Тюменский регион может гордиться своим уникальным методическим опытом. Многие инициативы не спускаются сверху, а идут от самих учителей.
Идея единых методических дней (ЕМД), первоначально введенная как инициатива регионального уровня, получила активную поддержку в муниципальных образовательных системах, школах и детских садах. Естественно, что такое погружение в проблему требует использования форм работы, показывающих, как в обучении решаются конкретные проблемы, актуальные для любого педагога. Такой сложившийся механизм проведения единых методических дней характерен, например, для Заводоуковского городского округа.Это была поистине «долгая дорога в дюнах» – убедить и руководителей, и учителей любую проблему преломлять через урок, отработку профессиональных навыков учителя организовывать только и исключительно в системе «ученик – предметное содержание – учитель», включая свое новое методическое знание или идею в педагогическое взаимодействие с ребенком. В Заводоуковском округе мы шли именно к такой системе организации научно-методического сопровождения учителей. Оптимальным для данной территории, включающей в себя три крупных образовательных центра с установившимися сетевыми взаимодействиями школ, стало проведение методических сессий. Выработалась своя структура их организации: каждая сессия строится по тематическому принципу, то есть в логике «от проблемы» («Средства цифровой дидактики в организации обучения», например, или «Преемственность начального и основного общего образования в формировании понятий», или «Организация работы с учебным текстом» и т. д.). Семинары с педагогическими командами продолжаются разработкой проблематики на внутришкольном уровне в методических объединениях и рабочих группах. Завершается сессия проведением единых методических дней – все школы округа открываются для проведения серий открытых уроков (обычно их шесть) и внеурочных занятий, а на базе одной из городских школ как завершающий этап проходит семинар-анализ. Сейчас уже можно говорить о том, что такой длительный формат методической отработки эффективен по многим позициям: обеспечивается системная отработка конкретной проблемы, отсутствуют теоретизация и занаученность методических практик, новые элементы знаний включаются в непосредственную практику работы с ребенком – урок, сам процесс подготовки к нему и последующий анализ становятся для учителя полноценным методическим всеобучем. Но главный результат в том, что учитель перестал бояться открываться, видя в своем активном взаимодействии с коллегами источник подлинного профессионального развития.
Ольга МАРЧУКОВА, доцент ТОГИРРО
Комментарии