Цели: 1) Знакомство с особенностями биографии и художественного мира писателя. 2) Разрешение этической проблемы на основе анализа характерных особенностей биографии писателя и фрагментов повести «Детство». 3) Закрепление навыков анализа эпизода художественного произведения.
Я жил дурно.Л.Н. Толстой. «Исповедь»
Ход урока:
1. Беседа
Умеем ли мы читать чужие мысли?
Однако есть люди, которые на это способны.
Кто же они? Писатели.
Вполне обыкновенные люди, не волшебники и не пророки, но в то же время совершенно удивительные и загадочные.
Один писатель, которого знают во всем мире, был так необычен, что умел читать мысли других.
Он видел человека насквозь.
Вы знаете, кто это – Лев Николаевич Толстой.
И представьте, он сказал о себе: «Я жил дурно», то есть неправильно. Этот великий человек, у которого учились тысячи людей.
Мы узнаем сегодня, быть может, так ли это на самом деле.
2. Слово учителя.
Обратимся к портрету.
Этот человек с самого детства мечтал изменить мир, избавить от зла, боли, насилия, страдания. Он на портрете уже взрослый, даже пожилой, но было время, когда и он был юн, как вы, и был ребенком.
Все началось тогда!
В детстве он имел все: дорогие вещи, друзей, ему дарили замечательные подарки, он имел слуг. Он был настоящий дворянин (разъяснение термина).
Могут ли деньги заменить родителей?
А он потерял рано мать, затем бабушку, затем отца.
Маму свою он даже не помнил!
Счастлив ли человек без матери, без родителей?
Детство он прожил в имении Ясная Поляна, затем учился, но все это время он, не переставая, ДУМАЛ О ТОМ, КАК ПОБЕДИТЬ ЗЛО В МИРЕ.
И вот война на Кавказе.
Эпизод 1: однажды со своим другом он попадает в засаду, но не сбегает на быстром коне, а остался и отбил вражеское нападение, после чего вместе с товарищем прибыл в станицу Грозную.
Какое же качество проявил здесь Толстой? Верность (фиксируем).
Крымская война. Герой. Отличился в боевых действиях. Солдаты любили своего офицера.
И все-таки вместо карьеры боевого офицера этот человек становится писателем и отрекается от войны.
Он отправляется в отставку и предпринимает поездку в Европу.
Франция. Картины европейского великолепия. Вместо ответа на свой вечный вопрос о смысле жизни и счастье Толстой встречает мертвую пустоту равнодушия и бездушности (эпизод с эшафотом, казнь на одной из площадей на глазах у десятка зевак).
Что такое гильотина? Как бы вы почувствовали себя на месте писателя, если бы встретили однажды подобное зрелище?
Что мог почувствовать он в отношении человека, которого предавали смертной казни? Сострадание (фиксируем).
Возвращение в Россию.
Домой в Ясную Поляну (иллюстрация).
На протяжении 20 лет художник не выезжал из родного села. Но он не сидел сложа руки. 20 лет труда. Обратите внимание на эту стопку книг. Это всего лишь одна десятая часть того, что написал Лев Толстой. Всего же 90 томов.
Несколько лет работы, и написан величайший роман «Война и мир» в 5000 рукописных листов.
Где же он работал (иллюстрация)?
Труд этот не хуже крестьянского, поверьте. Как же он называется? Творчество (фиксируем).
Посмотрите вокруг. Кого вы видите? Учителей.
Знаете ли вы, что Л. Толстой тоже был учителем? Создал школы на собственные деньги. Собрал бедных детей и стал учить. А ведь работал он совершенно бескорыстно, не получая за то ни гроша.
Интересно, а хороший ли был учитель Лев Николаевич?
Любили ли его дети?
Посмотрите на рисунок одного из учеников Толстого и ответьте.
Какое же чувство проявил Л. Толстой к детям? Милосердие.
И много лет прожил еще Л.Н. Толстой.
Но перед самой смертью в 1910 г. утром, в 5 часов, он выходит в холодный ноябрьский воздух и отправляется на станцию, приняв решение покинуть всех близких, знакомых, родных и дальних. Чего он искал? Зачем он отправился на юг в поезде? Мы точно не знаем. Однако цель его не была достигнута.
Станция Остапово. Он серьезно заболел и вынужден был остаться на этой станции и провести там последние семь дней своей жизни.
Последние же слова его, когда сознание его было уже не ясно из-за тяжелой болезни, были загадочны: «Истина… Люблю много… Все они…».
Смысл непонятен. Но я уверен, что вы расшифруете эти фразы, если вспомните повесть «Детство», главный герой которой – Николенька Иртеньев, очень напоминающий маленького Льва Толстого.
Но прежде скажите, дурно ли прожил жизнь Л.Н. Толстой (обращение к схеме на доске)?
Открою вам тайну: Чем лучше человек, тем более он себя осуждает и менее винит других.
3. Анализ эпизода главы «Классы» повести «Детство».
А) Работа по вариантам:
I вариант: Найдите в тексте описание чувств и переживаний Николеньки.
II вариант: Найдите в тексте описание чувств и мыслей Карла Ивановича.
Найдется ли такой, «совсем хороший человек» в этой главе?
Б) Соответствует ли определению Николенька? (Кажется, да).
Соответствует ли Карл Иванович? (Кажется, нет).
Значит, Карл Иванович плох? Нет.
Докажите, что плох.
Докажите, что хорош.
4. Беседа.
А) Подходит ли К. Иванович к определению «лучшего человека»? Нет.
Но разве он плох?
Так кто же он? Обыкновенный человек, как и мы все.
Б) Так, может быть, не нужно и вовсе быть лучше, раз никто из нас не подходит к «совсем хорошим» людям? Может, и так неплохо жить? Но тогда зло всегда будет рядом с нами!
В) Как же на самом деле должны относиться друг к другу Николенька и Карл Иванович? Как люди должны относиться друг к другу? Обижать? Обижаться?
Г) А теперь вернемся к загадочным словам Льва Толстого.
Истина есть то, что есть на самом деле.
То, что должны чувствовать друг к другу люди. Одним словом ЧТО? Смотрим на слова Толстого.
ЧТО же есть Истина? Любовь.
К кому? Ко ВСЕМ.
5. Раскрытие содержания темы урока: ИСТИНА ЕСТЬ ЛЮБОВЬ КО ВСЕМ ЛЮДЯМ.
6. Самостоятельная творческая работа по итогам урока «Хорош я или плох?».
7. Домашнее задание: прочитать главы повести «Детство» и ответить на вопрос, хорош или плох Николенька Иртеньев.
Евгений СЛАВГОРОДСКИЙ
Комментарии