Цель урока: познакомить детей с классическим образованием в Древней Греции на примерах афинских школ и гимнасий.
План урока:
1. Проверка знаний по пройденному материалу по теме урока (египетская, вавилонская, китайская школы).
2. Изложение нового материала:
а) рабы-педагоги. Занятия в школе. (Инсценировка “Один день из школьной жизни”);
б) посещение палестры;
в) в афинских гимнасиях.
3. Закрепление новой темы (вопросы, проблемные задания, ложный текст).
Наглядные пособия: рисунки с изображением раба-педагога, египетской школы, бамбуковой книги, сцены из афинской школы, гимнасии; деревянная доска, покрытая воском, и стиль.
На доске: тема урока: эпиграф А.С.Пушкина “В начале жизни школу помню я”, словарь.
Ход урока
Ребята! Давайте вспомним страны, с которыми мы уже познакомились.
– Древний Египет, Вавилон, Финикия, Индия, Китай и т.д.
На изучении истории какой страны мы с вами остановились?
– Древней Греции.
Ребята! Сегодня мы продолжим наше пребывание в Древней Греции. Вы видите, что тема урока закрыта, и я специально это сделала, так как хочу, чтобы вы сами догадались о ней.
Итак, вы вспомнили некоторые страны древности. В каждой из них была своя система образования. Я хочу предложить вам такое задание: сейчас я зачитаю небольшие сведения о школах разных стран, а вы скажете, о школе какой страны шла речь в том или ином примере.
1. (Показываю рисунок с изображением египетской школы)
– “Школу посещали мальчики, и то не все. Дети простых земледельцев и ремесленников редко становились образованными людьми. Они учились у своих отцов сеять зерно, пасти скот, ткать или работать по камню. Школа готовила писцов и жрецов. Часто и сами школы находились при храмах, а учителями в них были жрецы. Сначала мальчиков учили писать на черепках битой посуды, потом им доверяли папирус. На нем писали острой тростинкой, обмакивая ее в краску”. О какой школе шла речь? (О египетской)
2. (Показываю рисунок с изображением бамбуковой книги)
– “Ученики этой школы излагали содержание старинных книг, чтобы они приобщились к мудрости древних. Сами книги выглядели совсем не так, как наши. Писали на узеньких дощечках из расщепленного бамбука.
Тонкую кисточку или палочку обмакивали в черную тушь и наносили иероглифы сверху вниз. Если делали ошибку, то соскабливали написанное ножом. Потом в дощечках делали отверстие и продевали бечевку. Связка бамбука и была книгой”. А это какая школа? (Древнекитайская)
А теперь скажите мне, о чем мы будем говорить сегодня?
– О древнегреческой школе.
Да, мы сегодня поговорим о школах самого развитого города Древней Греции в V-IV вв. до н.э., который является столицей современной Греции. Попробуйте сформулировать тему урока.
(Открывается ранее закрытая тема урока и начинается изложение нового материала). Ребята, сегодня мы поговорим об афинских школах и гимнасиях, о том, как тут велось обучение, какие предметы изучались, кто посещал школы, какие школьные принадлежности использовались, где школьники могли продолжить образование.
Давайте совершим путешествие в Древнюю Грецию, закроем глаза и мысленно перенесемся через время и расстояние. (Звучит “Сиртаки”).
Идет 430 год до н.э., Афины по-прежнему процветают. По всему городу гремит слава о богатом купце Скимии (выходит купец). У него рос сынишка Тимако. Скимий очень любил мальчика и потакал всем его капризам. Тимако имел своих рабов, кучу игрушек и безграничную любовь отца и матери Гидны. Каждый день Тимако проходил в играх, развлечениях. Он целыми днями играл в обруч, лепил из воска фигурки животных, гонял с детворой.
Как-то утром Скимий позвал к себе Тимако (купец зовет сына).
Накануне Тимако не спалось, ведь следующий день был днем его рождения – ему исполнялось семь лет. В такие дни он привык получать необыкновенные подарки, но на этот раз его ожидало совсем другое.
– Мальчик мой, – сказал Скимий. – Сегодня тебе исполняется семь лет, и это значит, что тебе пора идти в школу. К сожалению, я не вечен. Настанет день, когда меня не станет, и на твои плечи лягут все мои обязанности, а значит, ты должен получить достойное образование. Сегодня я передаю тебя в руки Спору, твоему педагогу.
Спор был старый хромой раб, служивший у Скимия давно. Он не годился для другой работы, а по сложившейся традиции такие увечные рабы в Древней Греции использовались в качестве педагогов. В переводе с древнегреческого “педагог” означает “сопровождающий ребенка”. Он обычно сопровождал мальчика в школу, нес его письменные принадлежности и музыкальные инструменты. Дома он обучал его хорошим манерам: ничего не брать самому за столом, не класть ногу на ногу, не смеяться громко, вставать при появлении старших.
Тимако сразу подружился со Спором, несмотря на то, что тот был ворчлив, плохо говорил по-гречески (сам он был финикийцем), был плешив и, если что не нравилось, норовил взяться за розги. В душе он был добрым, и Тимако знал об этом. Каждое утро, взяв мальчика за руку, Спор водил его в школу, неся все его принадлежности, дожидался окончания занятий, и вместе они уходили домой.
Тимако хорошо запомнил свой первый день в школе. В портике, где должны были проходить занятия, рано утром собралось несколько мальчишек, все были со своими педагогами. Вскоре пришел учитель – старец с длинной бородой, большими глазами и очень умным лицом. В руках у него была плетка из бычьего хвоста, и весь его внешний вид говорил о том, что он был очень строг. Учитель начинал занятия с нравоучения. (В этой сценке участвуют учитель и ученики).
– Дети мои! Послушайте мои нравоучения и внемлите им!.. Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ. Будьте писцами, и вы будете освобождены от всех повинностей, от тяжелой работы. Вы не будете таскать корзин, вас не будут сечь прутьями. Будьте писцами, чтобы тело ваше было гладким, а руки мягкими. Вы будете ходить в белой одежде, и все будут вас почитать. Читайте книгу ежедневно. Нет ничего выше книг. Решайте задачи молча, чтобы не слышно было ни звука из уст ваших. Запомните, невежда – самое дикое создание из всех существующих на земле.
Ученики в школах выводили слова на дощечках, покрытых воском. Буквы выдавливались острым концом металлической или костяной палочки (показываю). Называется она “стиль”. (Новые слова записаны на доске, и по мере необходимости ученики заносят их в тетради). Другим, плоским концом стиля затирают слова, если есть ошибки. Старшие ученики наряду с вощеными дощечками пользовались при письме папирусом и тростниковым пером. Ребята, как вы думаете, почему младшие ученики не могли писать сразу на папирусе?
– Папирус был дорогим, так как его привозили из чужих стран и поэтому его экономили.
Первые месяцы занятий детей обучали греческому алфавиту. Тимако плохо давалась грамматика, и Скимий даже подарил ему 24 маленьких раба, имена которых начинались на все буквы алфавита. Мальчик плохо занимался не потому, что он был неспособным учеником, просто он много времени играл, часто прогуливал уроки, никак не желая расставаться с детством.
Но это продолжалось недолго. Однажды потерявшая терпение мать Тимако взяла его за руку и потащила к учителю. (Дети показывают сценку “Жалоба раздраженной матери на сына – прогульщика”).
– Спроси его, почтеннейший, где дом его учителя, куда мне каждое 30 число приходится вносить за него деньги, он не скоро сумеет ответить, – говорит Гидна. – Бедная дощечка, которую я исправно натираю воском, лежит сиротливо у ножки его кровати. Он ненавидит ее пуще смерти, а если возьмет в руки, то и тогда ничего дельного не напишет, а только весь воск зря соскоблит. Ох, как я ругаю себя за то, что вместо того чтобы пасти ослов, даю ему хорошее воспитание в надежде найти себе в нем подспорье на черный день… А попробуй-ка посильнее постращать его, так он или на три дня забудет, где дверь нашего дома, или заберется на крышу и сидит там словно обезьяна. А мне-то каково тогда глядеть на него, как вы думаете? Уж, пожалуйста, задайте ему порку.
Ребята, как вы думаете, что ожидало Тимако после этого?
После того дня Тимако подтянулся и стал одним из самых успевающих учеников в школе. Он быстро научился писать, читать, считать, рисовать и играть на флейте. Тимако особо любил литературу. Скимий гордился тем, что его сын наизусть знал “Илиаду” и “Одиссею” великого Гомера. Помимо каникул, которые были весной, мальчики не посещали школу в дни побед при Марафоне и Саламине. Не учились и в дни бесчисленных праздников в честь олимпийских богов.
Для девочек школ не было. Мать передавала дочерям те знания, которые имела сама. Девочек учили грамоте, пению, танцам, а главное – домоводству.
Греки считали, что умственное развитие достигается лучше всего в здоровом теле. С 12 лет мальчики начинали посещать еще одну школу, где занимались гимнастикой, борьбой, бегом, прыжками, метанием копья и диска. Такая школа называлась “палестра” (от слова “пале” – борьба).
В хорошую погоду тренировались под открытым небом на обширном дворе прямоугольной формы, а в ненастье – под крышами портиков, окружавших этот двор. С помещением палестры нас знакомят рисунки на вазах (рисунок палестры на древнегреческой вазе).
Взрослые афиняне, желавшие продолжить занятия гимнастикой, посещали афинские гимнасии. Гимнасии обычно располагались за городом среди зеленых деревьев и лугов. Они имели площадки для упражнений атлетов, бассейны, раздевалки, помещения для отдыха и дружеских бесед.
В гимнасиях перед многочисленными слушателями выступали известные ученые. Они излагали свои взгляды на строение Вселенной, предлагали планы создания образцового государства, которым управляли бы высокообразованные люди, ученые. Они обучали красноречию (ученики записывают новое слово) – умению выступать с речами на Народном собрании и в судах.
Афиняне до глубокой старости проводили время в гимнасиях, где отдыхали и пополняли свои знания. Среди известных ученых, выступавших в афинских школах, были Аристотель, Аристофан, Софокл, Геродот и др.
Закрепление. Игра “Лабиринт знаний”
– А сейчас я предлагаю вам поиграть. Я думаю, вы все помните миф о Тесее и Минотавре. Кто передаст мне краткое содержание мифа? (Дети рассказывают миф). Ребята! Мы постараемся повторить маршрут Тесея и отправимся из Афин на остров Крит. Поплывем мы по Эгейскому морю. В гавани вас ждут два корабля “Арго” и “Одиссей”. Давайте разделимся на две команды. На Крите вас ожидает лабиринт знаний, из которого вы должны выбраться. Но в отличие от Тесея Ариадна вам не поможет, а помогут вам выбраться из лабиринта ваши знания. На каждом повороте будет висеть вопрос, на который надо ответить. Каждый правильный ответ приблизит вас к выходу. И та команда, которая выберется первой из лабиринта, победит. (В лабиринте есть десять вопросов, по пять на каждую команду. Ниже приводятся некоторые из этих вопросов).
Задания
1. Афинский стратег Перикл, узнав о том, что какой-то раб сломал ногу, воскликнул: “Вот еще одним педагогом стало больше!” Что означали эти слова? Кого греки называли педагогами?
2. Кто-то рассказывал о знаменитом афинском правителе Солоне следующее. Будучи мальчиком, Солон очень радовался тому, что в дни побед над персами при Марафоне и Саламине занятия в школах прекращались. Отец за это сердился на него, считая его лодырем.
Насколько правдив этот рассказ? Какие ошибки он содержит?
3. Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых людей идут в школу раньше всех и позже всех перестают их посещать. Предположите, почему мальчики из семей бедняков учились недолго.
Текст с ошибками
“Афинские мальчики начинали учебу с семи лет. Все ученики, и старшие и младшие, писали на папирусе с помощью тростинок. В школах учили только читать и писать. Каникулы были зимой. Для девочек были специальные школы, где они изучали то же самое, что и мальчики. С 12 лет мальчики посещали гимнасии, где занимались борьбой, бегом, прыжками и т.п. Афинские школы были бесплатными”.
Заключение
– Ребята! Подошло время подвести итоги нашего урока. Давайте посмотрим на эпиграф. Как вы объясните слова Пушкина?
У истоков сознательной жизни каждого человека, в какую бы эпоху он ни жил, стоит школа. Мы сегодня побывали в школах и гимнасиях Древней Греции, и, наверное, вы поняли, что, несмотря на различные способы обучения, цель была одна – получение знаний, стремление к совершенствованию, к новым знаниям. Это именно то, что отличает человека от других живых существ. Свидетельством этому служат и слова древнегреческого философа Платона: “…Только благодаря образованию человек становится самым прекрасным и самым божественным из существ; невежда же – самое дикое создание из всех существующих на земле…”
Я глубоко верю в то, что среди вас никогда не было и не будет тех, кого можно было бы назвать невеждами.
И. КУРШАЕВА,
учитель истории экспериментального УВК
“Детский сад – школа – лицей”
пос. Чегем-1,
Кабардино-Балкарская
республика
Комментарии