search
main
0

Истоки

Сплетая синеву и глазурь

Как важно на уроках изобразительного искусства и технологии не только научить детей технике живописи, аппликации или лепки, но и приобщить ребят к пониманию того, как и почему тот или иной мотив, тот или иной образ оказался значимым для мастера!

Темой недавнего урока, который я проводила в 5‑м классе, был знаменитый русский народный промысел «гжель». Я в очередной раз почувствовала (и постаралась поделиться своими ощущениями с учениками) необыкновенную живость, актуальность этого «кобальтового мира», мира сказочной синевы и белоснежной глазури, тонкой стилизации форм и линий, сплетающихся в произведения декоративно-прикладного искусства. В каком сложносочиненном мире жили наши предки: они находились в истинной гармонии с природой, наблюдая за ней, восхищаясь ею, обожествляя ее, делая ее частью своей души. Именно талантливое наблюдение за природой помогало человеку претворять ее в образы, создавая орнаментальные «ритмы», которыми человек украшал мир вокруг себя: предметы быта, жилище, одежду.

Декоративно-прикладное искусство было гимном творческого мышления, которое и является отличительной особенностью человека. Дать импульс для развития творческого мышления ученика – вот главная задача любого урока, а урока изобразительного искусства особенно! Сосредоточенные, увлеченные лица детей – лучшая картина, которую может увидеть учитель. На альбомном листе появляются витиеватые узоры, линии, форма приобретает объем, вот уже целый натюрморт из предметов в технике гжели близится к завершению. Ученики явно вдохновлены этой темой, а значит, декоративно-прикладное искусство аккумулирует их творческую энергию, включает генетическую память, увлекает эстетической безукоризненностью созданных образов и выбранного стиля.

Урок заканчивается, дети рассматривают рисунки одноклассников, делятся впечатлениями, а Гриша Кислицын произносит фразу, которую мечтает услышать каждый учитель:
– Мне сегодня урок очень понравился!

Такая простая мысль, но в ней огромный смысл нашей работы – научить радоваться процессу созидания, получать удовольствие от творчества, испытывать потребность в прекрасном!

Через декоративно-прикладное искусство проложен путь к истокам истории, культуры, нравственности. Произведения декоративно-прикладного искусства – живое свидетельство глубины таланта наших предков, что вызывает гордость и чувство ответственности, хочется продолжить традицию, не прервать нить духовной связи, бережно передать следующему поколению любовь к эстетике и культуре.

Декоративно-прикладное искусство народа несет в себе идею добра. Подобно солярным знакам, которые создавали и активно использовали наши предки как оберег от всего темного, опасного, занятие творчеством защищает нас от деструктивных энергий, структурирует мысли, разгружает психику. А в наше время, когда жизнь ребенка в мегаполисе полна стрессов, такая защита просто необходима.

Человек – созидатель. В этом основная идея декоративно-прикладного искусства. Бережному отношению к природе, любви к жизни, к Родине, к ее культурным традициям и духовному наследию мы можем научить своих учеников посредством «малых дел» – встреч с образами и символами, орнаментами и узорами, понимания их значения.

2022 год объявлен президентом нашей страны Владимиром Владимировичем Путиным Годом народного искусства и нематериального духовного наследия народов Российской Федерации, и это знаковое событие, декоративно-прикладное искусство, народные промыслы – фундамент нации, опора на все времена, а во многом и нравственный камертон, задающий правильную траекторию развития. Язык образов – язык, которым говорит с нами культура. Мы поговорили на нем с моими учениками, сплетая синеву и глазурь, потом доберемся до сложной пестроты палеха и хохломы, до яркости дымковской игрушки и жостовской росписи. Какой увлекательный разговор нас ждет!

Наталья РЕВИЗОНСКАЯ, учитель изобразительного искусства и технологии школы №1231 имени В.Д.Поленова

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте