search
main
0

Истинное величие и вечная ценность

Вы знаете, мне по-прежнему верится,
что, если останется жить Земля,
высшим достоинством человечества
станут когда-нибудь учителя!

Роберт Рождественский

Накануне Международного дня учителя практически все население планеты вспоминает своих учителей, преподавателей колледжей и вузов, обращается к ним со словами благодарности и признания.

Меняются эпохи, меняются поколения, меняется система образования. И вместе с этим меняется и поколение учителей.
Трудно представить, каким бы был мир, если бы не было школы, учителя. Ибо они создают необходимые ценности настоящего и будущего времени.

Об учителе, его роли, его высоком значении и призвании много написано, много сказано, и эта тема остается по-прежнему актуальной.

В данной статье мы хотим попробовать составить портрет современного учителя, представить его образ жизни, систему обучения и подготовки.

В основе анализа – личность московского учителя и его роль в развитии современного российского общества. Попробуем вместе с читателями газеты раскрыть код московского учителя. Расшифровка кода – это в каком-то смысле упорядочение множества символов, характеристик и правил. Это своего рода код наполнения, хранения, передачи информации для общества.

Какие же основные характеристики составляют код московского учителя?

Все соглашаются, что труд учителя удивительно многообразен, многоаспектен и одновременно с этим сложен. Учительская профессия является одной из наиболее распространенных в мире, и это вполне закономерно. К примеру, в Москве количество детей ежегодно увеличивается.

Московский учитель – это творческий учитель

Только в формате творчества можно воспитать поколение, которое будет создавать, приумножать и беречь то, что есть в нашем государстве и обществе.

Безусловно, символом творчества учителя является конечный результат – благополучие ученика. Как известно, в каждом ребенке заложены природные способности, и творческий учитель формирует у детей стремление хорошо учиться, развивать качество постоянного поиска знаний, уважение к творчеству других, способность работать как самостоятельно, так и в команде, успевать за постоянно развивающимися направлениями науки, культуры, экономики. Безусловно, такой ученик будет счастлив, он найдет свое призвание в жизни и будет приносить пользу себе, своей семье, а в конечном итоге и обществу.

Учитель сам является вечным учеником. Пока он работает, он вынужден учиться, идти в ногу со временем, следить за всеми процессами, которые происходят в жизни. Он не может копировать чужой ум, через обучение он познает то, что надо передать ребенку. Поэтому эта профессия одна из немногих, которая формирует знания и управляет знаниями.

Учитель, ежедневно стоящий перед классом, в процессе преподавания рождает новые идеи, мысли, предложения для передачи их детям.

Вот почему профессия школьного учителя входит в первую десятку профессий, которые связаны с высокими эмоциональными, моральными и физическими нагрузками. Многие считают, что учитель в своем высокопрофессиональном служении долгу часто выгорает. А я утверждаю, что нет, если общество ставит его на тот пьедестал, которого он заслуживает, а государство обеспечивает инструментами, которые помогают ему выполнять свою работу так, как об этом говорит президент, то есть развивая в каждом ребенке его способности и таланты. В Москве успешно решается эта задача, о чем мы скажем ниже.

Безусловно, творчество не может быть без призвания

Начнем с того, что каждый человек, каждая личность имеет природные качества, заложенные с рождения и впоследствии детерминированные учебой, повседневной жизнью и окружением.

Вполне реально экстраполировать на примере учителя учение мыслителей гуманистической педагогики о значимости и учете соотношения природных задатков и внешних воздействий на человека. Если у человека нет природного таланта к обучению и воспитанию детей, то учительская профессия не будет его призванием.

Учительство – это уникальная возможность внести свой вклад в то, чтобы сделать мир лучше! Призвание – это то, без чего нельзя работать, тем более когда речь идет о детях. Если расшифровать смысл призвания, то он приблизительно может выглядеть так: «Зачем мне это нужно? Почему я выбираю эту профессию? Будет ли от меня польза, если я зай­мусь работой с детьми? В чем моя уникальность? Как я ее проявлю? Что меня вдохновляет и что подпитывает? Какой я вижу смысл в своей деятельности, работе? Какие черты моего характера способны реализовать мое призвание?» и т. д.

Сейчас очень многие спорят на тему, может призвание быть профессией или нет. Некоторые сходятся на том, что призвание – это не профессия. У человека может быть одно призвание, а профессий много. Среди множества профессий, существующих на Земле, призвание и профессия учителя должны совпадать. Именно в профессии учителя проявляется самый широкий спектр приемов, методов, форм самореализации. И в этом в значительной степени состоит смысл учительского труда. Для учителя призвание становится смыслом жизни. Реализуя природные качества, заложенные в каждом ребенке, профессия учителя стала великой уравнительницей между человеческими способностями и возможностью их развития.

Призвание как бы впитало в себя две добродетели: с одной стороны, оно идет от разума, от правильного понимания своего предназначения, а с дугой – от чувств. Московский учитель идеально совмещает эти две составляющие.

Любовь к детям

Обучая детей, формируя у них ценностные ориентиры, установки, воспитывая стремление быть честным, справедливым человеком, учителя на протяжении всей многовековой педагогической практики вынуждены вступать в противодействие с самой жизнью школьника вне школы. Дети часто видят разрыв между тем, что учитель утверждает, проповедует, и тем, что происходит в обществе, в семье. И единственным средством убеждения детей и возможностью нейтрализовать тот негативный сгусток, который ребенок видит, слышит и ощущает вокруг себя, может быть только личность учителя. Только он – не учебники и книги, не кино, которые выступают помощниками во все времена и в наши дни, – способен и может отстоять, отвоевать ученика у лжи, ненависти, двойной морали. Учитель создает тот нравственный образ, передает те смыслы, на которых должна строиться и опираться будущая жизнь ребенка. Это делает только учитель, безмерно любящий и уважающий ребенка, подсознательно признающий не только его права, но и достоинства и чувства. Именно через любовь к ребенку учитель формирует его духовный мир, прокладывает путь к овладению знаниями.

Душа ребенка еще не полна мудростью и опытом, и поэтому учитель обогащает ее своими знаниями, примерами. Всей своей педагогической мудростью он готовит ребенка к взрослой жизни. Часто педагоги нам говорят: «Я счастлив, потому что моя любовь рождает ответную любовь моих детей. Мы с ними составляем некое единое целое, так как я даю им знания, передаю свои радость и печаль, свои интересы, а они в ответ могут ко мне подойти, рассказать о себе, предложить разделить их радость, а иногда и поплакать». Настоящий учитель поддерживает не только стремление детей быть в контакте с учителем, но и, самое главное, доверять ему.

Учителя не может быть без особенной любви к детям. И если учитель в силу каких-то причин перестал испытывать это состояние, то он переживает и находится в поиске тех нитей, которые он упустил, ослабил, не заметил в своей работе.

Только великая любовь способна достигать поставленной цели – быть теми светлыми и яркими лучами, которые наполняют душу ребенка, и в этом великая мудрость жизни. Любовь к детям красит учителя, она его облагораживает, украшает и делает не только искусным педагогом, наставником, но и поистине счастливым человеком.

Профессиональный долг

В категории педагогической этики профессиональный долг – один из главнейших критериев работы учителя. Этот долг обусловлен всей сущностью учебного и воспитательного процесса и теми требованиями, которые предъявляют к учителю как к конструктору педагогических практик, методик, навигатору знаний школьника. Педагогический долг, как принято считать, является жизненно важным параметром служения педагогическому искусству. Какой бы прекрасной ни была поставленная администрацией школы, управлением образования, а в конечном итоге обществом задача, без наличия этого благословенного внутреннего чувства она не будет решена. По сути, долг и ответственность – это некая формула единства в работе учителя, в его педагогической практике. Так в чем суть профессионального долга московского учителя?

Это прежде всего постоянное, обязательное и многовекторное пополнение своих знаний. Московский учитель, с которым нам приходится работать, общаться, всегда откровенно говорит о том, что даже при незначительном количестве свободного времени в отпуске либо в выходные дни он работает над своим профессиональным ростом, переосмысливает прошедшие дни, недели учебной загрузки и выстраивает новую логику предстоящей работы. На вопрос «Почему так?» следует единственный (иногда серьезный, иногда ироничный) ответ, что он не умеет делать ничего другого.

Как известно, учитель как настоящий гражданин не может пренебрегать своим долгом, иначе он не будет настоящим патриотом своего дела. Поэтому принято считать, что в лексике учителя долг – это самое возвышенное слово. И каждое новое обстоятельство, новые требования, новые задачи, возникающие в его работе, требуют выполнения своего долга наилучшим образом. И если долг и обязанность учителя не будут выполняться, то плата за это будет очень дорогой.

В некоторых московских школах к Дню учителя был проведен блицопрос среди старшеклас­сников на предмет составления словесного портрета московского педагога. На просьбу выделить основные 10 качеств учителя на первое место большинство школьников поставили именно понятие долга. Школьники понимают долг по-разному: «хорошо объяснять новый материал», «быть добрым и справедливым», «быть умным и обладать хорошими знаниями», «быть заботливым и внимательным». Но везде были слова «долг учителя» и «необходимость учителя». К нашей великой радости, практически все дети отметили, что профессия учителя самая нужная и престижная.

Учитель-дипломат

В реестре этического кодекса учителя во все времена, и особенно сейчас, присутствуют уважение, тактичность, высокая культура, умение работать с разными детьми, в том числе с детьми с разными возможностями, разных религий, разных национальностей.

Московский учитель сохраняет в содержании образования различные этнокультурные компоненты, подчеркивая при этом их равную значимость, вклад в историю и развитие культуры города, страны и в целом мировую цивилизацию. На уроке он выступает в роли дипломата, передатчика знаний о богатстве национальных культур России, укладе жизни того или иного народа, его традициях, особенностях норм поведения, духовных ценностях. Такой учитель по праву считается народным учителем. Каждая толика его знаний из истории многонационального народа нашей страны наполняет чашу познания школьников и дает понимание роли нашей страны в глобальном процессе.

Каждый учитель независимо от предмета преподавания ставит перед собой задачу воспитывать в детях понимание, что жизнь не бывает бесполезной. Ведь общеизвестно, что ученик в процессе обучения объективно встречается с трудностями. И учитель тонко корректирует этот процесс, терпеливо и осмысленно подводит ребенка к убеждению, что он личность, он может и должен совершать открытия, становиться изобретателем, поэтом, прекрасным рабочим, прилагая усилия и развивая свои умственные способности. Учитель вкладывает в душу детей привычку терпеливо искать новое, преодолевать трудности, уметь сопротивляться возникающим сложностям и жизненным неудачам. Он мотивирует ребенка и убеждает его в том, что он талантлив, просто талант этот ему еще не всегда известен. И их совместная задача – раскрывать эти грани таланта и совершенствовать характер, умение организовать себя, найти себя в учебе, в творчестве, общественной работе.

Сегодня не встретишь московского учителя, который пользуется нудными проповедями, которые, как мы знаем, дети не воспринимают. Напротив, он воспитывает в них свободное мышление, стараясь разнообразить занятия, формирует стремление и умение наслаждаться досугом, любимым творчеством, реализуя свои интересы.

Учитель-актер

В своей работе учитель часто выступает в роли актера, и даже внешний облик, его одежда, внутренняя и внешняя красота воспитывают ребенка, позволяют влюбить в себя и в свой предмет.

Творческий и интересный урок – это для учителя своего рода маленькая театральная сцена, где он режиссер, постановщик, сценарист, ведущий, а дети не зрители, а участники этого действа, а также настоящие ценители и критики. В этом случае любая ошибка, допущенная учителем, остается подмеченной детьми, особенно в подростковом возрасте.

Внешний облик и внутренняя красота учителя часто совпадают. Не случайно многие дети хотят быть похожими на учителя, перенимают его манеру поведения, жесты, привычки, и даже часто одежда учителя становится некоей моделью для школьников.

Учитель, как никто другой, понимает взаимоотношения подростков, видит начало их дружбы и юношеской любви, и зачастую, как искусный дирижер, он помогает пережить этот период, сохранять светлые, самые чистые и искренние чувства.

У московского учителя еще есть масса достоинств, качеств, убеждений, лучших черт характера. Достаточно назвать такие, как требовательность, ответственность за результаты своей работы, креативность. Мы предоставляем возможность читателям дополнить код московского учителя другими качествами.

Много ли учителю надо?

Требования к учителю постоянно возрастают. Это свойственно каждому периоду нашей истории. И сила педагогического труда состоит в том, что он постоянно совершенствуется, развивается, прирастает новыми педагогическими идеями, практиками, неиссякаемым опытом учителей.

Многовековой опыт обучения детей – это, по сути, главный пьедестал великих свершений человеческого гения, богатства культур, педагогического искусства. При этом учитель не повторяет механически старое, а вносит новое, соответствующее времени.

Каждый период истории конструирует будущее. Все чаще в последнее время появляется мысль, что профессия учителя исчезнет, ему на смену придут информационные технологии. Появятся другие формы обучения, и классические школы прекратят свое существование. Это прогноз, а прогнозы, как известно, к великой радости, не всегда сбываются. Но уже сегодня для учителя появилось новое определение – «навигатор знаний для учащихся». Скорее всего, это приемлемое определение, потому что учитель сегодня действительно выполняет роль и исследователя, и руководителя проектов, и научного консультанта, и организатора образовательного и воспитательного маршрутов.

Но есть одно «но». Без учителя учебный процесс становится невозможен. И это ярко продемонстрировал период дистанционного обучения во время пандемии. Только учитель способен был быстро перестроиться, провести «перезагрузку» своих учебных планов, программ и качественно продолжить учебно-воспитательный процесс.

Живое общение с учителем делает процесс обучения более творческим, эмоциональным, эффективным. Только учитель способен придать своему голосу при постановке заданий тот тон, который мотивирует и погружает ребенка в мир эмоций, ощущений и дополнительного творчества.

Если проанализировать базу МЭШ (Московской электронной школы), то мы встретим в качестве разработчиков, сценаристов уроков, дизайнеров подачи материалов тысячи учителей московских школ. Это еще одно свидетельство того, что учитель всегда стремится работать на опережение, улавливать те процессы, которые происходят в науке, культуре, в обществе в целом и которые понадобятся детям в будущем. «…Нравственные основы не выучишь по учебнику и не скачаешь из Интернета, эта нравственная основа закладывается благодаря каждодневной работе педагога, воспитывается через его личный пример, общение «глаза в глаза», – сказал В.В.Путин.

Педагогическая профессия – это миссия, которая требует не только полной отдачи, но и соответствующего внимания к учителю, заботы о нем. Правительство города делает невероятные шаги для поддержки как материального, так и морального благополучия московских учителей. 211 педагогов имеют почетное звание «Заслуженный учитель города Москвы». Вопросы образования находятся постоянно на повестке дня работы мэра и заместителя мэра по социальной политике. Постоянно растет бюджет образования города, что дает возможность одновременно с увеличением фонда оплаты труда решать вопросы, связанные с укреплением материально-технической базы школ, формированием новых технологических сред.

Таким образом, высокий уровень оплаты труда учителей позволяет привлекать в московские школы не только высококвалифицированных специалистов, обеспечивать возможность получения образования высокого качества всем московским школьникам, но и материально поддерживать учителя.

Происходящие изменения, как мы отметили выше, любые изменения в обществе, в государстве неминуемо влекут за собой изменения в образовании. У педагогов в этом случае появляется целый рад новых профессиональных функций. И эти функции не являются застывшими, они находятся в постоянном движении и требуют нового дополнительного развития.

Где взять такого учителя?

Идеального учителя подготовить невозможно, это сверхзадача, решение которой является условием успешного развития образования и воспитания детей. В Москве сложилась система подготовки учителей в педагогических учебных заведениях. Для этих целей есть необходимая база, подготовлены научно-педагогические кадры, соответствующие материально-техническая база и профессорско-преподавательские коллективы.

Отрадно заметить, что в последние годы наблюдается повышенный интерес абитуриентов к педагогическим специальностям. Особенно это заметно по результатам приемной кампании текущего года. Хочу поддержать Московский городской педагогический университет, который выстроил универсальную систему подготовки учителей для московского образования.

В состав университета входят школа, колледжи, институты, которые реализуют программы подготовки бакалавров, магистров и аспирантов. По сути, ректоратом выстраивается непрерывная система подготовки учителя. В разнообразные программы и учебные курсы вводятся направления, которые в разноформатных вариантах осуществляют подготовку педагога.

Ежегодно появляются специальности, которые объективно выдвигает система образования. У нас нет цели раскрыть опыт подготовки учителя, потому что это требует отдельного анализа и среза результатов работы выпускников данного вуза в московских школах, колледжах и других учреждений образования. Важно, что выстраивается система получения знаний как теоретического, так и практического характера. Вместе с тем мы все понимаем, что процесс подготовки кадров должен не только постоянно видоизменяться, но и все больше подстраиваться под деятельность школы.
В последнее время все чаще возникают споры, надо ли в педагогических вузах готовить специалистов помимо педагогов и психологов – экономистов, менеджеров, специалистов по IT-технологиям, юриспруденции и т. д., так называемых непрофильных специалистов. Однозначного ответа здесь нет. Если эти специалисты проходят сквозную подготовку по программам педагогического профиля, то да, возможно, они могут быть подготовлены как учителя с самыми широкими компетенциями. Но хочу сказать, что это не всегда нужно в школе. И значительная часть непрофильных специалистов уходят в другие отрасли, которые часто вообще не связаны с образованием. Размывание программных блоков, расширение модулей обучения не всегда оправданны. Будущим учителям, воспитателям требуется больше практики, чем теории. А практика – это самый высокий оценщик способностей выпускника вуза и хорошая проверка, получится ли из него настоящий педагог.

Нужны ли школе методисты и кто должен помогать профессиональному росту учителя?

Постоянное профессиональное развитие учителя – это обязательная составляющая его профессионального роста, не только его успешности, но и качества образования в целом.

Практически через год работы в школе учителя начинают повышать свою квалификацию.

До сих пор во всем мире обсуждается проблема, как повышать квалификацию учителя. Наверное, нет единого рецепта, но есть общие правила, которые игнорировать просто нельзя. Мы не в полной мере помогаем учителю в поиске для него нужных материалов, мы недостаточно выстраиваем систему повышения квалификации под запросы школы, учителя и в конечном счете ученика. Даже проект «МЭШ» не имеет блочной системы, нет аналитических разделов, которые должны четко ориентировать учителя, где можно взять нужный материал, нужную тему урока, как этот материал может быть скомпонован и использован.

Отсутствие серьезной аналитики требует новых форм методической поддержки учителя. В отсутствие этой поддержки учитель вынужден тратить много времени на подготовку к занятиям, а в его функции входит выполнение и других необходимых процедур в школе, по которым оценивается его деятельность.

Без малого три года на федеральном уровне ведется разговор о создании национальной системы профессионального развития педагога. На практике она называется «Национальная система учительского роста». Наконец-то сделаны первые шаги в трансформации проекта «Учитель будущего». В документе (пока в качестве проекта) представлена система создания единого научно-методического пространства по сопровождению, повышению квалификации и непрерывному развитию профессионального мастерства педагогических работников.

Давайте вспомним модель, которая существовала до 1991 года и представляла собой разветвленную и логично выстроенную сеть профессионального сотрудничества всех заинтересованных организаций и лиц. Она состояла из 4 уровней:
– 1‑й уровень – методические объединения в образовательных организациях системы дошкольного, общего и дополнительного образования;
– 2‑й уровень – муниципальные методические службы;
– 3‑й уровень – региональные институты повышения квалификации работников образования;
– 4‑й уровень – федеральный центр.

Преимущества такой модели, ее организационной структуры, с моей точки зрения, состояли в том, что:
– у государства был высокоэффективный логистический инструмент для реализации государственной политики в сфере образования;
– у регионов был инструмент влияния на качество регионального образования;
– у муниципалитетов был инструмент управления качеством кадрового педагогического потенциала территории;
– у образовательных организаций был инструмент обеспечения профессионального роста педагогических работников.

Ключевыми субъектами этой системы были методисты, методические службы, которые впоследствии были разрушены, ликвидированы. Правда, некоторые субъекты России сохранили эти службы, они успешно работают и в значительной степени формируют необходимую научную и практическую базу для учителей.

Специалисты муниципальных методических центров оказывали непосредственную помощь педагогическим коллективам, профильным методическим объединениям и ассоциациям, адресную профессиональную поддержку отдельным педагогам.

Муниципальные методические службы тесно взаимодействовали с региональными институтами повышения квалификации (ИПК), выполняя единую задачу по обеспечению профессионального развития работников образования. Нужно заметить, что уникальность деятельности методиста в том, чтобы обеспечить «профессиональный трансфер» между последними научно-педагогическими достижениями и ежедневной педагогической практикой работников образовательных организаций. Они помогали понимать, оценивать и осваивать новые методы и технологии.

Если мыслить в масштабах страны, то многолетний опыт работы в системе образования на разных управленческих должностях позволяет мне сказать: методическая поддержка педагогов должна быть возвращена на уровень муниципалитетов. Это позволит одновременно добиться эффективной работы как методических служб, так и региональных систем повышения квалификации работников образования.

В 1999 году в России было около 100 педагогических институтов, сегодня их 33. В каждом субъекте РФ работали институты повышения квалификации педагогических работников. В настоящее время их остались единицы. Они были ликвидированы либо реформированы в размытые центры общего характера.

Даже в Москве на сегодняшний день нет специального центра, который бы мог в одном формате отрабатывать логистику повышения профессионального уровня от сотрудника департамента, работника ЦГУ до учителя школы, воспитателя, преподавателя колледжа. Мне могут возразить, что у нас много программ повышения профессионального уровня учителя. Но они все разбросаны по разным центрам: кто-то готовит учителя для работы в МЭШ, кто-то – для воспитательной работы, кто-то – для работы с детьми с ОВЗ.

Некоторым вузам в свое время было предоставлено право вести переподготовку учителей-предметников, но, к сожалению, этот проект оказался неудачным.

Преподаватели вузов, даже занимаясь в качестве репетиторов с детьми, не улавливают требований к подготовке и сдаче экзаменов ОГЭ и ЕГЭ. Звучат сотни жалоб родителей о том, что дети, занимаясь два-три года с репетитором – преподавателем вуза, получают на ЕГЭ низкие баллы. Это свидетельствует о том, что высокоподготовленные преподаватели вузов не в полной мере владеют технологиями школьного преподавания.

В этом плане и хотелось бы сделать предложение Департаменту образования и науки: в Москве должен быть единый центр повышения профессионального уровня работников образования, в котором прежде всего будут специально разработанные диагностики – инструменты для измерения уровня профессиональных компетенций представителей системы образования, специалисты-аналитики, а в качестве тренеров – директора школ, лучшие учителя, профессорско-преподавательский состав вузов, которые могли бы читать предметный модуль. Результаты такой работы можно постоянно мониторить: в какое время учителям нужны тренинги, курсы, программы повышения квалификации или отдельные модули, мастер-классы.

Учитывая, что Министерство просвещения России предлагает обсудить федеральный проект «Учитель будущего», в части повышения квалификации, мне кажется, было бы целесообразно использовать следующую уровневую модель:
– 1‑й уровень: создание единого информационного, консалтингового центра профессиональной поддержки сотрудников системы образования, разрабатывающего инструменты для анализа уровневой оценки профессиональных компетенций управленческих и педагогических кадров (диагностика уровня сформированности компетенций, разработка симуляционных тренажеров для использования в обучении и сопровождении, разработка модульных программ обучения в соответствии с выявленными дефицитами, а самое главное – все под запрос школ, адресный подбор индивидуальных и групповых программ обучения);
– 2‑й уровень: внутренний профессиональный аудит педагогических компетенций, дефицитов и осознанных потребностей каждого работника, проводимый школой по материалам, разработанным для нее центром;
– 3‑й уровень: государственные (региональные) организации дополнительного профессионального образования разрабатывают и реализуют программы повышения квалификации, содержание которых является для их участников инструментом прототипирования образовательной практики, в конструировании и экспертизе программ принимают участие специалисты ММС;
– 4‑й уровень: центр осуществляет помощь педагогам в освоении и закреплении новых профессиональных навыков на рабочем месте, отработке тех новых компетенций, знакомство с которыми происходило на курсе повышения квалификации в ИПК.

Предлагаемая модель, на мой взгляд, не только позволит создать новый, современный институт методистов, но и поможет выстроить действительно необходимое научно-методическое сопровождение педагогических работников.

Понимая, что времени на раскачку нет, думаю, логично использовать тот опыт, который наработан у Москвы. Московский центр развития кадрового потенциала образования постоянно внедряет и системно использует самые разнообразные, в том числе автоматизированные, инструменты обучения, подготовки и сопровождения школьных управленцев, классных руководителей и педагогов.

Не так давно на одном из городских селекторов была представлена модель обучения, разработанная центром, в которую входят такие элементы, как: диагностика уровня профессиональных компетенций; отработка полученных в процессе обучения навыков на практике, в том числе и с использованием виртуальных тренажеров (симуляторов); составление цифрового профиля педагога; сопровождение и поддержка (осуществляемая как в цифровом формате через чат-бот, так и через наставника/ментора); использование стандарта управления персоналом при найме и адаптации новых участников школьной команды.

Используя наработки и практический опыт МЦРКПО, мы сможем решить одну из самых важных задач – обеспечить школу надежными инструментами выявления профессиональных дефицитов для формирования запроса на обучение, развитие сотрудников, формирование кадрового потенциала.

Сделать это можно было бы следующим образом: Московский центр развития кадрового потенциала образования предоставляет инструменты уровневой оценки компетенций педагогов, затем школа формирует запрос на обучение по выявленным дефицитам, после чего школе предлагаются уровневые программы ПК (ориентированные на запрос школ и актуальные задачи системы образования города, различные уровни профессионального развития педагога), а также автоматизированные инструменты оценки эффективности обучения, разработанные центром, используя которые школа сможет оценить качество и эффективность предложенных ей программ повышения квалификации.

Можно, конечно, заново начать изобретать велосипед, но, на мой взгляд, будущее именно за подходом, изложенным в предыдущих двух абзацах, потому что этот готовый и ориентированный на практиков инструментарий уже сейчас позволяет моделировать под каждого учителя программы обучения, полезные именно для его профессионального роста, подбирать таких преподавателей, которые являются наиболее квалифицированными. При этом педагогический университет, педагогические колледжи, которые готовят учителей, могли бы начать взаимодействовать с центром для выявления профессиональных дефицитов, и тогда объективно в городе выстроится гибкая система повышения квалификации педагогов.

Поскольку в некотором роде Москва в рамках проекта «Взаимообучение городов» (оператором которого как раз и является Московский центр развития кадрового потенциала образования) уже стала методической площадкой для более чем 100 крупных городов России, считаю логичным использовать описанную выше модель. Если предложенная система будет отработана и эффективна в столице, города смогут не создавать в оперативном режиме, а в рамках того же взаимообучения знакомиться с предлагаемым инструментарием на практике, удачно апробируя вышеописанную модель в своих региональных и муниципальных условиях.

Учитель должен получить больше свободного времени для себя, семьи, хобби и отдыха. Наша задача – создать такую модель профессиональной поддержки педагога, погружаясь в которую он будет чувствовать себя свободно, уверенно и комфортно, обеспечить его проверенными инструментами профессионального роста.

Глубоко убеждена в том, что Москва будет лидером в реализации проекта «Учитель будущего»!

Мария ЛАЗУТОВА, председатель Комиссии по образованию и науке Общественной палаты города Москвы, доктор исторических наук, профессор

Для справки

– почти 100 тысяч педагогических работников, из которых 38 тысяч педагогов являются классными руководителями;
– 31 тысяча воспитателей.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте