Среди детей есть «быстроходы». О них напутствует мудрость, и я беру томик Живой Этики из Антологии Гуманной Педагогики.
Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Корчака, Сухомлинского.
Окончание. Начало в №№ 14-16, 18-21, 23-25
* * *
Там написано:
«Установите возможность для успевающих
скорейшего продвижения.
Если резвый корабль должен спустить паруса
для равнения строя,
то не будет ли это ущемлением возможностей?
Знаете ли вы, как создалась стройность
устремления корабля?
И не построен ли он для принятия
наибольшей опасности?
Как расходовать его
для перевозки мороженых овощей!
Всегда сохраните возможность
ответственного продвижения.
Пусть с первого года школы
медленный шаг не будет узами для быстрохода.
Пусть учитель зорко распознает
могущих быстро идти.
Не надо хвалить их,
но следует расчистить им путь.
Следует создать промежуточные курсы.
По этим ступеням
быстрые могут взбегать.
Не скрывайте от них трудностей.
Для известного типа сознания
каждое подвигоподобное движение
есть уже свет и радость.
Поощрение неповторимости духа – это есть Истина Школы.
Друзья Школы!
Из глубин ХI века звучит голос мудреца Омара Хайяма:
«Пока на Школу не назначена цена,
Просить у Власти хлеб она должна.
Наверно, Школа плохо Власть учила,
Раз милостыней жить обречена».
Поможем Родной Школе!
Нет ли среди вас влиятельных, которые имеют доступ к власти?
Над Школой сгущается смог – это иерархия начальников и иерархия так называемого управленческого аппарата, иерархия власти.
Что значит начальник?
Это очень хорошее слово. Слово «власть» тоже хорошее. Но сделали их плохими.
Слово «начальник» могло бы иметь прекрасный смысл. Почему бы не мыслить в нем того, что бережет Начало от искажений и разрушений? Почему управленец не тот человек, кто бережет волю Истины Школы? А почему власть именно грубая сила, а не проявление воли и любви Создателя?
Но начальники уходят от Начала, а власть в руках многих из них превращается в насилие над Школой. Начальствовать – значит принуждать, заставлять, навязывать, запрещать, диктовать, приказывать, указывать, отказывать, проверять, наказывать.
У начальников своя истина, и питается она мотивами личными, политическими, коньюнктурными, экономическими, глобалистическими, скрытыми, а то и корыстными. Мотивы, в которых унижается Истина Школы, возникают на красном ковре коридора власти.
Скажем начальникам, если не всем, то многим: Школа сотворена не для того, чтобы начальствовали над ней и подменяли ее Истину, а для того, чтобы вы проявляли чуткую заботу о ней и создавали благие условия, чтобы она с полной отдачей несла служение своей миссии.
В этом есть Истина Школы.
Скажем начальникам о том, что Школа не есть лишь отчеты, передаваемые по электронной почте. И вовсе нельзя говорить о детях на языке информации. Ребенок не есть информация, и его невозможно познать через потоки информации, откуда бы они ни были извлечены. И нельзя иметь знания о ребенке через компьютерное моделирование.
Скажем начальникам:
Чем больше и больше раздуваются страсти вокруг так называемых образовательных стандартов, тем дальше отбрасывается понятие воспитания личности ребенка.
Чем больше и дольше заняты умы людей о якобы исключительной значимости и важности так называемых единых государственных экзаменов, тем быстрее и прочнее забывается, что Школа должна воспитывать гражданина страны.
Чем больше и дольше блуждаем в потемках реформирования, модернизации или обновления Школы, тем быстрее засыхает и гибнет тот корень, в котором свершается истинное, постоянное и естественное обновление.
А если начальник привнесет в свое правление мнимые истины и упорно будет их насаждать в мире образования, тем самым будет способствовать зарождению хаоса.
Отчасти это уже происходит.
Уговорим начальников, чтобы они проявили волю, достойную доброй власти, и воспрепятствовали тьме.
Преподнесем начальникам пергаменты, на которых записаны святые слова:
«Нужно возвысить понятие народного учителя так, чтобы он был одним из первых деятелей страны. Пусть во всех странах учителя будут истинными воспитателями народа. Они должны так много дать, что народ должен им устроить жизнь, полную достижений. Народ, забыв учителя, забыл свое будущее. Позаботимся, чтобы учитель был самым ценным лицом среди установлений страны».
Преподнесем эту мудрость и скажем: это есть Истина Школы и корень всякого обновления.
Откроем страницы мудрых книг и дадим им почитать:
«Срам стране, где учитель пребывает в бедности и нищете. Стыд тем, кто знает, что детей их учит бедствующий человек. Не только срам народу, который не заботится об учителях будущего поколения, но знак невежества».
Сказано сурово?
Ну что же, такова правда.
Сделаем же так, чтобы она не касалась страны, где мы проживаем.
Забота о Школе есть забота об учителе.
Скажем эту аксиому еще и еще раз, чтобы была она усвоена всеми. И пусть ответят начальники на вопросы мудрецов прямо и просто: «да» или «нет»:
– Может ли человек, униженный и утесненный, говорить о духовном, об общечеловеческих ценностях, о красоте, о звездном небе, о расширении сознания?
– Можно ли поручить детей человеку удрученному?
– Можно ли забыть, какое излучение дает горе?
– Можно ли не знать, что дух подавленный не вызовет восторга?
– Можно ли считать учительство ничтожным занятием?
– Можно ли ждать от детей просветления духа, если школа будет местом принижения и обиды?
– Можно ли ожидать творчества при скрежете зубов?
– Можно ли ждать огней сердца, когда молчит дух?
И если начальник любого уровня воскликнет в ответ на эти вопросы: «Нет! Конечно, нет!», то порадуемся, поаплодируем ему – значит, есть надежда, что через него восторжествует Истина Школы, которая в учителе.
Сколько славных держателей Истины Школы подарили нам небеса!
Они наши!
Директора школ, чего вы медлите?
Кто-то из вас не может поднять головы – все в бумагах, отчетах? В бумагах и отчетах правды нет. Они не воспитывают, ими не образовываются, в них только, как в песок, уходит школьная жизнь.
Поднимите голову, милый директор! Обратите взгляд на духовную высь, ибо сказано: Лучу легче искать поднятые головы. Видите, в ваш кабинет вошла Истина Школы – это Василий Александрович Сухомлинский. Он вам дары своего духа протягивает – «Павлышская средняя Школа». Берите!
Директора школ!
Кто-то из вас все в бегах: то по инстанциям, то по совещаниям, то по коридорам школы. Получает приказы, отдает приказы, бегает, проверяет и скажет, что нет времени думать.
Стойте, милый директор, не бегайте, в ногах правды нет. Правда в глазах. Посмотрите: перед вами прекрасная Истина Школы – это П.П.Блонский. Он вам трактат свой протягивает – «Школа жизни». Берите и вдохните в вашу школу дух Блонского!
Кто-то из вас озирается – где лучший опыт искать, где лучшая система? Ничто, что дома, для него не годится. Надо брать с Запада! Что вас прельстило там – Вальдорфско-Штайнерская школа? Есть у вас чуткое ухо? Послушайте, что скажет вам Мэтр – Константин Дмитриевич Ушинский: «Германская педагогика не более как теория немецкого воспитания». А вы забыли, кого воспитываете? Истина Школы перед вами.
А вы, уважаемый директор! Не хотите ли Истину от …Сорока-Росинского? Оживет ваша сельская школа, станет Школой для всего села!
А вы, милый наш директор! Вдохновились бы вы Истиной Школы от …Вентцеля, и ожил бы у вас космический взгляд на ребенка, дети ваши устремились бы к Звездам!
Назвать ли вам, милые директора, еще держателей Истины Школы?
Вот они:
Толстой,
Макаренко,
Зеньковский,
Узнадзе,
Лесгафт,
Достоевский,
Пушкин,
Сковорода…
Вот какое созвездие имен!
Мы не можем мыслить в педагогике так, как если бы не было Коменского, Песталоцци, Ушинского, Руссо, Макаренко, Корчака, Сухомлинского.
Почему слабеют наш образовательный мир и наше педагогическое сознание?
Потому что мы ухитряемся жить без них, без держателей Истин педагогического искусства. В наших мытарствах в лабиринтах образования происходит великое топтание у подножия гор, вместо того чтобы поднять голову, восхититься вершинами и рискнуть забраться на них.
Держатели Истины Школы говорят с нами на языке Будущего. Чтобы их понять, надо устремиться к ним, надо войти в это вечное Будущее, откуда они ведут с нами неспешный диалог.
Соприсутствовать нужно с Коменским и Ушинским, с Песталоцци и Сухомлинским, с Макаренко и Корчаком.
Милые директора школ!
Вы есть лидеры образования!
От вас веет надеждой!
Мы стоим у парадного входа в школу. Смотрите, какая вывеска: «Средняя общеобразовательная Школа имени Николая Ивановича Пирогова».
Необычная Истина Пирогова!
Вывеска отличная, позолоченная.
Что же внутри Школы?
Давайте вообразим.
В руках учеников каждого класса красочные учебники о Пирогове – о его героической жизни полевого хирурга и его открытиях в хирургии и не только; о том, как он нашел высший Идеал, который долго искал – нашел его в Библии…
По всему видно – дети любят Пирогова и гордятся им.
А учителя живут со своими учениками по педагогическим воззрениям Пирогова, на уроках претворяют его идеи.
Еще – музей Пирогова.
Еще – пироговские традиции.
Всюду висят изречения Пирогова.
Еще – Школьная Академия Наук имени Пирогова.
Ежегодные Пироговские Чтения.
Еще… Еще…
Всего не назовешь.
Истина Пирогова утверждается в каждом уголке Школы…
Это воображение наше. Но, может быть, оно очень даже скудное.
Хотя видел я школу Добролюбова, где никто не знает, зачем им это имя. У работников школы нет дела до Истины Добролюбова…
Педагогика есть общечеловеческая культура мышления, а мудрость педагогическая есть общечеловеческое достояние. Общечеловеческая мудрость питает корни Школы. Но корни сами по себе тоже мудрые: они из общечеловеческой мудрости взращивают Школу Национальную.
Это есть Истина Школы.
Соберем все Истины Школы и сложим их как мозаику.
Что мы увидим?
Мы увидим, что мозаика создает нам далеко не полную картину Великой Истины Школы.
Вся Планета есть Храм и Школа.
Все человечество есть дети Великого Храма Веры и Великой Школы Жизни.
И если мы создаем для наших детей Школу, которая Скале, это потому, чтобы помочь им понять жизнь и обрести свой путь восхождения, ибо они нуждаются в нашей помощи так же, как мы нуждаемся в помощи своих учителей.
Школа есть сущность из Будущего, и она умеет направлять детей только в Будущее.
Если кто из ее воспитанников застрянет в прошлом, это будет боль для Школы. Если кто уцепится за настоящее и не захочет шагнуть в Будущее, это тоже будет боль Школы. Она радуется только устремленным.
Но Будущее хранит в себе замыслы, которые открываются нам лишь отчасти, открывается то, что наше сознание может вместить.
Потому нам трудно охватить Великую Заботу Школы, ибо ступеньки ее уходят в Небеса.
Комментарии