search
main
0

Истоки социальной болезни – апатии. Тема «Жива ли сегодня «обломовщина»?». 10-й класс

Цель: дальнейшее изучение темы «Человеческая деятельность» и связь ее с проблемой деятельности и бездеятельности героев русской литературы на примере романа И.Гончарова «Обломов». Рассмотреть образы героев романа с точки зрения сущности человеческой деятельности и оценить их.

Оформление доски:

Эпиграфы:

1. «Илья Ильич Обломов – коренной наш тип, символизирующий лень, бездействие и застой всей системы отношений». (Н. Добролюбов).

2. «Обломов любезен всем нам и стоит беспредельной любви». (А. Дружинин).

3. «Покой Обломова таит в себе запрос на высшую ценность, на такую деятельность, ради которой стоило бы лишиться покоя». (М. Пришвин).

Таблица «Различные подходы к объяснению деятельности людей».

Самое известное в России и в мире произведение Ивана Гончарова – его роман «Обломов» при всей его ясности, классической стройности полон неразрешимых загадок. Одна из них – это чисто гончаровское понятие «обломовщина». Обращаемся к эпиграфам. Кто прав? Положительный или отрицательный персонаж Обломов? И что же такое обломовщина? Трясина это, где пропадают, погибают люди, или царит радость и счастье?

Учащиеся приводят цитаты из статьи Н. Добролюбова «Что такое обломовщина?»

Вывод: обломовщина – это целая система взглядов, представлений, навыков, привычек, порожденных паразитическим образом жизни. Это не только лень и стремление за счет других, это безволие и страх перед жизнью, это неспособность к труду, нежелание и неумение работать.

Учитель обществознания: Что движет человеческой деятельностью? Какие факторы оказывают на нее определяющее воздействие?

Рассмотрим психологические аспекты деятельности.

Мотивы деятельности:

потребности;

социальные установки;

убеждения;

интересы;

сознательная и бессознательная деятельность.

Ученые-психологи изучают состояние переживания человека, побуждающие его к деятельности. В мотивах деятельности проявляются потребности человека. Определение, что такое потребность, учащиеся находят в учебнике Л. Боголюбова «Человек и общество», стр. 22.

Потребности можно разделить на три группы: биологические, социальные, идеальные. Каждая из них включает в себя несколько типов потребностей.

Учитель литературы: Обратимся к статье Добролюбова «Что такое обломовщина?» Ярко и выразительно охарактеризовал критик Ольгу Ильинскую. Он убежден, что «Ольга по своему развитию представляет высший идеал художественной литературы того периода. Добролюбов подчеркивает глубокую жизненную правдивость Ольги, отмечает, что она – «живое лицо», «она постоянно верна себе и своему развитию». Добролюбов ставит Ольгу выше Штольца. «В ней-то более, нежели в Штольце, можно видеть намек на новую русскую жизнь, от нее можно ожидать слово, которое сожжет и развеет обломовщину. Ольгу тревожат вопросы и сомнения. Это решительный характер, отличающийся необыкновенной ясностью и простотой своей логики и изумительной гармонией своего сердца и воли…»

В Штольце ум преобладает над сердцем. Это натура рациональная, подчиняющая логическому контролю даже чувства и с недоверием относящаяся к поэзии свободных чувств и страстей. В отличие от Обломова Штольц – энергичный, деятельный человек.

Куда же можно отнести Обломова?

Учитель обществознания: Рассмотрим другие мотивы деятельности: социальные установки. Учащиеся зачитывают текст из учебника «Человек и общество», стр. 24.

Учитель литературы: Очень удачно в учебнике «Обществознание» объектом социальных установок названа семья. Посмотрим, как относятся к этому вопросу герои романа. Ольга, как любая девушка, мечтает о семейном счастье,она пытается спасти от нравственного угасания Обломова и искренно увлекается им. В романе есть несколько прекрасных сцен. Это и любимая ария, и подаренная Ольгой ветка сирени, и Обломов у ее ног. Ольга еще не знает своих сил и пределов своих возможностей. Наградой за ее любовь должна быть огромная всепоглощающая цель жизни, которую она пока ищет в избранном мужчине. Намерение автора заключалось, видимо, в следующем: Ольга – совсем не пара Обломову, их взаимоотношения должны лишь углубить представление читателя о мере пассивности Обломова. Он совсем не «светский лев», какими были на поприще любви его предшественники в литературе. Истинной парой она должна оказаться для Штольца, ибо она – натура активная, человек высшего здравого смысла, самообладания, и ее давняя дружба со Штольцем должна перейти в любовь. Так и происходит при их встрече за границей. Если до этого Штольц относился к Ольге как учитель к ученице, то теперь появляется новое чувство – любовь.

А что же Обломов? Решая в любви гамлетовский вопрос – быть или не быть? – он выбирает второй путь. Хотя любовь к Ольге на какое-то время отрывает его от любимого халата и дивана, испуг перед жизнью берет верх. В тайных помыслах подумывая о семейной жизни, о жене, о детях, Обломов хотел, чтобы Ольга лелеяла его покой. Его больше устроил бы мещанский быт в доме Агафьи Матвеевны Пшеницыной. Он был рад, что его привычки уважены.

Учитель обществознания: Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения. Читаем определение на стр. 24 учебника «Человек и общество». Учащимся предлагается сопоставить два высказывания: «Когда у человека есть действительно какие-нибудь убеждения, то ни сострадание, ни уважение, ни дружба, ни любовь, ничего, кроме обязательных доказательств, не в состоянии изменить в этих убеждениях ни одной мельчайшей подробности». (Писарев). «Недостаточно определить нравственность верностью своим убеждениям. Надо еще беспрерывно возбуждать в себе вопрос: верны ли мои убеждения.

В чем ценность этих суждений?

Вывод: Оба автора подчеркивают устойчивость, прочность убеждений, не допускают возможности их изменений. Ценность этих идей в том,что эти суждения показывают пути самосовершенствования личности.

Учитель литературы: Каковы взгляды, идеалы, привычки героев романа? Как они воплощают их в жизнь?

Добролюбов высоко поставил образ Ольги как созвучный времени, так как в Ольге хорошо выразилась суть эмансипации женщины, попытки самостоятельно решать свою судьбу. Ольга не знает остановки в развитии, она «никогда не устанет жить».

Контрастом инертному Обломову служит деятельный Штольц. «Он шел твердо, бодро: жил по бюджету, стараясь тратить каждый день, как каждый рубль, с ежеминутным никогда не дремлющим контролем издержанного времени, труда, сил души и сердца». Штольц трудится ради самого труда, а высшего идеала он не имел и не подозревал, что идеалы нужны. Над целью жизни он никогда не задумывался. Его размышления идут по замкнутому кругу. Его устраивала простая тавтология: жизнь – это жизнь, труд – стихия жизни, следовательно, надо трудиться.

Добролюбов тщательно изучает условия формирования характера Обломова. Критик убежден, что «Обломов есть создание воспитания и окружающих условий». С ранних лет у Обломова складываются первые понятия вроде того,что «сидеть сложа руки почетнее, нежели суетиться с работой», человек с раннего детства «лишается всякого умения соображать средства с целями». Критик вскрыл и разъяснил такие существенные особенности Обломова, как неумение жить, разлад между мечтой и действительностью, между желанием и практической деятельностью. Добролюбов анализировал жизненные идеалы Обломова, в результате чего определили его как не чуждого либерализма. Для Обломова характерно полное непонимание жизни и неумение трудиться и что-то делать. Обратимся к определению «обломовщины», которое дано в начале урока. Обломову «совестно жить на свете».

Учитель обществознания: В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы. Учащиеся читают текст на стр. 24 учебника. «Какова зависимость интересов от социального положения? Подводя итоги изучения мотивов деятельности, необходимо подчеркнуть, что это осознанное побуждение к деятельности. Осознаваемые личностями потребности являются источником их активности, деятельности.

Американский писатель Э. Хемингуэй говорил: «Каждый человек рождается для какого-то дела».

Учитель литературы: Для чего родился Обломов?

Его любознательность, его лучшие порывы, размышления о своем предназначении в жизни указывают на то, что он мог бы стать незаурядным человеком. Но не стал. Почему? «Кто проклял тебя, Илья? – спрашивает его в отчаянии Ольга. – Что сгубило тебя? Нет имени этому злу…» – «Есть, – сказал он чуть слышно – обломовщина!»

Учитель обществознания: Но если человек это понял, если в душе его возникало «ясное представление о человеческой судьбе и назначении» – разве этого недостаточно, чтобы переделать себя? Великий русский композитор П. Чайковский говорил «Вдохновение – это такая гостья, которая не любит посещать ленивых». Вдохновение играет важную роль в деятельности человека. А посещало ли оно Обломова? Да, он пишет стихи, он составляет проекты, значит, не столь он ленив, как кажется. Подводя итог, можно сказать, что на нашей схеме Обломову нет определенного места,т.к. образ этот неоднозначен. Судьба Обломова потрясает тем, что он гибнет в полном сознании.

Добрый, мыслящий, образованный человек, наделенный чистым сердцем, мечтающий совершить нечто значительное для общего блага, он понимает, что гаснет, и знает, почему это с ним происходит, виной всему «обломовщина». Добролюбов говорил, что автор романа ошибался, утверждая, что обломовщина похоронена. Обломовщина – это проявление давней социальной болезни – апатии, утраты цели и смысла жизни. Меняется мнение общества даже о самых добрых и образованных людях, которые все только говорят о притеснениях и злоупотреблениях, о необходимости преобразований, но чрезвычайно легко отступают в практической жизни от своих идей и планов. Эта мысль актуальна и современна. Недаром Добролюбов настойчиво предупреждал о ее способности выступать под самыми разными масками. По его мнению, «в каждом из нас сидит значительная часть Обломова». Надо его долго мыть, чистить, трепать и драть, чтобы какой-нибудь толк вышел.

Марина НИКОЛАЙЧУК, учитель обществознания;

Валентина ПАК, учитель литературы школы №43

Тверь

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте