Воспитательную систему в своих классах я выстраиваю на основе Концепции по формированию образа жизни, достойной Человека, которая вошла в педагогическую теорию и практику вместе с именем ее создателя – Надежды Егоровны Щурковой. Человек становится личностью, когда обретает способность реализовать свои природные задатки, когда рефлексирует, осознает, оценивает, понимает себя и других. То есть первая составляющая цели воспитания – это интеллект ребенка. Вторая составляющая – нравственность, мораль, духовный стержень. И, наконец, творчество. Таким образом, в цели воспитания заключено триединство разумного, духовного и творческого. Достигнув этого триединства, личность оказывается в состоянии строить жизнь, достойную Человека. У такой жизни есть три основы – истина, добро и красота.
Полностью публикация приведена в формате PDF:Скачать/Просмотреть(Для просмотра необходима программа Adobe Reader или ее произвольный аналог).
Целевая установка
Цель построения воспитательной системы – создание благоприятной среды для саморазвития и самовыражения ребенка.
Цель воспитания – личность, способная строить свою жизнь, достойную Человека.
Задачи-доминанты:
– формировать ценностное отношение к природе как общему дому человечества;
– формировать ценностные отношения к нормам культурной жизни;
– формировать представления о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле;
– формировать ценностное отношение к социальному устройству человеческой жизни;
– формировать жизненные позиции, развивать способности к индивидуальному выбору жизненного пути.
Описание идеи
Первый шаг, который делают учитель начальных классов и его воспитанники, – это понимание и принятие норм культурной жизни. У них единая основа – истина, добро и красота.
Второй шаг, который совершают учащиеся 5-6-х классов, – формирование представлений о человеке как субъекте жизни и наивысшей ценности на Земле.
Третий шаг – обретение ценностного отношения к социальному устройству человеческой жизни (8-9-е классы).
Четвертый шаг – формирование жизненной позиции, развитие способности к индивидуальному выбору жизненного пути (10-11-е классы).
Классный руководитель должен всегда помнить о трех основных своих функциях:
1) обустройство жизни ребенка в школе;
2) организация предметной деятельности ребенка и ученического коллектива в целом;
3) организация духовной деятельности по осмыслению жизни.
Каким правилам должен подчинить свои действия классный руководитель, формируя у своих питомцев образ жизни, достойной Человека? Эти правила рождаются в той или иной педагогической ситуации и теряют смысл, когда ситуация разрешается. Но существуют основополагающие идеи-принципы:
– Принцип ориентации на социальные и ценностные отношения (за событиями, действиями, словами, поступками прежде всего нужно видеть человеческие отношения и ценности на уровне современной культуры).
– Принцип субъектности (необходимо содействовать развитию у ребенка способности быть субъектом собственного поведения, деятельности и в итоге – своей жизни).
– Принцип принятия ребенка как данности (нужно уважать личность ученика, признавать особенности и уровень развития на данном этапе его индивидуальной жизни, а следовательно, признавать право ребенка на данное поведение).
Деятельность субъектов воспитательной системы строится на идее интеграции культурно-образовательных ресурсов школы и города. Через среду интегрированного курса можно осуществить целостное воздействие на детский коллектив и личность школьника. В связи с этим появилась необходимость разработки воспитательной программы класса «Содружество».
Основополагающие виды деятельности
Познавательная (ребенок познает объекты окружающего мира);
преобразовательная (ребенок созидает, творит и получает от этого особенную радость, так как может осязать продукт своего творчества);
ценностно-ориентировочная (духовная деятельность, ребенок приобретает личностный смысл ценностей жизни);
общение (ребенок, взаимодействуя с другим субъектом, учится принимать ценность Другого).
Каждый педагог должен помнить, что в центре его внимания должна быть совместная деятельность детей и взрослых по реализации вместе выработанных целей и задач.
Дидактическая
и воспитательная подсистемы
В основе воспитательной системы по формированию образа жизни, достойной Человека, лежит идея интеграции подсистем (дидактической и воспитательной), которая позволяет каждому субъекту воспитательного и образовательного процесса найти применение своим методам и технологиям.
Главный фактор данной системы – коллективная деятельность, которая в большинстве случаев носит личностно ориентированный и творческий характер и позволяет фиксировать, достаточными ли качествами обладает на данном этапе ребенок, чтобы называться достойным Человеком. Коллективная деятельность приводит к формированию внутри классного сообщества норм, правил и традиций, не противоречащих общечеловеческим ценностям.
Основное направление воспитательной системы класса – нравственно-патриотическое воспитание. Оно способствует сплочению классного коллектива, духовному обогащению личности ребенка, проявлению его лучших качеств: доброты, отзывчивости, милосердия.
Особое внимание в воспитательной системе уделяется семье как среде первоначального развития ребенка, где закладывается основа личности. Организуется целенаправленное взаимодействие с семьями, при этом учитываются индивидуальные особенности детей.
Обращается внимание на духовную культуру как результат развития человеческой цивилизации. Здесь одна из главных педагогических задач – раскрытие особенностей русского характера: высокой духовности, ответственности за окружающий мир, терпимости.
Большое внимание уделяем спортивно-оздоровительной работе. Работаем в тесном сотрудничестве с учителем физической культуры, медицинской сестрой школы и родителями.
Светлана ФЕДОРОВА, учитель русского языка и литературы основной школы №4 им. .Н.Красовского, победитель IV конкурса для классных руководителей, Галич, Костромская область
Комментарии