Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Истина Школы

Учительская газета, №14 от 4 апреля 2006. Читать номер
Автор:

Шалву Амонашвили представлять не надо. Он верный друг «Учительской газеты» и постоянный наш автор. Несколько лет назад Шалва Александрович предоставил «УГ» право первой опубликовать свои книги «Улыбка моя, где ты?», «Почему не прожить нам жизнь героями духа?», «Без сердца что поймем?». С этого номера мы начинаем публикацию нового его произведения – «Истина Школы».

Дорогие читатели моей любимой «Учительской газеты»! В школу я вошел пионервожатым в 1951 году и думал, что ненадолго, но оказалось, на всю жизнь – она стала моей судьбой. С тех пор все, что происходит с ней, происходило и со мной: если ей было хорошо, то и мне было хорошо, если ей было плохо, то и мне было плохо. Наверное, так происходит с каждым, кто связал свою судьбу со Школой. Теперь я всем сердцем чувствую, что школе нездоровится, она может потерять свою Истину. Это будет национальным бедствием, и боюсь предположить последствия.

Родная Школа – колыбель жизни Великой России. Убережем ее Истину, и она возродит могущество Страны.

Шалва АМОНАШВИЛИ

Друзья школы!

Дорогие учителя!

Уважаемые родители!

Нынешние и бывшие ученики!

Скажем доброе слово о Школе!

Она ждёт от нас ласки, любви, признательности!

Она страдает, страдает сердцем.

Страдает, потому что высказывают ей недоверие, оскорбляют, калечат её.

Постоянно реформируют, модернизируют, обновляют. Не дают спокойно и преданно отдаваться своему долгу и служению всей своей мудростью.

Реформация школы переходит в деформацию.

Модернизация переходит в модничанье.

Обновление не уходит далеко от сегодняшнего дня.

Школу вербуют, захватывают, оголяют, продают.

Навязывают чуждые её природе смыслы, дела, задачи, пути.

Принуждают предавать своих детей.

Но она скорее сгорит, чем предаст их.

Школа бедствует, нищенствует.

Разве не видите, как она протянула людям обе руки и молит о помощи: «Ради Христа, ради Детей, ради Будущего, помогите!»

Поможем Школе по мере наших сил.

Поможем мыслями, чувствами, молитвами, любовью, заботой. Поможем делами.

Скажем мощное Слово в её защиту, чтобы поняли те, кому это нужно: мы – общество – не предадим Школу!

* * *

Мы все, все исключительно, в долгу перед Школой.

Школа воспитывала каждого из нас.

Она очеловечивала и одухотворяла нашу природу, наполняла каждого из нас светом и знаниями, облагораживала наши сердца, сеяла в нас доброе и духовное.

Может быть, не всегда и не всё у неё получалось, и потому:

В ком-то остались осадки и горькие воспоминания о школьном авторитаризме, о школьных порядках.

Кто-то мучается из-за пустых и некачественных знаний, полученных в Школе.

Кому-то не достался полный набор жизненных наставлений.

В ком-то остались нераскрытыми устремления и природные дары.

И скажем откровенно: всем нам недостаёт от Школы полноты бытия.

Но разве это вина Школы?

Может быть, мы тоже грешили перед ней, не внимая её голосу и наставлениям? Школа хотела сделать каждого из нас личностью, но разве многие из нас поддавались её устремлениям?

Отдадим должное и тому насилию, которому подвергалась Школа со стороны властей, навязывавших чуждые ей задачи.

Всё уже позади.

Мы – люди сознательные. Если кто сможет, пусть исправит упущенное. Но если сделать это уже невозможно, проявим великодушие и не будем таить в себе злобу в отношении Школы.

Лучше сказать нашим детям доброе слово о Школе, чтобы они доверились ей и полюбили её. Детская любовь и доверие есть лучшее условие совершенствования Школы.

Друзья Школы!

Скажем Слово о Школе, которая есть:

– очаг духовности и нравственности,

– мастерская человечности,

– законодательница качества жизни,

– дарительница Света и мощи знаний,

– хранительница культуры и языка,

– сеятель духовного и доброго.

Чем созидается мир?

Скажете: Мыслью, трудом и творчеством людей.

Верно. Но Школа тому первооснова.

Чем славится общество?

Скажете: Своими духовными устремлениями.

Верно. Но их зарождает Школа.

Чем сильно государство?

Скажете: Своими гражданами, их устремлённостью.

Совершенно верно. Но Школа тому тоже первооснова.

Это есть Истина Школы.

Школа – живое духовное существо со своим предназначением.

Она ведёт общество, но не является слугой общества.

Она укрепляет государство, но не есть оружие в руках государства.

Она служит человеку, но не обслуживает его.

Какая же сила направляет Школу?

Её направляет сила собственного Духа.

Дух Школы имеет свои вечные основания и изменять их не будет. Иначе не будет самой Школы.

Этими основаниями являются общечеловеческие ценности, которые определяют норму и качество жизни: Вера, Праведность, Любовь, Гуманизм, Справедливость, Культура, Совесть. То, что возникает в человеке путём образования на основе этих ценностей, можно назвать духовностью и духовной жизнью.

Но общечеловеческие ценности не существуют как абстракт, они проявляются как национальный дух, национальное самосознание, национальная культура.

Всё национальное есть источник общечеловеческого.

Школа есть ревнивый хранитель национального духа. Миссия Школы устанавливает закон: Школа каждого народа должна взращивать в своих питомцах национальный дух этого народа. Российская Школа обязана взращивать русскую духовность, украинская Школа должна взращивать украинскую духовность, грузинская Школа должна взращивать грузинскую духовность, латышская – латышскую, армянская – армянскую, азербайджанская – азербайджанскую, литовская – литовскую, индийская – индийскую, китайская – китайскую, японская – японскую, французская – французскую, немецкая – немецкую и т.д. Нарушение этого закона вызывает вырождение нации, народа, крах государства.

Национальный дух не есть национализм, тем более не есть шовинизм и фашизм. Национальный дух народа есть общечеловеческое достояние и украшение земной жизни так же, как разные цветы украшают поле.

«Каждому народу суждено играть в истории свою особую роль, и если он забыл эту роль, должен удалиться со сцены: он более не нужен. Народ без народности – тело без души, которому остаётся только подвергнуться закону разложения и уничтожения в других телах, сохранивших свою самобытность. Особенность идеи есть принцип жизни…» Потому «общей системы народного воспитания для всех народов не существует не только на практике, но и в теории». Это мысли Константина Дмитриевича Ушинского.

Что умеет и чего не умеет Школа?

Школа умеет любить и воспитывать любовь.

Но она не умеет ненавидеть и воспитывать ненависть.

Школа умеет быть преданной и воспитывать преданность.

Но она не умеет предавать и воспитывать предательство.

Школа умеет созидать и вдохновлять на созидание.

Но не умеет разрушать и напутствовать на разрушение.

Школа умеет защищать ребёнка и выправлять его судьбу.

Но она не умеет ущемлять ребёнка и искажать его судьбу.

Школа умеет творить добро и воспитывать доброту.

Но она не умеет быть злой и воспитывать зло.

Школа умеет быть честной и воспитывать честность.

Но она не умеет быть лживой и воспитывать лживость.

Школа почитает родной язык и воспитывает доброречие.

Но она не умеет сквернословить и воспитывать сквернословие.

Школа есть Царство Мысли и воспитывает свободомыслие.

Но она не есть тюремщик мысли и не умеет воспитывать раба.

Школа умеет расширять сознание.

Школа живёт духовностью и Верой.

Она гибнет без духа и Веры.

Школа умеет всё хорошее.

Но не умеет ничего плохого.

Школа – Светлый Ангел и несёт только Свет.

Всё, что не от неё, то от лукавого.

Русское слово «школа» восходит к латинскому «скале» – «лестница», – сообщил об этом академикам РАО Патриарх Московский и всея Руси Алексий II. Речь идёт, сказал он, о лестнице духовного восхождения человека. Эта лестница, сказал он ещё, классически описана преподобным Иоанном Лествичником в его знаменитой книге «Лествица». В ней раскрыты 30 ступеней восхождения, и последняя, вершинная, названа «Любовью».

Человек прежде всего есть духовное существо, но каждый из нас должен признать себя таковым. Только в этом случае становится возможным расширение сознания. Если мы смотрим на мир через духовное зрение, то больше и глубже постигаем его материальную суть и стремимся к её одухотворению. Если же смотрим на мир только через материалистический взгляд, то начинаем искать в нём больше личную выгоду, чем общее благо.

Поднимаясь по ступенькам скале, каждый растущий человек раскрывает свои духовные и природные дары, познаёт себя, обогащается опытом и знаниями, облагораживается духовно и нравственно.

Скале – Школа выявляет и утончает неповторимость каждого, направляет на поиск смысла жизни, предназначения, зарождает в каждом чувство служения великому и всеобщему.

Каждая ступенька Скале – Школы развивает и укрепляет волю, терпение, смелость, дисциплину духа, окрыляет мысль и творчество.

Из каких глубин тысячелетий идут корни Школы, которая Скале?

Моё воображение рисует следующую историю.

Один из правнуков Адама, запутавшись в лабиринте жизни в поиске пути к Создателю, взмолился:

– Господи, дай мне лестницу, чтобы хоть чуть-чуть приблизиться к Тебе!

И услышал голос:

– Найдёшь её в первом встречном!

– Кто этот встречный? – спросил правнук Адама.

– Наречён он Мною Учителем! – сказал голос.

Встретился правнук Адама с человеком старым и сказал:

– Учитель, дай мне лестницу, чтобы приблизиться к Создателю!

– Ты – правнук Адама и сам тоже Адам, названный так в честь своего прадеда?

– Да, – ответил правнук Адама, – меня тоже зовут Адам!

– Следуй за мной! – сказал Учитель.

И повёл он правнука Адама по лабиринтам жизни.

Путь преградил им бушующий огонь.

Учитель пять лет учил правнука Адама, как пройти через огонь, и наконец сказал:

– А теперь иди!

– Огонь ведь сожжёт меня!- возмутился правнук.

– Огонь сожжёт не тебя, а страх в тебе, а ты обретёшь смелость.

И прошёл правнук Адама через огонь и обрёл смелость.

Пошли дальше, и вот другая преграда: болото, у которого не было видно края.

Учитель пять лет учил, как нужно пройти через болото, и сказал:

– Иди!

– Болото же без края и затянет меня! – воскликнул правнук.

– Но ты обретёшь волю и терпение, в которых почерпнёшь великую силу!

И правнук Адама, который сам был тоже Адамом в честь своего прадеда, прошёл через болото и обрёл волю и терпение.

Пошли дальше, и опять преграда: непреодолимая стена.

– Как мы через стену переберёмся? – спросил правнук у Учителя.

– Садись на этот камень, подумай и поищи способ! – ответил Учитель.

Сел на камень правнук Адама и палкой стал чертить на песке свои мысли и воображения. А Учитель ходил вокруг начертанного, то и дело стирая его ногой. Тогда ученик начинал всё сначала. Так прошло пять лет.

– Нашёл выход! – воскликнул он наконец – Можно в стене высечь ступеньки и постепенно подняться вверх!

– Значит, разум твой расширяется. Так высекай ступеньки в стене!

– Но я могу упасть и разбить себе голову!

– Возможно. Но взамен обретёшь предупредительность!

И они преодолели стену.

А там перед ними сразу три пути.

– По какому пути идти? – воскликнул правнук Адама.

– А ты спроси у своего сердца и выбирай! – сказал Учитель.

Правнук Адама погрузился в себя. Пять лет он задавал вопрос сердцу своему: «Скажи мне, какой путь выбрать?» Наконец твёрдо сказал Учителю:

– Надо идти по среднему пути!

– Значит, ты научился говорить со своим сердцем!

Продолжение следует


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту