search
main
0

Источник знаний… сложной структуры. Учебные материалы нового поколения – учителю информатики

О существовании «великого и ужасного» Федерального перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Минобрнауки России к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, знает каждый учитель. Именно этим перечнем должны руководствоваться учитель и администрация школы при выборе учебников по предметам, входящим в федеральный компонент госстандарта. Другими словами, это самые лучшие и самые распространенные учебники, хорошо известные нашим учителям.

Одна из наиболее известных методик скоропечатания принадлежит ученому-психологу, журналисту и преподавателю факультета журналистики МГУ Владимиру Шахиджаняну. Эта уникальная методика и положена в основу ИИСС «» – программного комплекса-тренажера, рассчитанного на обучение работе с клавиатурой в 7-9-х классах общеобразовательной школы.

А теперь мысленно пролистайте страницы учебника и вспомните, не возникало ли у вас желания дополнить имеющуюся информацию фотографиями, портретами, таблицами, схемами, диаграммами, картами, видеофрагментами изучаемых процессов и явлений, демонстрациями опытов, видеоэкскурсиями, двухмерными и трехмерными динамическими моделями, разнообразными контрольно-измерительными материалами и так далее.

Продолжим мысленный эксперимент. Представьте, что все эти ресурсы есть. Более того, они представлены в цифровом формате и собраны на одном диске, а к этому диску написано хорошее методическое пособие, где указано, что именно и на каком этапе урока вы можете применить. А чтобы воспользоваться всем этим великолепием, нужен доступ в компьютерный класс или хотя бы один компьютер с мультимедийным проектором.

Собственно в этом и состояла основная идея создания наборов ЦОР, расширяющих материал учебника и УМК, рекомендованных к использованию в учебном процессе. При этом перед разработчиками (ведущими отечественными издательствами в области создания электронных изданий образовательного назначения) были поставлены достаточно жесткие условия.

Разрабатываемые наборы ЦОР должны:

• в максимальной степени соответствовать нормативным документам федерального уровня, регламентирующим содержание образования, и программам, используемым в большинстве регионов;

• обеспечивать новое качество образования, ориентироваться на современные формы обучения, высокую интерактивность, усиление учебной самостоятельности школьников;

• обеспечивать возможность уровневой дифференциации и индивидуализации обучения;

• учитывать возрастные психолого-педагогические особенности учеников и существующие различия в их культурном опыте;

• содержать материалы, ориентированные на работу с информацией, представленной в различных формах;

• содержать набор заданий, ориентированных преимущественно на нестандартные способы решения;

• предлагать виды учебной деятельности, ориентирующие ученика на приобретение опыта решения жизненных проблем на основе знаний и умений, освоенных в рамках данного предмета;

• обеспечивать организацию учебной деятельности, предполагающую широкое использование форм самостоятельной, групповой и индивидуальной исследовательской деятельности.

Наборы ЦОР безболезненно вписываются в традиционный классно-урочный учебный процесс, так как «привязаны» к хорошо знакомым учебникам. Вместе с тем они дают самым широким слоям учительства убедительные примеры того, как средства ИКТ могут быть эффективно использованы в учебном процессе.

Можно прогнозировать максимально широкое внедрение наборов ЦОР в общеобразовательные учебные заведения, а значит, и приобретение самыми широкими кругами учительства столь необходимого опыта использования средств ИКТ в учебном процессе, выработку «привычки» к использованию ИКТ, стимулирование их к применению современных образовательных технологий, ориентированных на создание условий для достижения учениками новых образовательных результатов.

Информационный источник сложной структуры (ИИСС) – это цифровой образовательный ресурс, основанный на структурированных цифровых материалах (текстах, видеоизображениях, аудиозаписях, фотоизображениях, интерактивных моделях и тому подобное) с соответствующим учебно-методическим сопровождением, поддерживающий деятельность учеников и учителя по одной или нескольким темам (разделам) предметной области или обеспечивающий один или несколько видов учебной деятельности в рамках некоторой предметной области.

Можно выделить следующие типы ИИСС: учебные модули; мультимедийные справочники; инструменты учебной деятельности.

В отличие от наборов ЦОР ИИСС могут быть охарактеризованы как вполне самостоятельные, но локальные разработки, не претендующие на охват всего предмета. Они ориентированы на решение вполне определенных задач, восполнение существующих дефицитов традиционного образования. Как и наборы ЦОР, ИИСС могут быть достаточно широко востребованы в рамках традиционного обучения.

Совсем иное дело – инновационный учебно-методический комплекс (ИУМК). Это полный набор средств обучения, необходимых для организации и проведения учебного процесса, который за счет активного использования современных педагогических и информационно-коммуникационных технологий должен обеспечивать достижение образовательных результатов, необходимых для подготовки учеников к жизни в информационном обществе. Можно сказать, что ИУМК обеспечивают создание новых учебных практик, альтернативных традиционному учебному процессу.

Интерактивное шоу

На протяжении многих лет именно школьные учителя информатики вместе со старшеклассниками разрабатывали многочисленные компьютерные программы как для себя, так и для других предметов. И сегодня в открытом доступе в Интернете можно найти много интересных обучающих, контролирующих и игровых продуктов. Однако при сравнительном изобилии электронных изданий образовательного назначения по другим предметам перечислить разработки, ориентированные на курс информатики и ИКТ, можно по пальцам.

Один из наиболее известных учителям – УМК по информатике и ИКТ для 8-9 классов под редакцией И.Г.Семакина (авторский коллектив: И.Г.Семакин, Л.А.Залогова, С.В.Русаков, Л.В.Шестаков; издательство «БИНОМ»), благодаря проекту ИСО дополнится новым компонентом – набором ЦОР. Он включает в себя слайды и интерактивные слайд-шоу, тестирующие программы, домашние задания, практические задания, интерактивный задачник, интерактивный справочник, кроссворды.

Слайды и интерактивные слайд-шоу – демонстрационный материал к разделам учебного курса, предназначенный для иллюстрации учителем новых понятий при объяснении во время урока (лекции). Слайды могут быть использованы учениками при самостоятельной работе над изучаемой темой в компьютерном классе или дома при наличии компьютера (см. рис. 1).

Тестирующие программы позволяют проводить интерактивное тестирование прямо в процессе урока или быть использованы учениками для самоконтроля. Тестовые задания генерируются из базы заданий, которая структурирована по тематическим разделам. Существуют тесты тренировочного назначения и итоговые (экзаменационные).

Домашние задания представляют собой бланки, содержащие тексты заданий и поля для записи их выполнения. Работа с бланками может происходить как в «бумажном» виде (на распечатках), так и в электронном, если дома ученик имеет возможность работать с компьютером. В таком случае результаты выполнения домашнего задания передаются учителю в виде файлов (возможно использование e-mail).

Практические задания – текстовые файлы, содержащие задания для индивидуального выполнения на компьютере в компьютерном классе. К тексту могут прилагаться рабочие файлы с исходным материалом, предназначенным для обработки (например, база данных, электронная таблица и так далее).

Интерактивный задачник – сборник задач по теоретическим вопросам курса информатики, разделенный на тематические части. Условие задачи выводится на экран, а полученный результат ученик вводит в окно ввода результата. При этом возможна автоматическая проверка правильности решения задачи. Если ученик решил задачу неправильно, то ему предоставляется подробный разбор ее решения. Таким образом, задачник выполняет обучающе-контролирующую функцию.

Интерактивный справочник по ИКТ – анимированные интерактивные флэш-демонстрации, предназначенные для обучения технологическим приемам работы с программными средствами ИКТ. Используют, как правило, иерархическую структуру подачи материала. Содержат как текстовую справочную информацию, так и анимированные демонстрации последовательности действий пользователя.

Кроссворды – реализованные в электронных таблицах диалоговые средства проверки освоения учениками основных терминов и понятий учебного курса.

Но самое главное – здесь подготовлены поурочные разработки, в которых показано, на каких этапах урока и с какой целью использовать тот или иной ЦОР из набора.

Вот так, например, выглядит фрагмент методических рекомендаций к уроку по теме «Измерение информации (алфавитный подход). Единицы измерения информации».

Изучаемые вопросы:

• Алфавит, мощность алфавита.

• 1 бит – информационный вес символа двоичного алфавита.

• N=2b – формула для определения информационного веса символа.

• Информационный объем текста.

• Единицы измерения информации: байт, килобайт, мегабайт, гигабайт.

Тренажер мыши

Сделать уроки информатики в начальной школе интересными и высокоэффективными поможет учителю набор ЦОР к учебнику для второго класса Н.В.Матвеевой, Е.Н.Челак, Н.К.Конопатовой (издательство: «БИНОМ». Лаборатория знаний).

В состав набора ЦОР входят:

• презентации, которые помогают учителю объяснить новый материал и могут использоваться учениками в качестве дидактического материала при закреплении и повторении пройденного материала, при подготовке к устному опросу или при подготовке к тестированию и контрольным работам;

• упражнения, позволяющие не только освоить теоретический материал, но одновременно приобрести большой опыт манипулирования экранными объектами. Упражнения способствуют знакомству с базовой системой понятий и терминов информатики, приобретению опыта создания и преобразования данных из одной формы в другую: текстов в рисунки, рисунков в тексты и схемы и так далее. То есть при выполнении такого рода заданий происходит, с одной стороны, освоение приемов и способов работы на компьютере, а с другой – развитие мышления и мировоззрения;

• тесты и контрольные упражнения с автоматической проверкой выполнения заданий;

• клавиатурный тренажер с проверкой и подсчетом ошибок. Используя эти задания, каждое из которых, по существу, не что иное, как клавиатурный мини-тренажер, учитель может не только внести полезное разнообразие в учебную деятельность школьников, но довести умения и навыки детей вводить информацию в память компьютера посредством клавиатуры до достаточно высокого уровня;

• тренажер мыши, в состав которого входит много развивающих упражнений и игр. Они вызывают огромный интерес у младших школьников. Выполняя такие задания, дети осваивают приемы и способы работы с мышью, получая эстетическое и интеллектуальное развитие. Яркие, красочные и содержательные рисунки, сопровождающие упражнение, формируют вкус, развивают систему ценностей и таким образом оказывают воспитывающее воздействие на детей;

• электронные плакаты, которые формируют целостное представление школьников о содержании информатики;

• словарь с гипертекстовой структурой, позволяющий ученикам начальной школы не просто найти определение нужного термина, но освоить новый способ деятельности с электронными информационными объектами.

Разработка этих наборов ЦОР уже практически завершена: прошли апробацию в реальном учебном процессе ЦОРы, предназначенные для использования во 2-м полугодии учебного года (3-я – 4-я четверти). Учителя, работающие на апробационных площадках в Карелии, Калужской области, Ставропольском крае, Челябинской области, Пермском крае, Челябинской области и Хабаровском крае, выступили их основными экспертами и критиками, высказав разработчикам немало справедливых претензий и замечаний. В конце сентября, после доработки ресурсов по замечаниям экспертов, эти наборы будут размещены в открытом доступе в Единой коллекции (http://school-collection.edu.ru), и каждый учитель сможет ими воспользоваться. С 1 сентября началась апробация ресурсов, поддерживающих учебный процесс в первом полугодии учебного года (1-я – 2-я четверти).

Руки солиста

В области преподавания информатики существует немало достижений, но наряду с этим остаются нерешенными различные проблемы, одна из которых актуальна практически для всех: как быстро и качественно научить ребят работать с клавиатурой? Особую значимость этот вопрос приобретает в связи с той значительной нагрузкой в плане профессиональной ориентации, жизненного самоопределения и самореализации ребенка, которую несет школьный курс информатики.

Одна из наиболее известных методик скоропечатания принадлежит ученому-психологу, журналисту и преподавателю факультета журналистики МГУ Владимиру Шахиджаняну. Эта уникальная методика и положена в основу ИИСС «Руки солиста» – программного комплекса-тренажера, рассчитанного на обучение работе с клавиатурой в 7-9-х классах общеобразовательной школы.

В программе также предусмотрены познавательные тексты, в которых представлена информация о важнейших событиях в сфере информационных технологий на протяжении мировой истории. Знакомство учеников с этими данными позволит им также узнать, как формировалась и развивалась компьютерная отрасль. Подобные сведения помогут детям в освоении школьного курса информатики.

Таким образом, новыми качествами учебного процесса, которые могут быть обеспечены данным ИИСС, являются:

• повышение общей культуры работы за компьютером (сохранение здоровья, экономия времени, затраченного на набор и, следовательно, развитие творческих способностей);

• повышение грамотности (в области как русского, так и английского языков).

Плюс – не минус!

ИИСС «Информатика-плюс» представляет собой цифровой образовательный ресурс, состоящий из системы развивающих игр, заданий и тестов по информатике для учеников 1-6-х классов средней общеобразовательной школы (детей от 5 до 12 лет). Наиболее полно его возможности раскрываются при использовании в образовательной практике УМК «Информатика в играх и задачах». Все компоненты ИИСС могут также использоваться для самостоятельных занятий школьников и индивидуальных занятий родителей с детьми.

Содержание учебного материала, составляющего ИИСС, ориентировано на пропедевтику таких логически сложных тем основного курса, как «Алгоритмы», «Объекты и величины», «Логика», «Формализация и моделирование». При этом общей целью, которой подчинены выбор конкретных заданий и общее тематическое планирование материала, является пропедевтика такого важнейшего современного направления информатики, как «Проектирование объектов и процессов».

Внедрение данного ИИСС в практику работы общеобразовательных школ позволит существенно облегчить детям освоение наиболее сложных разделов информатики, повысить эффективность учебного процесса в целом. Это возможно за счет отражения межпредметных связей в учебном материале по информатике, формирования у школьников универсальных навыков решения задач с применением алгоритмического, системного и объектно-ориентированного подхода, а также за счет наиболее полного использования возможностей ИКТ в учебном процессе.

Виртуальная лаборатория

ИИСС «Интерактивный задачник по информатике для младших школьников» представляет собой комплекс из 6 виртуальных лабораторий: «Переливания», «Переправы», «Взвешивания», «Черные ящики», «Перекладывания», «Разъезды». Перечисленные классы задач могут быть решены и без компьютера, но мысленное моделирование решения каждой такой задачи становится более эффективным при наличии возможности конструирования алгоритмов решения с помощью компьютера.

Наличие соответствующего программного средства – комплекса виртуальных лабораторий – обеспечит ученику возможность повторить найденное решение, осмыслить его и попытаться найти более рациональный или оптимальный выход. Ребята могут отыскать ошибку и скорректировать алгоритм решения на любой стадии ее разработки, визуализовать ход решения задачи и алгоритма выполнения, наблюдать динамику решения задачи с помощью экранных объектов (см. рис. 2 и 3).

Особенностью этого ИИСС заключается в следующем:

• в нем отражены современные возможности мультимедиа при реализации компьютерных моделей. Это позволяет представить классы задач на высоком уровне визуальных средств представления информации и управления экранными объектами, доступными для учеников младшего возраста инструментами без предварительной специальной подготовки;

• используется система исполнителей алгоритмов, отражающих разный уровень сложности задач, что позволяет охватить всех учеников в классе;

• банк задач полностью открыт для развития. Это изменяет предназначение ИИСС, который становится не средой эксплуатации пользователем, а творческой лабораторией для каждого учителя;

• используемая в ИИСС рейтинговая система оценивания по итогам выполнения задач детьми, построенная на принципе соревнования, имеет огромный мотивационный потенциал.

Анимационная программа

В состав ИИСС «Информатика. 8-9 классы» входят справочные материалы, красочные интерактивные анимации, анимированные и интерактивные схемы, игры, проверочные задания, несколько виртуальных лабораторий.

ИИСС будет полезен всем учителям, преподающим информатику в основной школе, за счет:

• обеспечения содержания обучения теме «Информация и информационные процессы. Информация, свойства информации». По мнению авторов, она недостаточно полно представлена в учебно-методической литературе, существующих электронных изданиях по информатике, а также носит формальный характер в практике школьных учителей;

• обеспечения обучения теме «Компьютер как средство автоматизации информационных процессов» демонстрациями и тренажерами, позволяющими безопасно обучить школьников сборке минимального комплекта ПК, системного блока, ознакомить с функциональными возможностями и архитектурой современных компьютеров;

• тематической наполненности анимационных роликов демонстрациями и интерактивными заданиями, примерами из жизненных ситуаций, наглядными и простыми для усвоения иллюстрациями.

Уроки обычные и необычные

ИУМК «Информатика (1-4) как системообразующий элемент содержания образования начальной школы» представляет собой принципиально новый курс. Он объединяет в себе введение базовых понятий математики и информатики, наглядное представление межпредметных связей и использование ребенком компьютера как инструмента для решения задачи, выполнения упражнения или создания какого-либо детского компьютерного продукта – бейджа, записной книжки, открытки. Авторы смогли изложить содержание курса, используя наглядный, близкий детям материал и опираясь на соответствующие их возрасту интересы. Важной составляющей курса является формирование у детей информационной культуры – умения пользоваться справочниками, словарями, расписаниями, разговаривать (например, по телефону), вести записи (например, записную книжку) и так далее.

Курс включает в себя обычные и проектные уроки. На занятии дети работают как в «бумажных», так и в электронных учебниках-тетрадях, которые объединены общей системой понятий, лексикой, набором инструментов. При этом электронная тетрадь содержит специальные задания, предназначенные для знакомства с компьютерными инструментами. На проектном уроке ребята решают практические задачи, часто работают в группе. Проектные задания также представлены и в традиционном, и в электронном виде. Будучи выполненными, они сохраняются в электронном портфолио и доступны для просмотра и редактирования.

Рассмотрим пример одного из проектов для первого класса – «Фантастический зверь». Каждый проект курса имеет две цели – практическую и методическую. С практической точки зрения в этом проекте ставится цель создания изображения фантастического зверя, включающего не только его фигуру, но также фон и звуковое сопровождение. С методической – познакомить детей с очередным компьютерным инструментом (в данном случае с «лапкой», позволяющей конструировать объект из разных частей).

Работа над проектом задумана очень интересно – от изготовления бумажного эскиза до просмотра и обсуждения готовых компьютерных работ. Каждый этап имеет важное значение и не может быть упущен.

Так, первый, бумажный этап работы необходим, чтобы фантазия ребенка не была сразу ограничена компьютерным шаблоном. На этом этапе дети используют элементы известных им животных и могут описать получившегося зверя словами «голова как у …»

После того как за 5-10 минут ребята изготовили свои эскизы, они должны сесть за компьютер, познакомиться с компьютерным ресурсом, сопоставить свой эскиз с его возможностями, и если необходимо, переработать эскиз. Таким образом, ребенок в ходе выполнения задания сталкивается с очень серьезными проблемами и принимает вполне взрослые решения.

Уточнив эскиз, можно начинать практическую работу по созданию изображения. Дети выбирают нужные им части животных и собирают их на рабочем столе в правильном порядке. После «сборки» животного, воспользовавшись еще некоторыми новыми для него функциями, ребенок выбирает звук и фон (среду обитания) для своего животного.

В конце урока нужно обязательно оставить хотя бы 5 минут для просмотра и обсуждения готовых работ. Это не только интересно, но и полезно. Представляя своего животного, ребенок говорит несколько предложений. Возможно, у кого-то из одноклассников возникнут вопросы и предложения к выступающему. Можно выбрать наиболее интересные и необычные работы.

В результате проведенного проекта ученики получают красочные работы на экранах своих компьютеров, параллельно освоив новые для них компьютерные технологии. Они учатся соотносить имеющиеся ресурсы с решаемой проблемой и проводить необходимую корректировку, словесно описывать изображение, слушать и корректно оценивать работы друг друга.

Комплект ИУМК дополнен подробной книгой для учителя, которая познакомит его с содержанием курса в целом, особенностями решения задач учебника-тетради, поможет грамотно организовать обсуждения изучаемых понятий и упражнений в ходе урока, а также подготовить и провести заявленные в курсе проекты.

Людмила БОСОВА, Заслуженный учитель РФ, член экспертно-аналитического центра НФПК

P.S.

Информацию о других учебных материалах нового поколения по информатике, которые в ближайшее время станут доступны каждому российскому учителю, можно найти на сайте НФПК www.ntf.ru.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте