Известный педагог В.А.Сухомлинский отмечал: «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают источник творческой мысли».
Развитие мелкой моторики всегда являлось неотъемлемой частью коррекционно-развивающей работы учителя-логопеда. Это направление очень важно в формировании полноценного и успешного человека. Степень развития мелкой моторики рук имеет огромное значение для развития ребенка в целом. Она влияет на высшую нервную деятельность и умственное развитие детей.Мелкая моторика – одна из сторон двигательной сферы, которая непосредственно связана с овладением предметными действиями, развитием продуктивных видов деятельности, письмом, речью ребенка.Я учитель-логопед со стажем работы более 25 лет. Изучив в динамике индивидуальные особенности детей среднего и старшего дошкольного возраста в своих группах, увидела актуальную проблему в формировании хвата карандаша. Сила нажима часто недостаточна или слишком высока. Эта проблема встречается и у младших школьников, которых я наблюдаю в ходе психолого-педагогического консилиума в нашем центре. Обследование речевого и моторного развития детей и его дальнейшая корректировка в различных видах деятельности нуждаются в подборе новых методов и приемов.Введение в программу занятий с дидактическим комплектом «Пертра» позволило оживить, сделать более яркой и интересной коррекционную работу учителя-логопеда с детьми. Занятия с использованием комплекта «Пертра» стали любимыми у детей, особенно упражнения «Лабиринт дорожек», «Магнитные шары», «Цветные машины». Динамика развития детей положительная. Диагностика показала, что у 8 детей, занимавшихся с дидактическим комплектом «Пертра», успешнее формировались речедвигательная моторика, речевая и познавательная деятельность, игровая деятельность, активно развивалась общая и мелкая моторика, графомоторные навыки.На коррекционно-развивающих занятиях в центре эти упражнения повышают мотивацию обучающихся и являются источником радости. Важно отметить, что взаимодействие детей с множеством красочных и приятных на ощупь игровых элементов вызывает интерес, повышает их познавательную активность и позволяет превратить коррекцию в увлекательную игру. С помощью тренажеров держать ручку легко и удобно, и уже через некоторое время занятий взять ее неправильно становится невозможно. Используя эргономичное устройство, выполненное в виде рыбки, ребенок будет играть, одновременно приобретая навыки правильной постановки руки при письме. Взрослому не нужно постоянно стоять над ребенком, объясняя, как должен располагаться каждый палец и какой должен быть наклон ручки. Достаточно помочь ему в первое время. Исключаются постоянный контроль, сличение, коррегирование по ходу движений руки при письме. При возникновении проблем, связанных с обучением письму и рисованию, тренажеры эффективно могут быть использованы для обучения детей-правшей, левшей, детей с задержкой в развитии, нарушениями тонкой моторики рук, ДЦП, а также для исправления техники письма правшей – детей, подростков и взрослых, которые уже научились неверной технике письма.Результаты применения игрушек-тренажеров:- улучшение качества чистописания детей;- увеличение скорости письма и снижение усталости при скором и длительном письме;- исключение недостатков при письме левшей, переучивание детей-правшей;- эффективное обучение технике письма детей с задержкой в развитии, нарушениями тонкой моторики рук, ДЦП.Как показывает опыт, обучение с удовольствием всегда способствует качественной и эффективной коррекционно-развивающей работе по развитию речи и высших психических функций у детей.Ольга ПРОХОРОВА, учитель-логопед территориального отделения «Зеленоградское» Городского психолого-педагогического центра Департамента образования города Москвы
Комментарии