Невозможно себе представить урок географии или истории без карт и атласов. Однако до последнего момента все они были выполнены традиционно на бумажных носителях. Интерактивные же карты – принципиально иной способ предъявления информации.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Их главное достоинство может оценить любой учитель, которому не раз приходилось, готовясь к уроку, развешивать несколько карт на доске. Обычно при этом приходится выбирать только самые показательные, отказываясь от дополнительных ресурсов в силу ограниченности пространства для демонстрации. К примеру, традиционный урок по страноведению в рамках курса географии 7-го класса может включать в себя работу с политической, климатической, физической картами страны (региона), картами размещения хозяйства, плотности населения, природных зон и так далее (рис. 1). Однако разместить все это на доске невозможно, поэтому учитель исключает из урока подчас необходимый наглядный материал. В случае же использования интерактивных карт учитель не ограничен в выборе иллюстративного материала урока: все, что нужно, можно выводить на экран последовательно, совмещая работу с картами и работу с другими иллюстративными ресурсами.
Второй положительный момент заключается в возможности увеличения той или иной области для более детализированной демонстрации. Если, работая с настенной полиграфической картой, учитель может представить ученику лишь «общий план», то интерактивная позволяет изучить мельчайшие, но очень важные подробности, надписи, условные обозначения. Это бывает особенно актуально при работе с большим количеством информации.
Основной дидактический смысл использования интерактивных карт в процессе обучения заключается в реализации принципа интерактивной наглядности, благодаря чему можно создавать эффект погружения в обучающую программную среду и устанавливать взаимодействие с ней. Все это способствует формированию чувственно-наглядного образа изучаемого явления. К примеру, вместо бумажной карты природных зон ученик получает электронную, в которой он может работать с интерактивной легендой: обозначать те или иные области, комбинировать их, делая необходимые акценты, получать дополнительную информацию о растениях и животных, характерных для той или иной зоны. Ученик получает не просто карту, но и механизм управления ею, способ создания собственной, удобной ему наглядности.
Большинство интерактивных картографических ресурсов выгодно отличается от печатных атласов возможностью просмотреть их послойно, акцентировав внимание на той или иной информации, создать исторический срез конкретного региона. Так, карта «Реконкиста в Испании» может быть представлена в виде нескольких слоев: начало Реконкисты, Реконкиста в VIII – X веках, Реконкиста в XI – XIII веках, конец Реконкисты. На первом слое выделяются границы Кордовского эмирата, а также район города Ковадонга, где началась Реконкиста, и дата – 718 год. Активируя второй слой карты, мы видим изменения границ арабских владений и христианские государства, возникшие на отвоеванных территориях. Третий слой показывает решительные успехи Реконкисты в XI – XIII веках, места крупнейших сражений, раздробленность арабов и рост христианских держав. Наконец, последний слой демонстрирует завершение этого длительного исторического процесса: разгром Гранадского эмирата в 1492 году и объединение Испании в единое государство.
При изучении испанской Реконкисты в 6-м классе ученикам предлагается, рассматривая карту в атласе или в учебнике, усвоить историческое содержание этих этапов, их характеристики, длительность. Напомним, что учебник содержит в себе информацию о Реконкисте, охватывающую почти восемь веков: с 718 по 1492 год. Печатная карта позволяет в целом охарактеризовать основную тенденцию отвоевания Пиренейского полуострова – расширение христианских владений и постепенное сужение арабского мира, но не дает возможности рассмотреть каждый из этих этапов в отдельности. При этом только изучение обстановки на полуострове в каждый из этапов Реконкисты может привести ученика к пониманию причинно-следственных связей, лежащих в основе исторических событий. Так, выделение слоя, посвященного XI – XIII векам, поможет понять, что решающие успехи христианских государств в этот период были связаны с раздробленностью арабских государств.
Электронные картографические пособия позволяют также выделить интересующие объекты с помощью интерактивной легенды. К примеру, на карте размещения сельского хозяйства Африки важно акцентировать внимание на размещении водных ресурсов материка. По клику на пункт интерактивной легенды на карте выделяются объекты внутренних вод континента, что позволяет учителю продемонстрировать зависимость уровня развитости сельского хозяйства в том или ином регионе Африки от размещения водных ресурсов.
Другой пример: карта экономического развития России в XVI веке содержит в себе множество разнородной информации – крупнейшие города, центры промыслов, центры ремесленного производства, основные торговые пути, районы выращивания сельскохозяйственных культур (рис. 2). На интерактивной карте можно отдельно, по слоям рассмотреть каждую из этих информационных единиц. Безусловно, учителю и ученику гораздо удобнее работать с элементами информации, актуализировать важные и нужные в данный момент сведения.
Мало какие печатные атласы обходятся сейчас без дополнительной информации. Часто мы можем видеть в них определения исторических терминов, хронологические таблицы, краткий конспект темы, комментарии к объектам на карте и к самой карте. Атласы включают в себя и иллюстративный материал: рисунки, фотографии, планы городов, увеличенные фрагменты карты, схемы битв и прочее. Объем, характер и качество этого иллюстративного материала зависят от специфики издания. Интерактивные карты также включают в себя дополнительную справочную и иллюстративную информацию – она располагается на полях или скрыта в интерактивной зоне, которой может быть любой конкретный объект карты. При клике на зону информация открывается в отдельном окне. Программные возможности позволяют скрыть объем информации любого размера, а качество иллюстративных материалов, открывающихся в отдельном окне, гораздо лучше, чем при полиграфической передаче изображения.
Примером может служить карта «Владимиро-Суздальское княжество в XII – первой трети XIII века» (рис. 3). Интерактивными зонами здесь служат города Залесской земли: Владимир, Суздаль, Юрьев-Польский, Переславль и другие. В каждом из этих городов сохранились памятники русского зодчества рассматриваемой эпохи, свидетели истории края. При клике на зону мы получаем большое изображение памятника древнерусской архитектуры и текстовый комментарий, рассказывающий об этом памятнике и всем городе в период XII – первой трети XIII века. Таким образом, ученик может совершить виртуальное путешествие по Владимиро-Суздальскому краю в эпоху раздробленности.
Аналогично устроена карта «Архитектурные памятники Западной Европы». При клике на объекты на карте открывается дополнительное окно, в котором содержатся фотография архитектурного памятника и краткая информация о нем. Ученики получают информацию не только о географическом положении того или иного объекта, но и о его внешнем виде и основных особенностях. Все это позволяет успешно формировать полный образ объекта.
Полезной возможностью интерактивных карт по истории служит опция рисования, позволяющая нанести на карту дополнительные объекты, выделить те или иные фрагменты, отметить направления торговых связей или военных действий. Так, карта Франции в конце XV века может быть значительно дополнена преподавателем, который поставил себе цель акцентировать внимание учеников на торговых связях страны, проблемных районах, требовавших повышенного внимания королевской власти, конфликтных зонах (например, английское владение Кале, спорные итальянские территории, приведшие к итальянским войнам и прочее). Преподаватель может подчеркивать названия населенных пунктов, районов и стран, обводить их линиями разного цвета и ширины, рисовать направления, отмечать границы.
Интерактивные карты находят свое применение в организации практической работы и в проверке знаний учеников. Функция отключения информационных слоев позволяет учителю использовать карту как материал для заданий, в которых ученику нужно нанести на нее границы областей, названия объектов и прочее. Так, например, преподаватель может отключить слой, демонстрирующий направления Крестовых походов, и предложить ученику самостоятельно отметить их на карте.
Юрий КАРАКУЧИ, Александр ГОЛИЦЫН, разработчики мультимедийных учебных курсов Некоммерческого Партнерства «Телешкола»
Комментарии