейских рынков ХVI века, предстают яркие портреты знаменитых людей, появляются колоритные описания повседневной жизни людей. О многом говорят и названия параграфов и подразделов, приковывающие внимание нестандартными формулировками: “Рыцарство было уничтожено пушкой” (о новых видах оружия), “Кровь разносит всюду теплоту и жизнь” (о медицинских открытиях), “Гроза надвигается” (преддверие Великой французской революции), “Раб должен или работать, или спать” (о рабстве на Кубе), “Люди с дорожной обочины” (о бедняках), “Страна на колесах” (о Форде и его производстве), “Сильный всегда прав” (о Бисмарке) и т.д. Даже для таких традиционно скучных тем, как “Промышленность и сельское хозяйство”, авторы находят занимательный материал, в частности рассказывают о распространении каменного угля, который почему-то называют “черным золотом” (для современного человека под этим словосочетанием обычно понимается нефть).

Учебник позволяет узнать много любопытных вещей, которые в недавние времена не считалось нужным и упоминать. Оказывается, до ХVIII века белый хлеб в Европе считался предметом роскоши, а картофель получил распространение только из-за многочисленных войн и угрозы голода. Школьники смогут узнать о знакомых с детства героях Д. Дефо и Дж. Свифта – Робинзоне и Гулливере – некоторые новые детали: первый был иллюстрацией трудолюбивого и упорного представителя человека новой формации, а второй – героем сатирического произведения о Европе нового времени.

Особо следует отметить методический аппарат учебника. Здесь можно найти самые разнообразные задания. Школьники превращаются в картографов, вместе с товарищами обсуждают различные проблемы, соглашаются или спорят с утверждениями историков, аргументируют свою точку зрения. А как актуально и для сегодняшнего дня звучат некоторые из предлагаемых для обсуждения высказывания. Приведем лишь один пример – высказывание Людовика ХIV: “В моих целях не было брать в министры выдающихся людей. Нужно было первым делом дать понять… что моим намерением не было делиться властью”. К тому же есть еще и рабочая тетрадь, в которой учащиеся могут писать короткие сочинения, рисовать, составлять схемы, заполнять таблицы и даже составлять меню для разных слоев населения отдельных эпох.

Конечно, хотелось бы, чтобы авторы обратили внимание на повседневную жизнь людей не только ХVI-ХVII веков, но и в дальнейшем, а также чуть побольше рассказали о странах Востока и Латинской Америки. Однако и так уже сделан значительный шаг в отходе от знакомой многим и в высшей степени политизированной Новой истории, где с мельчайшими деталями описывались классовый характер и ограниченность буржуазных революций вместе с появлением марксизма и складыванием революционных рабочих партий. В какой-то степени авторы даже переборщили и практически полностью исключили упоминания о Марксе, Энгельсе и марксизме, что говорит об определенной конъюнктурности, нежелательной для школьных книг.

Помимо учебников, издательство “Просвещение” выпустило несколько рабочих тетрадей по истории и школьный атлас по истории России Е.П.Градскова и А.И.Самсонова. С наглядными пособиями в нашей школе всегда были проблемы – то карты были слишком мелкими, то иллюстрации не отражали всех событий, то неудачно подбирались цвета, и все изображение сливалось в яркое пятно. Формат современного учебника не позволяет надеяться, что исторические карты, имеющиеся в них, будут удобны и эффективны. Поэтому родителям стоит подумать о приобретении названного выше атласа. Его достоинствами являются доступные для школьников яркие карты с четким шрифтом и понятными обозначениями, красочные рисунки и интересные фотографии, планы и схемы, родословные таблицы, перечень основных дат и событий. Все это сопровождается пояснениями и дополнительной информацией. Придерживаясь народной мудрости, порекомендуем всем заинтересовавшимся атласом один раз увидеть, чем сто раз услышать о нем. На сегодняшний день это наиболее удачное издание в данной области.

Наконец, обратимся к рабочим тетрадям по истории нашей страны. Они также вышли в издательстве “Просвещение” и предназначены для использования в разных классах. Какие же задания предлагаются ученикам пятых, шестых, седьмых и девятых классов? Для пятиклассников Н.И.Ворожейкина и М.Т.Студеникин составили задания к “Рассказам по родной истории”. По уровню полиграфии тетрадь явно оставляет желать лучшего – черно-белое исполнение рисунков и желтоватые листы бумаги, несомненно, уменьшают эффект от выполнения целого ряда заданий. Но, понимая общую экономическую ситуацию в стране, забудем о внешней форме и обратимся к содержанию. Углубившись в чтение, можно обнаружить, что множество заданий больше связано с математикой, трудовым обучением и изобразительным искусством: например, надо не только раскрасить рисунки на с. 29, но и попробовать смастерить из пластилина, картона или других материалов макеты судов петровского времени; собрать затейливый русский терем из фрагментов на с. 39 будет очень сложно из-за нечеткого изображения, задания 56 и 58 на странице 30 лучше включить в учебники математики. Задумка авторов об интеграции нескольких предметов, несомненно, интересна, но для ее воплощения в практику школы необходим другой уровень исполнения рабочей тетради.

К тому же пользоваться тетрадью учителю будет неудобно, потому что задания даются не к конкретным параграфам, а одно за другим – придется самостоятельно делать это в свободное от работы время. Также придется критически подойти к некоторым заданиям с точки зрения их целесообразности для пятиклассников. Психологи говорят, что задания на поиск ошибок в тексте следует применять с максимальной осторожностью, так как придуманные ошибки могут на подсознательном уровне укрепиться у школьников, для которых печатный текст является определенным образцом.

Ученики, правда, могут быть очень довольны чередой заданий, предлагающих раскрасить изображения различных видов оружия, элементов одежды, орденов. Много забавных ответов и споров способно вызвать задание о том, что ели и пили жители Руси в древности. Жаль только, что подобных вопросов в рассматриваемой рабочей тетради не так уж много. Очень хотелось бы встретить больше творческих заданий – дописать рассказ, описать события глазами современника, предложить свое объяснение изображений на гербах городов. Но, судя по всему, смысл истории и ее изучения до сих пор понимается как заучивание целого набора фактического материала, даже если это относится к младшим школьникам.

Может быть, другие рабочие тетради преодолевают тенденцию изучения истории через заучивание фактического материала, а не путем их осмысления, анализа и обсуждения? Откроем рабочие тетради по истории Отечества для 6-7-х Артемова В.В. Уже говорилось о нежелательности включения большого количества заданий по нахождению ошибок в тексте. В данной тетради их можно встретить с поразительной регулярностью – авторы в небольшом тексте обычно предлагают найти минимум по 6-9 ошибок. Среди основных типов заданий можно перечислить следующие, повторяющиеся практически к каждому параграфу (в отличие от предыдущей рабочей тетради, в данном пособии вопросы и задания четко соотнесены с соответствующими разделами учебника): работа с контурной картой, соотнесение событий и дат, определение понятий, изучение документов, решение кроссвордов, заполнение таблиц, составление схем и генеалогических таблиц. Оригинальной находкой представляется восстановление текстов шифрограмм, но авторы, на наш взгляд, слишком злоупотребляют этим видом заданий, и интерес к ним школьников может постепенно утрачиваться. Интересно также по русским пословицам, где ученикам предлагается предположить, в какой социальной среде они могли возникнуть.

Однако подмеченная ранее тенденция не изменена и здесь – задания в основном носят воспроизводящий характер (прочитал – ответил, выучил – ответил, нашел в тексте – записал). Ни в одном вопросе не предлагается обсудить проблему, написать письмо, поставить себя на место участника событий: о личностях упоминается, но история все равно представляется обезличенной, в виде череды событий и дат, войн и сражений. Повседневная жизнь в понимании авторов не является частью исторического процесса и не заслуживает внимания учащихся.

Еще одна рабочая тетрадь для 9-го класса по истории России Данилова А.А. и Косулиной Л.Г. Авторы явно идеализируют российских девятиклассников, предлагая им задания, связанные с такими понятиями, как “геостратегическое пространство”, “социокультурная категория”, и некоторыми другими. В целом вопросы рассчитаны на высокий уровень знаний. Подобрано огромное количество документов, которые предлагается прочитать, сравнить между собой и ответить на вопросы; требуется заполнить достаточно серьезные таблицы и схемы; серьезная работа должна быть проведена учащимися по характеристике понятий. Наконец, даются фотографии политических деятелей, которых школьники должны узнать и найти материал об их деятельности.

Вместе с тем политико-экономические разделы занимают господствующие позиции. Лишь несколько страниц посвящено культурной жизни страны начала ХХ века, а уж говорить об условиях жизни людей, их проблемах, интересах, праздниках, повседневных заботах, психологии, предрассудках и не приходится. Кроме того, репродуктивность в заданиях просматривается с завидным постоянством.

Подводя итоги, отмечу, что вариативность учебных пособий по истории в современной российской школе стала реальностью. Однако большей частью это касается количества книг, а не принципиальных позиций по изучению исторического процесса. Классовый подход и рассмотрение событий с политико-экономическим уклоном продолжают преобладать, а человек и его повседневная жизнь по-прежнему рассматриваются как некое дополнительное приложение, немного оживляющее “настоящую” историю. И в этом нет ничего удивительного. Каждый из нас знает, какое огромное количество статей и книг пишется сегодня о политических деятелях, войнах и реформах, где содержатся новые сенсационные открытия. Между тем мне не встретилось ни одного исследования, посвященного простым людям, их житейским проблемам, заботам и маленьким радостям. Стоит ли удивляться, что об этом умалчивают учебники истории? Понимание современности напрямую проецируется на прошлое. Видимо, поэтому зарубежная история рассматривается в наших школьных учебниках менее формализованно и человечнее.

А главное – учебник должен давать материал для раздумий, а не для заучивания. Полезнее всего те книги, которые заставляют человека думать. Для школьной литературы это особенно актуально. Л.Н.Толстой писал: “Во всяком деле лучше немного, но хорошего, чем много, но плохого. То же и в книгах”. Лед, конечно, тронулся, как говорил Остап Бендер, но до полного освобождения реки познания от панциря старых догм еще далеко. И данный обзор новой учебной литературы показывает, что первые успехи уже налицо. Вместе с тем надо четко осознавать, что чудес не бывает, поэтому учителя, ученики и их родители должны набраться терпения. Пройдет мода на написание десятков похожих учебников по одному историческому периоду, останутся самые лучшие и оригинальные.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте