Инициатива – это творческий процесс, через который можно преобразовать любую ситуацию. Способность проявлять инициативу – это важная сторона воли, состоящая в действиях, требующих смелости, находчивости и ответственности за последствия.
В своей работе мы часто используем несколько способов развития детской инициативности, но все они зависят от степени и вида творчества, которые проявляет молодой человек. Условно эти виды подразделяются на четыре категории: творческая инициативность, инициативность в виде волевого усилия, коммуникативная инициативность, познавательная инициативность.
Инициативность активнее всего развивается в дошкольном периоде с трех лет, когда ребенок начинает осознавать себя как личность, проявлять собственное «я». Если ребенок к семи годам является безынициативным, то без целенаправленной корректировки он останется таковым на всю жизнь.
Ни в коем случае не стоит заставлять ребенка, ругаться и повышать голос, винить, принимать решения за него. Важно, чтобы взрослые подавали пример. В детстве мы очень пристально следим за тем, чем занимаются взрослые, которые нас окружают. Когда люди вокруг читают книги, осваивают новые навыки, повышают квалификацию, тогда ребенок и сам тянется к новым знаниям и навыкам. Когда родители проводят досуг, занимаясь спортом, ребенок растет активным. Один из лучших советов, которые можно дать всем, кто взаимодействует с детьми, – стремиться самому быть таким человеком, каким хочешь видеть подрастающее поколение.
В нашей школе развивается ученическое самоуправление. Ученики сами набирают и формируют состав команды, ставят цели и задачи, планируют мероприятия и активно принимают участие в социально значимых событиях. Сюда же относится и участие в различных конкурсах и движениях. Ребята учатся взаимодействовать не только друг с другом, но и с учениками других образовательных организаций.
С сентября 2022 года команда школьного ученического самоуправления реализовала проект «Моя активная перемена», где ребята организовывают культурно-развлекательные мероприятия на переменах. Сюда входят танцевальные флешмобы, песни под гитару, подвижные и настольные игры. Также ученики организовывают праздники и акции социологической направленности.
Инициативные и активные ученики – это уже лидеры. Они смогли направить свою энергию и энтузиазм в нужное русло. Лидеры в любой отрасли не пассивные созерцатели, а истинные полководцы. Они не дают застаиваться своей энергии, умеют правильно использовать ее для собственного благосостояния и на пользу обществу. Представители и вдохновители школьного самоуправления, пожалуй, самый яркий пример инициативности. Эти дети ведомы высокой идеей улучшения жизни школьного общества в целом.
Сфера творчества и креатива может служить хорошим примером инициативности. Если бы многие прекрасные мысли и задумки не нашли своего воплощения, мир был бы намного беднее духовно.
Ксения СОРОКИНА, Евгения МУРАТОВА, педагоги-организаторы школы №1352
Комментарии