Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Источник радости. Вместо казенной атмосферы – благоприятное культурно-просветительное пространство

Дата: 29 марта 2011, 17:14
Автор:

Достижения педагогического коллектива московской школы надомного обучения №196 по созданию модели образовательного процесса для подростков, которые не могут посещать занятия в обычных школах, позволяют утверждать, что обучение и воспитание может быть плодотворным только если школьная среда преобразована в реабилитационное культурно-просветительное пространство с благоприятной психологической обстановкой взаимодействия и сотрудничества всех участников. Только если педагоги осознают приоритет развития личности ребенка, право ученика на удовлетворение его базовых потребностей в защищенности, любви и уважении, радостной эмоционально-насыщенной деятельности.

1. История школы

Школа № 196 была создана в 1973 году постановлением Моссовета депутатов трудящихся №16/62 от 31.08.1973 года для обучения детей, находящихся на лечении в отделениях Детской психиатрической больницы №6 в связи с обострением психоневрологических заболеваний и пограничных к этим заболеваниям состояний.  По инициативе школьного коллектива вскоре было организовано обучение подростков, выписанных из больницы, но нуждающихся в длительной педагогической реабилитации.

Постепенно возникло несколько форм обучения: индивидуальное, классное и групповое со сменяющимся в течение года составом учащихся (переменный состав), а также классы и группы с постоянным составом обучающихся. Творческий труд коллектива школы получил признание уже в первые годы работы в составе школ Октябрьского района Москвы. Директора школ отмечали положительные изменения, произошедшие с учениками, прошедшими курс лечения и обучения в школе №196. Наше учебное заведение с 1980 года – базовая школа Октябрьского района Москвы по работе с педагогически запущенными детьми. С 1986 года – лаборатория Института теории и истории педагогики по проблеме коррекционно-развивающего обучения в условиях массовой школы. В 1992 году школе присвоен статус городской экспериментальной площадки по разработке модели образовательного процесса для детей с трудностями социальной адаптации. В 1994 году школа становится школой-лабораторией  Департамента образования  города Москвы, работающей в режиме полного дня.

С 2008 года  школа приобретает новый статус – ГОУ СОШ «Шла надомного обучения» ЮАО.

Мы занимаемся образованием детей, которые в силу различных заболеваний не могут посещать обычные школы и, вместе с тем, не имеют показаний для обучения во вспомогательных специализированных школах или школах-интернатах.

Школа расположена в микрорайоне Донской на территории Детской психиатрической больницы № 6.

2.      Кого мы учим?

Школа организует обучение и воспитание детей с сохранным интеллектом и отсутствием девиантного поведения, которые по состоянию здоровья не могут систематически посещать занятия в школе. Основной контингент обучающихся – дети, находящиеся на лечении в ДПБ № 6 и психиатрической больнице № 15 (переменный состав), а также дети, нуждающиеся в длительной педагогической реабилитации и поступающие в школу по направлению психоневролога из различных районов Москвы и Московской области (постоянный состав). Переменный контингент школы часто сменяется. Это объясняется тем, что сроки пребывания в школе определяют органы здравоохранения: от нескольких недель до одного учебного года. Спектр нарушений, при которых удается наблюдать ярко выраженный положительный эффект, достаточно широк – от пограничных состояний до тяжелых форм психических расстройств. Для 70% обучающихся характерна стойкая неуспешность в обучении, отклоняющееся поведение, которое имеет чаще всего вторичный характер и выступает как защитная реакция на требования взрослых. Качественные признаки, характеризующие познавательный уровень наших детей, – отсутствие твердых знаний, несформированность учебных умений, низкая познавательная мотивация. У большинства учащихся – сниженное настроение. Многие ребята переживают комплекс неполноценности, другие находятся в агрессивно-напряженном состоянии. Общим является ощущение дискомфорта, ненужности, глобального неприятия мира взрослых, отказ от любых форм совместной деятельности. В дальнейшем мы получаем социально дезадаптированную личность с чертами деликвентного поведения.

3.      Формы обучения и учебный план.

Школа осуществляет образовательную деятельность по начальному общему (I ступень), основному общему (II ступень) и среднему (полному) общему образованию (III ступень). Существует три формы обучения: классно-урочная, групповая и индивидуальная. Наполняемость классов – 8 человек, групп – до 5 человек.

Учебный план определяет меньшую нагрузку по базисному компоненту по сравнению с учебным планом общеобразовательной школы и увеличение количества часов в школьном компоненте, используемых на индивидуальное и групповое обучение и коррекционные занятия.  Это объясняется состоянием здоровья обучающихся, их повышенной утомляемостью, истощаемостью, необходимостью сочетать образовательные задачи с коррекционными.  Отсюда и многовариантность учебного плана – педколлектив школы стремится создать оптимальные условия для детей с нервно-психическими заболеваниями и пограничными с ними состояниями.

Учебный план находит свое отражение и конкретизацию в учебных программах и учебниках, в учебных пособиях и дидактических материалах (задания, опорные схемы и конспекты, иллюстрации, инструкции и т.д.), которые разрабатываются с учетом особенностей познавательной деятельности детей, нуждающихся в психолого-педагогической коррекции, а также специфики самого учебного предмета.

4.      Задачи школы и особенности образовательного процесса.

Особенности контингента обучающихся определяют задачи школы и особенности образовательного процесса. Наряду с общими задачами, стоящими перед любым образовательным учреждением, педагогический коллектив школы №196 выполняет специальные задачи по коррекции негативных проявлений, нарушенного развития личности детей и подростков, по определению причин их несостоятельности в учебной познавательной деятельности, их противостояния окружающим, сформировавшихся в результате сложившегося отрицательного жизненного опыта.

Выполнение этих задач возможно при условии коренного изменения отношений с ребенком, создания психологически благоприятной атмосферы, доброжелательного взаимодействия учителя и ученика, учеников между собой, учителя и родителя, учителей между собой.

Создание культурно-образовательного пространства – базовая задача для любого современного образовательного учреждения. Она особенно актуальна в процессе решения проблемы социализации подростков с трудностями в обучении и отклонениями в поведении.

5.      Модель образовательного процесса школы №196.

Многие годы педагогический коллектив школы, работая в режиме развития, создает модель образовательного процесса для детей с проблемами в обучении и воспитании.  Функционирование модели образовательного процесса с коррекционно-развивающей направленностью требует определенных управленческих действий, направленных на создание таких её компонентов, которые в совокупности составляли бы систему комплексной психолого-медико-педагогической поддержки учебной и внеклассной деятельности обучающихся.

Обязательные составляющие модели образовательного процесса для подростков с проблемами в обучении и воспитании:

– постоянный процесс изучения особенностей личности, состояния психологических функций эмоциональной сферы каждого подростка;

– построение всей системы взаимодействия с ребенком на основе учета его возможностей и потребностей;

– организация комплексной помощи в зависимости от характера проблем подростка всеми специалистами: психотерапевтом, психологом, социальным педагогом, воспитателем, учителем-предметником, логопедом, дефектологом через систему специальных коррекционных индивидуальных и групповых занятий, создающих предпосылку для того, чтобы ребенок поверил в свои возможности;

– ведение мониторинга обучаемости, обученности, личного развития, рефлексивного поля обучающихся на протяжении учебного года и всех лет обучения в школе;

– обязательное отслеживание результативности комплексной помощи и организация взаимодействия всех работающих с подростком на малых педсоветах, психолого-медико-педагогических консилиумах, в совместном ведении диагностического паспорта каждого ребенка.  В диагностическом паспорте класса (ДПК) отражается динамика развития познавательной, эмоциональной, поведенческой сфер ребенка, дается анализ эффективности применяемых мер поощрения и порицания, средства взаимодействия, мер помощи на основе данных об обучаемости, обученности и воспитанности каждого ребенка, данных анкетирования о рефлексии ребенка по поводу самого себя и окружающего мира. Эти данные оформляются в таблицах, наблюдениях, характеристиках учащихся. Общие сведения о составе класса составляются на начало учебного года, дополняются в начале каждого следующего учебного года. В конце каждой четверти составляются обобщенные сведения о состоянии каждого ребенка и детско-родительских отношениях.  В конце учебного года составляются полная характеристика на каждого ученика, программа индивидуального развития проблемных детей и подростков;

– организация форм обучения адекватно возможностям и состоянию подростка: классного, группового, индивидуального на основе вариативных учебных планов с гибким изменением форм обучения в соответствии с состоянием ребенка;

– модификация программ по основным предметам;

– организация обучения с максимальной индивидуализацией приемов, оптимальное сочетание индивидуальных и фронтальных форм учебной деятельности;

– обеспечение успешной учебной деятельности как основной психологической предпосылки формирования положительной направленности и социализации подростка. Это требует наличия в структуре учебной деятельности:

1)     работы по развитию ОУУН, которые у подростков с трудностями в обучении ниже возрастной нормы и требуют особого внимания педагогов и психологов;

2)     специальных приемов развивающего обучения, включающих в себя развитие мышления, памяти, внимания, и применяемых в ходе изучения предметного материала, что способствует повышению мотивации не только к изучению конкретного предмета, но и к познавательной деятельности, самостоятельному поиску решения;

3)     специальных приемов мотивации на каждом этапе учебной деятельности с постепенным формированием иерархии мотивов, направленной на активизацию познавательных интересов и позитивной деятельности;

4)     специально организованного учета знаний на основе уровневой дифференциации;

5)     специально созданного дидактического учебного материала, направленного на развитие мыслительных операций и являющегося средством организующей, стимулирующей и обучающей помощи.

– определение статуса психологической службы школы как компонента образовательного процесса. Психологи школы ведут традиционную просветительскую деятельность с учителями, родителями, работают в методических предметных объединениях, творческих группах,  которые разрабатывают актуальные проблемы педагогической деятельности в школе для детей с трудностями обучения и отклонениями в поведении.  Суть методической работы психологов – в психологизации педагогического коллектива. Приоритет – личность ребенка, его развитие на основе учета индивидуальности. Кроме обязательной диагностической работы, психологи постоянно ведут коррекционную работу, оказывают функциональную помощь детям с трудностями контакта, аутичным внутренне напряженным подросткам с проблемами в детско-родительских отношениях. Групповые, индивидуальные психологические занятия входят в расписание второй половины дня как обязательные.  Таким образом, содержание психологического сопровождения образовательного процесса – диагностика психологического состояния каждого ребенка и функциональная помощь каждому нуждающемуся;

– комплексная психолого-педагогическая и психотерапевтическая работа с родителями;

– для реализации программы «Здоровый образ жизни» в школе создан Центр содействия укреплению здоровья обучающихся (ЦСУЗО). ЦСУЗО имеет следующую структуру: медицинская служба с кабинетами ЛФК, массажа, физиотерапии, фитотерапии; социально-психологическая служба, психолого-медико-педагогический консилиум, а также служба информационной поддержки и обеспечения. Центр позволяет решать следующие задачи медицинской, психологической и школьной реабилитации ребенка:

– Профилактические осмотры обучающихся.

– Наблюдение врача-психоневролога.

– Лечебная помощь нуждающимся.

– Психотерапевтическая работа с детьми и их родителями по коррекции трудностей во взаимоотношениях.

– Анализ совместно с учителями состояния здоровья, особенностей личности обучающихся.

– Проведение занятий с учителями об особенностях нервно-психических заболеваний;

– значимый компонент образовательного процесса для подростков с трудностями социализации – соблюдение режимных моментов:

– двухразовое питание;

– профилактическая помощь Центра содействия укреплению здоровья;

– психологические занятия;

– прогулка, отдых (ГПД);

– подготовка домашних заданий (ГПД);

– занятия в кружках дополнительного образования, работающих по единому общешкольному плану в рамках предметных тематических месячников в течение всего учебного года;

– реализация программы внеклассной деятельности, массовое участие в выставках, школьных театральных представлениях, викторинах, концертах, образовательных экскурсиях, классных часах, психологических занятиях – эффективные средства социализации трудных подростков в условиях школы и основа социализации выпускников.

Все эти составляющие определяют содержание жизни учащихся, формируют навыки общения, адекватной самооценки, часто отсутствующие у наших учеников. Эмоциональное насыщение повседневной жизни, разновозрастное общение с детьми и взрослыми в процессе постоянной позитивной деятельности, построение межличностных отношений на основе нравственного принципа «понимание, помощь, поддержка» с четким определением того, что считается неприемлемым в отношениях, поведении, образе жизни, постоянные потоки информации о состоянии дел в каждом классе (еженедельный учет, ведение личного дневника самооценки, Ученический совет, школьная газета «Мы вместе!», общешкольная линейка), вовлечение родителей в оценку результативности личностного развития ребенка, стимуляция положительного опыта – действующие средства коррекции.

Школа №196, имеющая почти 40-летний опыт работы с детьми такого статуса и соответствующий данному профилю работы штат сотрудников, специализируется на работе по коррекции нарушений развития личности и характерологической сферы детей, по преодолению их негативного отношения к учебной и трудовой деятельности, сформировавшегося в результате отрицательного жизненного опыта.

6.      Сотрудничество с деятелями науки.

Разрабатывая модель образовательного процесса для детей с трудностями социальной адаптации, педагогический коллектив школы сотрудничал с научными сотрудниками московских научно-исследовательских и учебных институтов: Московского научно-исследовательского института психиатрии Минздравсоцразвития России (кафедра детской психиатрии), НИИ коррекционной педагогики РАО (лаборатории «Методы обучения детей с трудностями обучения», «Содержание и методы обучения детей с эмоциональными нарушениями», «Технология компьютерного обучения детей с задержкой психического развития»), кафедры социальной психологии МГПУ по проблеме «Система психологического сопровождения обучающихся на разных этапах реабилитационного процесса адекватно специфике и уровню дезадаптационного состояния ребенка»; факультета повышения квалификации руководителей школ МПГУ.

В 1991 году Центр лечебной педагогики обратился с просьбой о возможности обучения в условиях школы детей с ранним детским аутизмом (РДА). Впервые в стране дети с РДА включены в системное школьное обучение и воспитание, этот уникальный опыт был обобщен сотрудниками Института коррекционной педагогики. Были опубликованы работы:

Никольская О., Фомина Т. А., Ципотан С. А., Городилова Е. С. «Ребенок с аутизмом в обычной школе»,

Фомина Т. А. «Развитие познавательных процессов у детей с РДА на уроках природоведения в 4-ом классе»,

Городилова Е. С. «Обучение устному пересказу и подготовка к письменному  изложению учащихся с РДА на уроках природоведения в 4-ом классе»,

В настоящее время многие выпускники школы, имевшие диагноз РДА, продолжают свое образование в колледжах и институтах.

Разработанная совместно с научными специалистами концепция опытно-экспериментальной работы (ОЭР) находит свое отражение в перспективном и поэтапном планах работы школы, что позволило:

– включить в ОЭР весь педагогический коллектив школы;

– гуманизировать педагогическое сознание членов коллектива, привести учителей к пониманию роли школы для детей с проблемами в обучении и воспитании как реабилитационного учреждения, задачами которого на каждом этапе взаимодействия с ребенком является его защита и поддержка;

– понимать критерии результативности образовательного процесса как критерии положительной динамики в личностном развитии ребенка;

– закрепить характеристики школы детьми, родителями, медицинскими специалистами как учреждения с благоприятным психологическим климатом, активно влияющим на формирование положительной направленности обучающихся.

Важную роль в обеспечении качества нашей работы играет тесное сотрудничество школы и кафедры управления образовательными технологиями МПГУ.

Одной из форм  взаимодействия школы и кафедры управления образовательными системами МПГУ стали проблемно-творческие группы (ПТГ), работающие под руководством сотрудников кафедры. Последние десять лет в рамках единого педагогического эксперимента по созданию образовательной среды, инициирующей и поддерживающей социализацию и развитие детей с ОВЗ, успешно работали следующие группы:

– «Система приемов развивающего обучения как средство повышения  познавательной активности и мотивации детей с трудностями школьной адаптации» (руководитель Винокурова Н.К., к.п.н., доцент кафедры УОС МПГУ),

– «Структуризация содержания образования как способ индивидуализации процесса обучения» (руководитель Лебедев В.В., к.п.н., профессор кафедры УОС МПГУ),

– «Учет и развитие индивидуальных особенностей учащихся при планировании и организации учебной деятельности как средство расширения их зоны ближайшего развития» (руководитель Галеева  Н.Л., к.б.н., доцент, доцент кафедры УОС МПГУ),

– «Модель учебного процесса на уроках русского языка для детей с трудностями обучения в условиях классно-урочного обучения» (руководитель Черченко Л.Л., зам. директора школы по УВР, выпускница курсов повышения квалификации кафедры УОС МПГУ).

Работая в данном ключе, мы подготовили базу для обоснования и апробации научно-методической работы «Учебный предмет как средство социализации учащихся». Иными словами, учитель со всеми его компетенциями, технологиями становится ресурсом для обеспечения оптимизации образовательного процесса. Предполагается, что создание условий для реализации социализирующей направленности педагогических воздействий в урочной деятельности приведет к повышению уровня социальной адаптации школьно и социально дезадаптированных учащихся, что можно будет диагностировать  через положительную динамику личностного роста и учебных успехов.

Сложная система управления образовательным процессом в школе, где существуют и динамично взаимопроникают друг в друга пять разных форматов обучения, требует высокого уровня управленческих компетенций у представителей школьной администрации. Все завучи школы повышают квалификацию на кафедре управления образовательными системами. Это обеспечивает команде управленцев единый подход к управлению образовательным процессом «по конечному результату», помогает выстроить стройную и гибкую систему внутришкольного контроля, включающую системный мониторинг внутренних ресурсов учебного успеха ученика (по обученности, обучаемости, мотивации, уровню развития общеучебных навыков), мониторинг качества внешних ресурсов образовательного процесса (уровня компетентности учителя, качества уроков и внеурочных событий, качества предметных кабинетов и т.д.).

С 2008 года в школе под руководством зам. зав. кафедрой УОС Галеевой Н.Л. реализуется  педагогическое исследование «Специалисты методической службы школы как субъекты управления качеством образовательного процесса (компетентностный подход)». Мы поставили цель повысить качество образования школьников посредством повышения уровня компетентности всех специалистов, управляющих качеством школьной методической системы. Объект  исследования – методическая система школы. Предмета исследования – ресурсы управления уровнем компетентности специалистов методической службы школы как субъектов управления качеством образовательного процесса.

7.      Внедрение новых технологий на современном этапе развития школы

Для формирования у ребят способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания в школе с 2002 года используются альтернативные формы образовательной деятельности такие, как проектные и исследовательские технологии. Один из ярких примеров проектной деятельности – созданная учителем русского языка и литературы Катаевой Б.А. программа элективного курса «Организация научно-исследовательской и проектной деятельности учащихся» и деятельность организованного ею в 2010 году научного общества школы. Изучая элективный курс, ребята получают не только теоретические знания, но и практические умения и навыки.

Под руководством Б.А.Катаевой 9 «А» класс ведет работу над исследовательским проектом «Жизнь замечательных учителей». Цели проекта – изучение истории школы, пропаганда ее опыта и традиций, изучение жизни и педагогической деятельности учителей, создание условий для тесного сотрудничества педагогов и учащихся. Используются следующие методы: беседа с респондентами, работа со школьными и личными архивами, составление и печатание текста. В процессе работы учащиеся овладевают навыками написания научного исследования, умениями работать с различными источниками информации, развивают устную и письменную речь, учатся общаться с людьми.

Проект имеет большую практическую значимость для школы.  Его материалы  использованы в экспозиции школьного музея. Работа вызывает большой интерес у педагогов, учащихся и родителей. Проект печатается на страницах школьной газеты «Мы вместе!». Работа учащихся отмечена дипломом лауреата XI окружного конкурса «Юные таланты Московии».

В 2010 году в школе создан музей «Москва и москвичи», руководит им Иванова Ю. А. В музее действуют две постоянные экспозиции: «Уголок боевой славы» и «История школы №196». Кроме того, были организованы три сменные экспозиции: «Образование в Москве в первой половине XX века», «Битва под Москвой», «Традиции встречи Рождества и Нового года». Все дети с удовольствием посещают экскурсии в школьном музее. Фонды музея постоянно пополняются экспонатами, которые предоставляют учителя и семьи учащихся. Один из видов проектной деятельности учеников – разработка экскурсий, а так же изучение экспонатов и создание публикаций о них для школьной газеты.

В ходе процесса информатизации заместитель директора по вопросам информатизации школы А.Д.Рожков создал проекты «Виртуальная школа» и «Единое информационное пространство школы». Проект «Виртуальная школа» в 2009 году стал победителем во всероссийском конкурсе проектов среди общеобразовательных школ «Каждому ученику – школьный ноутбук». В результате школа была награждена дипломом и тридцатью нетбуками для реализации проекта. Школа получила возможность разрабатывать и накапливать централизованную базу уроков с использованием информационных технологий по различным предметам. В реализации проекта участвует инициативная группа учителей под руководством А.Д.Рожкова. Разработаны уникальные методики создания электронных уроков. Этот опыт учителя нашей школы освещали в рамках следующих мероприятий:

– Окружное совещание для ИТ-специалистов «Построение очного обучения на базе MOODLE», январь 2010 года.

– Окружной семинар, проведенный на базе школы №196, по теме ««Построение очного обучения на базе MOODLE», февраль 2010 года.

– Городской семинар «Опыт учебной работы в среде «Один ученик – один компьютер», март 2010 года.

– Международная конференция «Чему и как учиться и учить в 21 веке», декабрь 2010 года.

С сентября 2010 года реализуется проект «Единое информационное пространство школы», включающий в себя блог директора, Wiki-пространство для проектной деятельности и портфолио учителей, электронный журнал, а так же проект «Виртуальная школа».

Таким образом, наш коллектив не только совершенствует собственные достижения, но и перенимает опыт у коллег, общаясь с ними в Интернет-сообществах.

В школе работает блок дополнительного образования (БДО), претворяющий в жизнь метод терапии творческим самовыражением. БДО включает в себя шесть объединений художественно – эстетической направленности. В объединениях занимаются учащиеся всех возрастных групп.  Для  младших школьников созданы объединения «Изобразительное искусство» и «Веселые музыканты». Ученики средних и старших классов посещают занятия объединений «Художественное слово», «Умелые ручки» и «Клуб любителей авторской песни». В объединение «Юный пианист» принимаются учащиеся начальной школы, их обучение продолжается, при желании, 6 и более лет. Занятия БДО направлены на развитие у детей эмоционально – эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности. Программы дополнительного образования  разработаны руководителями объединений с учетом особенностей учащихся и отличаются органичным сочетанием художественно-образовательных, воспитательных и коррекционных задач. Коррекционная работа ведется по многим направлениям: развитие мышления, памяти и внимания, расширение представлений о жизни, развитие коммуникативной сферы, обогащение речи, развитие эмоционально-волевой сферы, преодоление  дефектов сенсомоторного развития.

Творческие занятия – постоянный источник радости для ребят. Об огромном влиянии радости на детей с нарушениями психического развития и пограничными состояниями говорит в своей работе «Педагогическая коррекция» В. Кащенко: «Педагог, наряду с другими мероприятиями, должен использовать метод создания вокруг ребенка радостной атмосферы. Радость для них столь же необходима, как солнечный свет, как воздух».

Итог работы БДО – выставки и концертные выступления учащихся. Ежегодно учащиеся нашей школы успешно принимают участие в Фестивале детского творчества «Надежда», получая звания дипломантов и лауреатов городского тура. Важные события школьной жизни – подготовленные ребятам праздничные программы, отчетные концерты и выставки.

Велика роль БДО в формировании личности учащихся. Во время занятий и выступлений у ребят укрепляется воля, формируются такие качества, как терпение и усидчивость, они учатся доводить свою работу до конца и радоваться результатам своего труда, обретая веру в свои творческие возможности, становятся более дисциплинированными. Доброжелательная атмосфера, царящая на занятиях, помогает детям подружиться, получить навыки совместного творческого труда, научиться радоваться успехам своих товарищей. Творческие достижения ребят, занимающихся в БДО, поднимают их авторитет в школьном коллективе, а порой и помогают их родителям увидеть возможности своих детей.

Итак…

В основе  концепции работы школы лежит учение Л. С. Выготского о развитии ребенка, об учете зоны ближайшего развития проблемного ребенка как условия успешности в обучении и воспитании, положение о коррекционной направленности как процесса утверждения ребенка в своих возможностях.

Каждый учитель знает особенности личности каждого ребенка, владеет индивидуальными приемами в обучении и воспитании, в организации личностно значимой деятельности, ведущей к становлению и развитию ребенка. Это стало нормой нашей работы. Создание условий для возникновения у детей и подростков потребности в самопознании и саморазвитии также становится обязательной целью всех учебных и внеклассных мероприятий. Отсюда – результативность образовательного процесса, успешная социальная адаптация выпускников.

Результатом работы педагогического коллектива школы №196 является положительная динамика в развитии позитивных личностных качеств большинства детей, поступающих в школу с проявлениями школьной дезадаптации, высокими показателями тревожности, прямой и косвенной агрессивностью.

Данные социального обследования, проводимого в школе ежегодно, выявляют высокий уровень адаптации наших ребят к современным социальным условиям: 79% выпускников продолжают свое образование. Сравнительные данные статуса ребенка на момент поступления в нашу школу и на момент окончания содержат показатели значительных положительных изменений (ребенок стал контактнее, доброжелательнее, организованнее, повысилась самооценка и ответственность, оптимизировалось мироощущение), что отмечают родители, врачи, сверстники.

X


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt