search
main
0

Истоки образования

​Как известно, для детей неактуально ни прошлое, ни будущее, в отличие от нас, взрослых, они живут в дне настоящем. Время детства невосполнимо, и очень важно, чтобы образовательная система в полной мере соответствовала современному облику юного поколения. Особенную значимость в связи с этим имеет дошкольное детство.

В астоящее время изменилась статусность дошкольного образования. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» ФЗ-273 поднимает дошкольное воспитание на качественно иную ступень. Впервые оно становится уровнем системы образования, причем уровнем базовым и приоритетным по своей значимости для человека, общества и государства в целом. Дошкольное детство – самоценный период жизни и развития человека, в котором закладывают сущностные смыслы фундамента личности.Дошкольное образование сегодня – это открытая для всего нового развивающаяся система, которой заданы приоритетные векторы развития: организация доступных форм дошкольного образования; создание новых форм дошкольного образования, отвечающих социальным запросам разных слоев населения, в том числе развитие и поддержка системы негосударственных, семейных и корпоративных детских садов; разработка новых подходов к экономическому обеспечению и нормативно-правовому регулированию дошкольного образования; решение  проблем развития общественно-государственной системы управления качеством дошкольного образования; проектирование и внедрение гибкой и многоуровневой системы подготовки и повышения квалификации педагогов.Дошкольное образование столицы в настоящее время – предмет гордости московского правительства. Это оправданно, ибо впервые в стране правительство в новом формате поставило и решило эту проблему. Материально-технические условия и игровая образовательная среда дошкольных учреждений соответствуют мировому уровню. Качественное многофункциональное оборудование, бассейны и физкультурно-оздоровительные комплексы, развивающие игры и игрушки нового поколения, вариативное разнообразие учебно-дидактического материала и издательской продукции, сенсорные комнаты – лишь краткий перечень тех средств, которые помогают создать комфортные условия для детского развития. В последнее время получили распространение вариативные формы дошкольного образования: консультативные центры, службы ранней помощи, группы кратковременного пребывания, центры игровой поддержки, лекотеки, семейные детские сады. Родителям предоставлена возможность активного включения в жизнь детского сада, в том числе посредством участия в управляющих советах. В.А.Сухомлинский утверждал, что «дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии и творчества». Как показывает практика, в столичных образовательных учреждениях дошкольного образования созданы необходимые условия комфортной образовательной среды.Еще вчера о детском саде и школе мы говорили как о раздельных понятиях, которые были совершенно различными мирами. Каждый из них выполнял свою функцию как бы в отрыве от другого, хотя дети – одни. Сегодня ситуация изменилась именно потому, что в центре внимания – ребенок с его самоценной неповторимостью, особенностями и способностями. Надо отметить, что в прежние годы детский сад как учреждение дошкольного образования в качестве главного результата своей работы называл уровень готовности детей к школе.  Чем лучше готовили к школе, тем лучше был детский сад. Сегодня изменилась система образования в целом. Наше педагогическое целеполагание лежит в плоскости непрерывного образования: если еще вчера мы рассуждали о преемственности программ детского сада и школы, то сегодня мы говорим о непрерывности образовательного процесса, причем в рамках образовательного пространства единой образовательной организации, где  есть дошкольное отделение и школа. Мы пришли к важному шагу – поиску и обретению единого языка понимания для всех участников образовательного процесса. Безусловно, у школы и детского сада имеется своя специфика и проблематика. Но, признавая целостность непрерывного образования, всем участникам необходимо объединиться, поскольку очень важно, чтобы воспитатель слышал и понимал проблемы учителя и, наоборот, родитель и педагог, администратор и попечитель пришли к единым ценностям и общим точкам роста. Необходимо осуществлять развитие дошкольного образования в неразрывном единстве со школой. Дошкольное образование должно обеспечить развитие познавательной активности ребенка. Результатом дошкольного этапа должна стать мотивационная готовность к познанию, у каждого ребенка должны быть сохранены естественные для дошкольного возраста любознательность, интерес к новым явлениям и новому опыту и в целом развита потребность познавать. Это будет основой перехода от игровой к учебной деятельности, и то, что было сформировано и прожито каждым ребенком в процессе игровой деятельности в детском саду, на этапе школьного обучения он будет осваивать в учебной деятельности. Многие родители грешат тем, что не видят дальней траектории развития собственного ребенка,  наполняют жизнь ребенка дошкольного возраста жестким расписанием по самым разнообразным развивающим занятиям, на первый взгляд значимым и полезным. Вроде бы ребенок вполне успешно осваивает все программы, лопочет на языках, рисует и поет, лепит из глины, занимается гимнастикой. Но позже, в подростковом возрасте, у ребенка наступает усталость от учебной гонки как раз в тот момент, когда самостоятельная учебно-познавательная деятельность должна становиться наиболее интенсивной. Поэтому истоки учебной неуспешности, немотивированности ученика на обучение коренятся в дошкольном возрасте, когда ребенок недоиграл, не использовал свои природные ресурсы самодостаточной и самозначимой радости бытия, поступательного познания мира и себя в игре, общения со взрослыми и сверстниками в семье и вне ее, с природой, животными.Именно поэтому объединение детского сада и школы в единый комплекс позволит преодолеть и эти проблемы. Ведь создание в каждом микрорайоне города максимально широкого комплекса образовательных программ, адекватных образовательным потребностям каждой московской семьи, позволяет использовать потенциал дошкольного образования во всей полноте. Теперь с приходом в детский сад по месту жительства для каждого ребенка открывается уникальная возможность входа в целостную систему образования, внутри которой есть вариативное множество выбора программ и услуг для всех этапов жизни, обучения и развития. Образовательный комплекс, в котором одинаково комфортно и дошкольнику, и младшему школьнику, – одна из современных идей развития московской системы образования.Чтобы образовательные комплексы заработали с полной отдачей, придется приложить немало усилий. Предстоит разработать и апробировать рекомендации по выстраиванию индивидуальных траекторий детского развития в системе «семья – детский сад – школа», созданию в них учебно-игровой среды, подготовке педагогов к реализации ФГОС дошкольного образования.В настоящее время разработаны и представлены к широкому обсуждению примерные образовательные программы дошкольного образования. Образовательные организации имеют полномочия в выборе и формировании своей образовательной программы. Еще одна особенность сегодняшнего дня заключается в том, что в обсуждении дошкольных программ принимают участие не только воспитатели и заведующие, а более широко – учителя, директора школ. Уникальность ситуации в том, что нужно услышать голос не только дошкольных работников, как это было раньше, но и учителей-предметников, родителей, попечителей, самых разных представителей сообщества, заинтересованных в качественном образовании ребенка. Оценка ресурсов метапредметности, прогнозирование развития, сцепка и связка всех компонентов системы позволят заработать образовательным организациям правильно и без сбоев.Надо подчеркнуть, что результатом работы Московского института развития образования стала разработка примерной образовательной программы дошкольного образования «Истоки», подготовленная научным коллективом Лаборатории дошкольного образования им. А.В.Запорожца под руководством доктора педагогических наук Ларисы Парамоновой. Содержание программы «Истоки» приведено в соответствие с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО). Программа была представлена к обсуждению на сайте Федерального института развития образования (ФИРО) и уже получила широкое общественное признание, поскольку имеет и особенности,  и несомненные достоинства. Во-первых, программа «Истоки» в прежних редакциях имеет многолетний опыт реализации в учреждениях дошкольного образования страны. Во-вторых, фундаментальные идеи авторского коллектива, компоненты программы признаны на международном уровне. В-третьих, программа разработана на глубокой научной основе теории и методики дошкольного образования,  ее основная   цель – формирование равных условий, обеспечивающих полноценное развитие личности ребенка с учетом его индивидуальных и возрастных возможностей, а  это в настоящее время самое главное. Программа составлена таким образом, что позволяет оказать научно-методическую поддержку практикам в освоении содержания ФГОС ДО и его грамотной реализации. Несомненно, в своей значимости то, что программа направлена на обеспечение полноценного, разностороннего развития каждого ребенка, формирование у него базового доверия к миру и универсальных, в том числе творческих, способностей детей до уровня, соответствующего возрастной специфике и требованиям современного общества; создание равных условий для развития детей, имеющих разные возможности.В чем принципиальные особенности программы?  Это:-  обеспечение права ребенка на физическое, интеллектуальное, социальное и эмоциональное развитие в соответствии с Конвенцией о правах ребенка и ФГОС ДО; – комплексность программы, которая предусматривает обогащение детского развития, взаимосвязь всех его сторон; – программа  выстроена на достижениях отечественной психологической и педагогической науки, которая вобрала в себя критически переосмысленный мировой опыт и создала собственные фундаментальные теории; разрабатывая программу, авторский коллектив опирался на результаты работ М.Лисиной (проблемы общения), Н.Аксариной и Н.Щелованова (развитие детей раннего возраста), использовали данные своих многолетних исследований (Н.Поддьяков, С.Новоселова, Л.Парамонова, К.Тарасова, Т.Осокина и др.). Коллектив авторов развивает идеи своих учителей – ученых, создавших фундамент современной системы отечественного дошкольного воспитания: А.Запорожца, А.Усовой, Е. Радиной, Л.Венгера, Ф.Сохина, М.Кистяковской, Н.Сакулиной, А. Фонарева, Н.Ветлугиной, В.Нечаевой;-  программа  имеет открытый характер,  задает основополагающие принципы, цели и задачи воспитания, создавая простор для творческого использования различных педагогических технологий. Во всех ситуациях взаимодействия с ребенком воспитатель выступает как проводник общечеловеческого и собственного, личного, опыта гуманистического отношения к людям. Ему предоставлено право выбора тех или иных способов решения педагогических задач, создания конкретных условий воспитания и развития детей. Такой подход позволяет педагогу творчески и грамотно организовывать образовательный процесс.Задачи и содержание образовательной работы представлены в программе по четырем психологическим возрастам дошкольного детства, что позволяет педагогам гибко выстраивать педагогический процесс с учетом неравномерности развития детей, осуществлять его индивидуализацию и добиваться достижения планируемых результатов детей к концу каждого психологического возраста. Содержание программы представлено по пяти образовательным областям, заданным ФГОС ДО (социально-коммуникативное, познавательное, речевое, художественно-эстетическое и физическое развитие). В каждой образовательной области сформулирована общая целевая направленность, которая относится ко всем возрастам и, по сути, задает итоговую результативность.Предлагаемое программное содержание включает в себя  такие интересные формы организации образовательного процесса, средства и методы освоения этого содержания, как показ и объяснение, постановка задач проблемного характера, проведение экскурсий, бесед,  а также организация детского экспериментирования как с предметными, с природными объектами, так и с текстами, использование игровых приемов, мотивирующих деятельность детей. Они отвечают возрастным особенностям детей, специфике освоения содержания программы, благодаря чему создаются условия для успешной реализации образовательных задач. Таким образом, программа «Истоки» обладает преимущественными достоинствами, которые нацелены на качественное образование каждого ребенка.Все мы знаем, что истоки образования закладывают в дошкольном детстве. Дошкольное образование как базовая основа общего образования становится приоритетным условием формирования мотивированности на приобретение знаний, готовности к обучению в течение всей жизни. Эти истоки должны быть по-настоящему чистыми, прозрачными и дающими свет жизни новым поколениям.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте