search
main
0

Историческое наследие – богатство, требующее бережного отношения

Расим АКЧУРИН, руководитель Центра гражданского и военно-патриотического воспитания, генерал-полковник: – Одно из приоритетных направлений деятельности каждого государственного образовательного учреждения – воспитание подрастающего поколения. Вершина воспитательного процесса – создание такой системы, которая ориентирована на воспитательное пространство семьи, школы, микрорайона, района, округа, города. Одно из основных направлений этой работы – музейно-педагогическая деятельность. Актуальность этой темы обусловлена изменениями, происходящими в обществе. Россия стоит на пути формирования гражданского общества, что изменило цели, задачи, содержание и методы целостного процесса воспитания. Молодой гражданин должен быть способен на самостоятельный анализ жизненных реалий, к творческой деятельности, принятию ответственных решений и их реализации в экстремальных условиях. Ему необходимо быть предприимчивым и деловитым, обладать достоинством и личной ответственностью, повышенной выносливостью при возрастающей интенсивности труда.

Он должен быть готов к защите своих прав и свобод, своей Родины. Поэтому важной задачей становится формирование гражданина – патриота своей страны, знающего законы государства, принимающего участие в жизни общества, обладающего определенными ценностями, активной нравственной позицией, готового бескорыстно служить обществу, способного оптимально строить свою жизнь в демократическом государстве.

Во всех государственных образовательных учреждениях Москвы, в детских садах, в начальной и средней школе, в гимназиях, лицеях, в учреждениях дополнительного образования, колледжах и педагогических институтах в настоящее время в той или иной форме, в большем или меньшем объеме осуществляется музейно-педагогическая деятельность. Она не обязательная, но рекомендуемая форма совместного творчества педагогов, родителей, детей для совершенствования как основного, так и дополнительного обучения и воспитания.

Сегодня можно выделить два направления музейно-педагогической деятельности в системе образования. Первое – освоение культурного наследия, собранного в коллекциях и экспозициях крупных музеев Москвы и других городов, а также знакомство с памятниками истории и культуры, находящимися в самом городе как экспозиции под открытым небом. Второе – создание собственных музеев непосредственно в образовательных учреждениях. Количество музеев в образовательных учреждениях растет быстрыми темпами, сегодня их число достигло 1150 на 1 января 2008 года, а сейчас – 1171 музей. Это, наверное, показатель: с января по март был создан 21 новый школьный музей. По данным учета 1995-1999 годов в образовательных учреждениях Москвы было 499 музеев, 75% из них составляли музеи военно-исторического профиля. По итогам второй регистрации в 2005 году музеев насчитывалось уже 946, то есть их число увеличилось в два раза. Что послужило толчком для увеличения количества музеев? Прежде всего, работа ветеранских организаций, которые обеспечили рост числа музеев военно-исторического плана. Это дало хороший толчок к развитию музеев.

Сегодня музей есть практически в каждом втором образовательном учреждении. Отдельные учреждения, осознавая огромный познавательно-воспитательный потенциал музейного дела, создали по несколько разнопрофильных музеев. За последние пять лет изменилась и профильная структура музейной сети. Военно-исторические музеи составляют нынче 46%, 54% – музеи других профилей. Среди них: этнографические – 11,3%, истории образовательных учреждений – 9,6%, краеведческие – 10,4%. То есть эти три категории музеев находятся в стадии активного развития. 21% составляют музеи других профилей.

Новым примерным положением о музее образовательного учреждения МДО традиционно сохранено понятие профиля музея, но, по мнению специалистов-музееведов, а также по ходу регистрации новых и перерегистрации ранее созданных музеев, выясняется, что понятие «профиль» становится все менее актуальным. Границы профилей все более размываются даже в традиционных музеях органов управления культурой. В музеях Департамента образования эти границы подчас определяются с большими натяжками. Многопрофильность или комплексность – новые реалии современного этапа развития музеев образовательных учреждений.

Музей и музейный комплекс становятся самостоятельными структурными подразделениями образовательных учреждений, цель которых – расширение образовательного пространства, углубление содержания обучения и качества воспитания. В школе №760 имени Алексея Маресьева разработаны рекомендации по проведению урока-диспута по математике «Борьба за жизнь и математика в музейно-историческом мемориале имени Героя Советского Союза Алексея Петровича Маресьева «Крылья России». На этом необычном уроке ребята узнают о подвиге Маресьева и производят сложные математические расчеты скорости передвижения Маресьева к линии фронта.

Нынче развивается сотрудничество музеев образовательных учреждений с государственными музеями, архивами, библиотеками, научными учреждениями и общественными организациями. С помощью специалистов актуализируется тематика и содержание поисково-собирательной и исследовательской работы музеев, их фонды пополняются новыми материалами. Мы придаем большое значение работе экспериментальной площадки «Гражданское и патриотическое воспитание обучающихся в современных условиях», в состав которой входят 15 военно-исторических музеев, ставших победителями городского смотра-конкурса в честь 65-летия Великой Победы в Великой Отечественной войне. Научным руководителем этой экспериментальной площадки стал академик РАО, профессор Владимир Купцов.

Основой всех научно-методических разработок, координируемых Департаментом образования, стало превращение всей музейно-педагогической деятельности в единую профессиональную систему, направленную на воспитание подрастающего поколения в духе высокой гражданственности и патриотизма с использованием богатейшего потенциала историко-культурного наследия многонациональной России.

Основные предпосылки, подчеркивающие назревшую необходимость объединения усилий всех методических структур, связанных с деятельностью музеев образовательных учреждений, – совокупность таких факторов, как:

– изменение исторического, социально-экономического фона образования за последние 15 лет;

– усиление гуманитарного характера всей системы образования;

– необходимость активного воспитания гражданственности и патриотизма у подрастающего поколения на основе глубокого знания истории и культуры;

– потребность развивающегося общества в креативных личностях, в личностях с особой одаренностью;

– необходимость опережающего развития науки и образования как условия выполнения программы устойчивого развития цивилизованного общества;

– устойчивый рост численности музеев в образовательных учреждениях Москвы.

Совершенствование музейно-педагогической деятельности образовательных учреждений направлено на повышение качества обучения и воспитания в расширяющемся образовательном пространстве.

Патриотизм – это прежде всего любовь к своему Отечеству, преданность своему народу, все мы это прекрасно знаем. Воспитание любви к Отечеству невозможно без знания истории и культуры своей страны в самом широком смысле этого слова. Таким образом, оценивая роль музеев разных профилей в патриотическом воспитании, нельзя выделить более или менее актуальные музеи, необходимы разные музеи, причем для музеев не должно быть стандарта.

Наиболее быстро растущей профильной группой стали этнографические музеи. Их роль в патриотическом воспитании трудно переоценить, но при условии, что работа не ограничивается внешней эффективностью собираемых материалов, организацией традиционных праздников и фестивалей. Этнографическое материальное и нематериальное культурное наследие в экспозициях, на уроках и в массовых мероприятиях должно глубоко интернироваться с позиций духовно-ценностных ориентаций, причинно-следственных связей, способствовать воспитанию уважения и любви к таланту и творчеству народа. Очень осторожно при этом следует относиться к проблеме сравнения разных культур, акцентировать внимание детей на их взаимообогащении, неизолированности развития. Особенно важно подчеркивать, что Россия и Москва всегда были многонациональным и поликультурным пространством, в чем их общая ценность и уникальность. На этой основе открываются огромные возможности этнографических музеев, воспитание фундаментальных основ гражданственности и патриотизма. Именно такая работа и ведется в большинстве музеев этого типа, если они не замыкаются в рамках одного национального дома, что в последнее время, к сожалению, тоже случается. Наиболее успешный пример этнографического музея – эколого-этнографический музей «Живуны» школы №930 ЮЗАО. В нем до позднего вечера не гаснет свет, на каждой перемене и после уроков тут собираются дети, это и мастерская, и читальный зал, и клуб, и театр, это место, где интересно всем, его постоянно посещают педагоги других школ, библиотекари и даже целые делегации из других округов и районов. Экспозиция школьного музея – результат длительной творческой работы учащихся, педагогов и ветеранов. Музейная экспозиция в этой школе – база для дальнейшей учебно-познавательной деятельности. Именно с таких позиций подходит к музейной деятельности директор школы №1186 имени Муссы Джалиля ЮВАО, развивая два музея – «Легенды разведки» и «Татарского быта».

Роль музея в истории образовательных учреждений также трудно переоценить, так как его основная задача – показать историю конкретного образовательного учреждения. То же самое касается и краеведческих комплексных музеев и музейных комплексов, где каждый ученик, педагог и родитель может найти место для удовлетворения разнообразных интересов, способностей, педагогических потребностей расширения образовательного поля в исследовательской работе. Искреннее уважение вызывает энтузиазм руководства лицея №1560, где создано 11 музеев. Вдумайтесь: 11 музеев в одном лицее, где постоянно обновляется экспозиция, ведется большой объем исследовательской работы. Учащиеся лицея – постоянные участники всех городских музейных конкурсов и массовых мероприятий, активно работают в рамках детского движения «Юные исследователи» в программе «Отечество», становятся победителями и призерами республиканских конкурсов.

Создание и работа музея – творческий процесс, ориентирующийся на запросы и возможности. Все люди, а тем более дети, – формирующиеся разные личности, это разнообразие способностей, увлечений и интересов, предоставление возможности для их развития – основная забота образовательного процесса.

Первыми руководителями музеев, как правило, были ветераны войны и труда, участники Великой Отечественной войны 1941-1945 годов. Как правило, на общественных началах эти социально активные люди желали и желают заниматься общественно значимой работой ради будущего нашего государства. Но для создания и работы школьного музея нужны нынче не только желание и энтузиазм, прежде всего, нужны профессиональные педагогические и музееведческие знания, практические навыки. Разумеется, создание музея с детьми с самого начала – очень трудный и длительный процесс, требующий серьезных профессиональных знаний и навыков, прежде всего у руководителя. Таких специалистов и энтузиастов очень мало, значит, их необходимо готовить. Возможности для этого огромные: это не только повышение квалификации, хотя и его следует развивать, это введение факультативов по музееведению и музейному делу в систему среднего и высшего педагогического образования.

Важнейшей продолжает оставаться проблема оплаты труда руководителей музеев. Их творческий, нестандартный, ненормированный труд, направленный на формирование личности каждого ребенка с опорой на историко-культурное наследие, должен достойно оплачиваться и материально поощряться в значительно больших объемах, чем это происходит сейчас.

Рассматривая вопросы патриотического воспитания, очень важно возрождать тимуровское движение. Департамент образования провел конкурс творческих работ под девизом «Никто не забыт, ничто не забыто», посвященных 65-й годовщине разгрома немцев под Москвой. Результаты конкурса превзошли все ожидания. Надо сказать, что эта работа проводится широко.

12 февраля в Московском городском доме ветеранов состоялась встреча руководителей ветеранских организаций с Дмитрием Анатольевичем Медведевым, в ходе которой среди множества рассмотренных вопросов особое внимание было уделено теме школьных музеев, усилению их роли в воспитании молодежи. По итогам встречи Дмитрий Медведев подписал решение, в котором определено: органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации с участием общественных объединений ветеранов должны организовать работу по созданию в образовательных учреждениях музеев и музейных уголков, посвященных истории Великой Отечественной войны. Отрадно видеть такой подход к организации и работе школьных музеев истории ВОВ со стороны недавно избранного президента РФ.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте