search
main
0

История

Антонов огонь

Урок по теме “Последняя крестьянская война 1920-1921 годов. 10-й класс”

Цель:

– познакомить учащихся с противоречиями “военного коммунизма”;

– развить умение анализировать документальный материал;

– выделять главное, существенное;

– стимулировать развитие интереса к отечественной истории, истории родного края.

Оборудование:

– стенды с документальными материалами;

– выставка художественных произведений об антоновском движении;

– школьная фотогазета “Вестник краеведа”, посвященная антоновскому движению;

– карты “Географическое положение Тамбовской губернии в европейской части России”, “Военные действия в Тамбовской губернии в 1920-1921 гг.”.

Ход урока

1. Вступительное слово учителя. Обращение к материалам по истории крестьянского выступления на Тамбовщине.

2. Монолог ученицы, исполняющей роль члена организации тамбовских эсеров М.А.Спиридоновой. Просмотр на выставке документов, фотографий, посвященных Спиридоновой М.А.

3. Вопрос: почему самое мощное крестьянское выступление произошло именно на Тамбовщине?

Обращение к схемам, документам, показывающим, как в нашем крае проходила продразверстка, мобилизация мужского населения в Красную Армию. Видеозапись (на фоне хроники села 1920-х годов чтение письма крестьянки Моршанского уезда сыну-красноармейцу о злоупотреблениях местных властей).

Вывод: Тамбовщина – удобный объект для выкачивания продуктов сельского хозяйства, военной и рабочей силы.

4. Антоновское движение. Программа повстанцев (август 1920 – апрель 1921 гг.).

а) Сравнение программ “Союза трудового крестьянства” и резолюции Кронштадтского выступления.

Создание оперативного штаба “Партизанской армии Тамбовского края” во главе с А.С.Антоновым (14 ноября 1920 г.), свержение Советской власти в пяти уездах губернии.

б) Тактика Красной Армии и антоновцев. Карательная политика властей по отношению к крестьянам. Дифференцированный подход к пленным у антоновцев. Крестьяне – главные союзники А.С.Антонова.

Вывод: пока местное население поддерживало антоновцев, разгромить восстание было невозможно.

в) Экономические и политические меры Советской власти. Делегация тамбовских крестьян у В.И.Ленина. Материалы газеты “Тамбовский пахарь” (27 февраля 1921 г.).

Видеозапись инсценированной встречи.

Вывод: всю вину за просчеты в политике по отношению к крестьянам В.И.Ленин возложил на местное руководство, обещал ходокам личную поддержку.

Отмена продразверстки в Тамбовской области в феврале 1921 г. (за месяц до X съезда партии!) привела к оттоку крестьян из повстанческих отрядов.

4. Закат “Антоновщины” (май-июль 1921 г.). Деятельность Тухачевского М.Н. – командующего военными силами Тамбовской губернии, кавалерийской бригады Г.И.Котовского. Видеозапись инсценированного диалога Котовского с начальником уездной ЧК.

Рассказ учителя о разгроме повстанцев с показом на карте, “чистка сел от мятежников”. Приказ ? 171. Захват заложников из местного населения, создание сети концентрационных лагерей, газовые атаки против мятежного населения. 16 июля 1921 года доклад Тухачевского Ленину о ликвидации восстания, о восстановлении Советской власти в Тамбовской губернии.

5. Подведение итогов. Крестьянская война подавлена. На примере Тамбовщины продемонстрирована сила диктатуры пролетариата. Крестьянское движение на Тамбовщине способствовало смене курса РКП(б) и переходу к НЭПу.

Результат:

– урок формирует у учащихся потребность осмысливать на основе документов исторические проблемы;

– учит вписывать местные события в историко-культурный контекст страны;

– ученики становятся соавторами урока.

Владимир СИДОРИН,

учитель истории средней школы # 5

Моршанск

Тамбовская область

Здесь живет народ высокий и красивый

Урок по теме “Занятия и обычаи восточных славян в VI-VIII вв.”

“Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам”.

А.С. Пушкин

Цели урока:

а) актуализация знаний по теме “Занятия и обычаи восточных славян”; введение понятий: залежная и подсечно-огневая система земледелия, актуализация понятий “присваивающее хозяйство” и “производящее хозяйство”; формирование мировоззренческой идеи о тесной связи занятий людей в древности и их представлений об устройстве окружающего мира;

б) способствовать формированию умения работать с картой; овладению технологией исторического исследования на основе использования комплекса исторических источников (письм., устн., вещ.); работать с дополнительной литературой; публично излагать свои мысли;

в) воспитывать уважение к истории своей страны.

Оборудование:

карта “Киевское государство в IX-XI вв.”

книги: “Задания для самостоятельной работы…” И.Я. Лернер. – М., 1988 г.

“Славянская мифология” Г.С. Белякова. – М., 1995 г.

“История русской культуры” – М., 1996 г.

“Вопросы-ответы” Ю.М. Суворов

“Хрестоматия по истории СССР”

“Аппликации по истории СССР для 8кл.”.

Тип урока: Урок изучения нового.

Форма: Урок – исследование.

Ход урока

1. Звучит музыкальная тема М.П. Мусоргского “Рассвет на Москве – реке”

“Утро, пробуждается природа.

Первые рассветные лучи

На воротах древнего поселка

Отблески оставили свои.

Здесь живет народ высокий

и красивый –

Светлоокие и сильные мужи,

Женщины, изящные, как ивы,

Дети словно крепкие дубки”.

Сообщение темы урока. Совместная формулировка целей урока.

Слово учителя: “Спутницами в нашей работе будут вспомогательные исторические дисциплины: лингвистика, этнография, археология.

Что является предметом изучения этих наук? (Класс разделен на 4 группы: историки, этнографы, археологи, лингвисты)

Заглянем в древний поселок.

Что сообщают нам о поселениях славян византийские историки VI века?

(Работа с дополнительным методическим комплектом (ДМК) – историки)

Работа с аппликацией “Славянский поселок”.

– “он невелик” (1-5 дворов)

– “селятся в лесах, у неудобопроходимых болот и озер”

Почему?

– “живут в жалких хижинах на большом расстоянии друг от друга”

Обращаемся к кадру диафильма “Славянское жилище”: полуземлянка с полом на метр-полтора ниже уровня земли, деревянными стенами, обмазанной глиной крышей, почти касающейся скатами земли. Внутри печь без дымохода. Топится по-черному. Площадь жилья 10-20 кв. метров. По-видимому, несколько поселений составляли одну общину.

б) Жизнь среди лесов была нелегкой. Славянские поселки, которые были редкими островками среди “лесного моря”, являлись центрами развития хозяйства.

Решение познавательной задачи.

“Археологи восстановили облик славянского поселения Березняки. Оно состояло из большого дома с одним очагом, большого помещения, где были найдены остатки зерен ячменя и пшеницы, зернотерки. О каких занятиях славян свидетельствуют находки?”

Находка остатков зерен ячменя и пшеницы недостаточна, чтобы сделать вывод о занятиях славян. Мы можем говорить либо о собирательстве, либо о земледелии.

Нам уже известно, что историю первобытности характеризуют два типа хозяйства: присваивающее и производящее. Объясните термины.

Задание: в ходе дальнейшего исследования заполните таблицу “Хозяйство древних славян”. Выпишите занятия, соответствующие присваивающему хозяйству в левую колонку, производящего – в правую.

Работа в группах. (Каждая группа анализирует предложенный материал и отвечает на поставленные вопросы).

Занятия славян. (Земледелие и скотоводство).

Что сообщают нам о занятиях славян данные наук?

Работа с ДМК

Какое занятие было главным?

Какие системы земледелия нам уже известны?

(В случае затруднения показать схематический рисунок двуполья и трехполья).

У славян господствовали залежные и подсечно-огневая системы.

Работа с текстом учебника: залежная система (стр.16).

Подсечно-огневая (аппликации демонстрируются на магнитную доску)

Дайте характеристику этой системы.

Решение познавательной задачи (в книге “Задания…” под редакцией И.Я. Лернера, стр.21, ?11).

Какие орудия труда применялись при переходе к пашне?

Перечислите основные с/х культуры.

О каких еще занятиях славян свидетельствуют данные наук?

Работа с ДМК (занятия: ремесло, рыболовство, охота, бортничество – именно пушнина, мед и воск составляли основу славянской торговли с соседями, прежде всего с Византией – сообщение летописи “И был тут путь из варяг в греки”. Работа с картой и кадром диафильма “Волоком волокут” Н.К. Рерих).

(Соответствующие аппликации демонстрируются на магнитную доску).

Сделайте вывод о занятиях славян.

Проверка таблицы “Хозяйство древних славян”.

Обычаи древних славян.

Сообщение учащегося (из “Повести временных лет”).

“Каждое объединение племен имело свои обычаи, законы, предания. Летопись сообщает: “Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносит за нее – что дают”. А древляне “…живут зверинским образом”, “…убивают друг друга, едят все нечистое” и браков у них нет, но “…умыкают девиц у воды”. Если кто из них умирал, то устраивали “тризну” (торжественное прощание с покойником в виде военного состязания, игры или битвы), а затем делали большую колоду из дров и возлагали на эту колоду мертвеца и сжигали. А после, собрав кости, вкладывали их в небольшой глиняный сосуд и ставили на столбах при дорогах”.

Можно ли во всем доверять Нестору?

Перечислите основные обычаи славян. Какие из них наиболее живучи?

Задание: решение головоломки позволит нам узнать тему следующего урока

Чайнворд

С/х орудие труда(рало)

Изготовление различных изделий (ремесло)

Одно из занятий древних славян (рыболовство)

Название хлеба у славян (жито)

Одно из занятий древних славян (торговля)

Сбор меда диких пчел (бортничество)

Племенной союз, который жил по р. Ока (вятичи)

Завершить нашу сегодняшнюю работу мне хочется отрывком из стихотворения А.М. Майкова “Нива”:

О, Божья благодать! О, как прилечь

отрадно,

В тени высокой ржи, где сыро

и прохладно.

На всем полей просторе

И жницы, и жнецы, ныряя, точно

в море,

Уж вяжут весело тяжелые снопы;

Вон на заре стучат проворные цепы”.

Фронтальная беседа.

Марина ЛЕБЕДЕВА,

учитель истории средней школы ? 2 с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла

Вязники,

Владимирская область

Общее прошлое

нас объединяет

Введение в предмет на 1-м курсе

Проводится в 3 дня блоками по 3 часа. Цель погружения:

1. Отработка различных форм первичного общения с учащимися.

2. Отработка ключевых исторических понятий и проблем.

3. Формирование интереса к истории, миру, человеку.

Технология:

1. Подготовительный этап.

2. Основной этап (учебные занятия).

3. Заключительный этап (подведение итогов работы).

Алгоритм подготовительного этапа:

1.Обеспечение микрогрупп словарно-справочной литературой.

2.Оформление наглядных материалов.

3.Подготовка творческих заданий.

Алгоритм основного этапа:

В начале первого трехчасового блока учащимся предлагается ответить по выбору на один из трех вопросов: Что такое история? Зачем ее изучают люди? И как ее изучают? В ходе анализа полученных ответов приходим к совместным выводам. Вопросы оказались непростыми, наибольшие затруднения вызвал третий вопрос, односложные ответы получены на второй. В то же время учащиеся согласны с правомерностью предложенных вопросов, ибо любое дело начинается с постановки цели. Таким образом определяем цель первого дня погружения – осознать, что такое история, как ее изучают? Следующий этап – работа с энциклопедическим словарем (по микрогруппам). Учащиеся дают определение истории. На доске с помощью карточек и магнитов оформляется схема:

история = ? + ? +? + ? +? + ? +? + ? +?

Каждой микрогруппе предлагается по очереди открыть любой из вопросов. На обратной стороне карточки с первым вопросом – символ и надпись археология, на второй карточке – хронология, на третьей – геральдика, далее следуют метрология, нумизматика, топонимика, палеография, источниковедение, этнография. Далее учащиеся со словарями объясняют понятия различных составляющих исторической науки. Работают несколько микрогрупп. Каждая – со своими понятиями. После объяснения содержания понятия (термина) микрогруппы получают творческое задание по его отработке (в форме головоломки, путешествия по ленте времени или геральдической тропе, загадок новгородских грамот, анализов, исследований и др.). В заключение первого блока погружения микрогруппы демонстрируют друг другу результаты работы, подводят итоги, делают соответствующие записи в тетрадях.

Второй трехчасовой блок начинается с рефлексии первого дня погружения: учащиеся рассказывают о том, какие знания необходимы для успешного овладения историей. Ставим новую цель: определить предмет исторической науки. Прошу микрогруппы придумать словосочетания со словом “история”. Исследуем, что объединяет данные понятия. Рассуждая, делаем вывод, что в центре истории – деятельность человека. Задаем себе вопрос: кто я? Размышляем о различных сторонах своей деятельности и человеческих объединениях, в которых эта деятельность осуществляется (семья, школа, город, планета и пр.). Вспоминаем исторические объединения людей, далее в микрогруппах со словарями отрабатывается определение государства. На доске – схема:

государство = ? +? + ? +? + ? +? + ?

На обороте карточки – символы и надписи элементов государства (символика, глава государства, правительство, армия, полиция (милиция), конституция, деньги). Микрогруппы по желанию открывают вопросы и работают с понятиями (словарная работа), а затем выполняют творческие работы с соответствующими элементами нашего государства. Обмен информацией проводится в форме мини-конференции “Мое государство – Россия”. Подводим итоги. Дома учащимся предлагается написать мини-сочинения: “Мой проект идеального государства” или “Какая история мне нужна и интересна?”.

Третий трехчасовой блок начинается с обсуждения домашнего задания. Цель формулируем так: Определить, какое значение имеет прошлое в жизни человека. Отмечаем, что прошлое – одна из составляющих человеческой жизни, личное прошлое нас определяет, отличает друг от друга, общее прошлое объединяет, формирует общие ценности и проблемы.

Далее разговор идет об общечеловеческих ценностях и глобальных проблемах. Пытаемся найти ответы на вопросы: Что разделяет людей и ведет к вражде? Что объединяет людей и способствует миру? Приходим к выводу, что ответить на эти вопросы нам помогает опыт прошлого. Знакомимся со словами В.О. Ключевского “Предмет истории – то в прошедшем, что не проходит, как наследство, урок, как неоконченный процесс, как вечный закон”. Подводим итоги. В качестве рефлексии дома учащимся предлагается выполнить творческую работу “История как часть моего мира”. Допускаются стихи, рисунки, сочинения, мини-выставки и т.д.

Итоги: Данная работа позволяет учащимся принимать историю как часть их внутреннего и внешнего мира, отработать ключевые понятия и проблемы предмета, поразмышлять о целях исторического познания, получить первоначальные навыки самооценки.

Ольга КОЗЛОВСКАЯ,

учитель истории профессионального колледжа

Томск

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте