search
main
0

Исследуя реальность. Стратегия развития выстраивается из научных концепций и опыта практиков

Общество развивается тогда, когда знание, деятельность, технологии дополняют друг друга. Гармоничное сосуществование теории и практики влияет и на экономический рост, и на социальную стабильность, и на развитие институтов гражданского общества. В Академии социального управления рождаются программы, позволяющие выстраивать стратегию развития региональной системы образования. По словам проректора по научной работе и инновационной деятельности академии Александра МОИСЕЕВА, уникальные разработки создаются в научно-практических центрах этого вуза, ориентированных на научно-исследовательскую, инновационно-проектную деятельность и оказание практической помощи различным субъектам системы образования и социальной сферы региона.

– Александр Матвеевич, какую роль в развитии образования области играют центры академии?- Наши центры активно участвуют в жизни Подмосковья. Их деятельность помогает реализовать многие направления, организовывать и проводить фундаментальные, поисковые, прикладные и практико-ориентированные научные исследования и разрабатывать инновационные проекты, прежде всего по проблемам образования, а также в области социально-гуманитарного знания, экономической, политической, социальной и управленческой практики. В академии проходит множество конференций, семинаров.Также мы занимаемся научно-методическим сопровождением стабильного функционирования и инновационного развития системы образования Московской области, научно-методическим сопровождением и организационной поддержкой реализации федеральной, региональной и муниципальной политики в сфере образования, развития образовательных систем различного уровня, а также учреждений образования всех типов и видов.- Повышение квалификации входит в круг ваших обязанностей?- Безусловно, подготовка, переподготовка и повышение квалификации преподавателей, специалистов и администраторов системы общего и профессионального образования всех уровней, а также социальной сферы и управленческих кадров различного профиля – это наш конек. И очень важный аспект нашей работы – научно-методическое сопровождение и организационное обеспечение создания, функционирования и развития региональной системы оценки качества образования Московской области. Также мы занимаемся научно-методическим сопровождением и организационным обеспечением аттестации педагогических и руководящих кадров образовательных учреждений, итоговыми экзаменами выпускников.- Из чего в основном складывается механизм управления инновационными процессами?- Комплексный анализ ситуации, сложившейся в системе образования Московской области в результате реализации ПНПО, позволяет зафиксировать наличие задела для успешной реализации обозначенных в новой инициативе направлений развития системы образования, в частности: реализация компетентностного подхода, новые формы оценивания достижений школьников в форме портфолио, профильное обучение, создание индивидуальных образовательных траекторий, информатизация образовательного пространства, развиваются дистанционные формы обучения. Наметились значительные изменения в сфере управления в части внедрения новых моделей финансирования и управления образовательными учреждениями, совершенствования проектного менеджмента в качестве средства повышения эффективности управления. Постепенно образование переходит из закрытой системы, работающей в режиме функционирования и воспроизводства, в качественно новое состояние – гибкую, открытую, находящуюся в режиме инновационного развития и самоорганизации, развиваются социальное партнерство, государственно-общественный подход в управлении.Конкурсы в рамках ПНПО позволили выявить лидеров инновационной деятельности в системе образования области, разработать и внедрить новые модели стимулирования деятельности инновационных школ как на региональном, так и муниципальном уровнях. Сложилась  сеть инновационных образовательных учреждений. Создан банк данных лучших практик, база информационных карт инновационного опыта в сети «Интернет».- Что, по-вашему, дало участие в конкурсах нацпроекта?- Участие в конкурсах побудило образовательные учреждения использовать дополнительные ресурсы для работы в инновационном режиме: материально-технические, управленческие, программно-методические. Участие в конкурсах ПНПО и КПМО позволило накопить определенный опыт создания и внедрения инноваций во все сферы образовательной системы Московской области.Работа по распространению (диссеминация) инновационного опыта в регионе приобрела системный характер. Активность образовательных учреждений в распространении инновационного опыта растет год от года, что подтверждается данными мониторинга. На региональном и муниципальном уровнях сложились эффективные модели сопровождения этой работы. Для сохранения и дальнейшего развития инновационного потенциала школ – лидеров в региональной системе образования, на наш взгляд, необходим поиск новых форм управления инновационной деятельностью, дальнейшее формирование ее инфраструктуры.- Каким образом?- Развитие инфраструктуры инновационной деятельности предполагает создание условий для появления в общем конкурентном поле новых образовательных, управленческих, финансово-экономических и иных технологий, связанных с образованием как целостным социальным институтом; создание в образовании сети пилотных проектов, позволяющих трактовать образование не только как передачу старого знания, но и как возникновение и использование нового. Многое зависит от наличия нормативной базы, что позволит снять многие административные барьеры и создать  благоприятный инновационный климат системы образования области. Инфраструктура инновационной деятельности – это совокупность юридических лиц, ресурсов и средств, обеспечивающих материально-техническое, финансовое, организационно-методическое, информационное, консультационное и иное обслуживание инновационной деятельности. Применительно к системе образования в качестве юридических лиц, обеспечивающих материально-техническое, финансовое обеспечение реализации инновационной деятельности, выступают Министерство образования Московской области, муниципальные органы управления образованием, образовательные учреждения различного типа. Организационно-методическое, информационное, консультационное обслуживание инновационной деятельности обеспечивают региональные учебно-научные центры при вузах, учреждения повышения квалификации, методические центры.Нормативная база, касающаяся инновационной деятельности в образовании, разработана еще недостаточно как на федеральном уровне, так и на региональном. В Московской области инновационная деятельность в образовании регулируется законом о научной, научно-технической и инновационной деятельности на территории Московской области № 75/2006-ОЗ, принятом в 2006 году. Закон направлен на регулирование деятельности органов государственной власти Московской области, государственных органов Московской области в сфере научной, научно-технической и инновационной деятельности. В нем представлены перечень основных понятий, цели и принципы деятельности органов государственной власти Московской области в научной, научно-технической и инновационной сферах; перечень форм деятельности органов государственной власти. Цели, принципы и формы деятельности, прописанные в законе, только обозначают общие направления управления инновационной деятельностью. Они скорее регулируют осуществление инновационной деятельности в промышленной и научной сферах, чем в системе образования. Для осуществления инновационной деятельности в сфере образования необходима дальнейшая конкретизация нормативных положений, отражающих специфику системы  образования области.- Но это все равно теория, а практика показывает, что существует множество неурегулированных вопросов…- Да, к сожалению, не все проходит настолько гладко, как выглядит на схемах в разработках. Многие образовательные учреждения активно вводят новые элементы в свою деятельность, сталкиваясь с серьезным противоречием между имеющейся потребностью в быстром развитии и отсутствием механизмов управления инновациями. На управленческом уровне необходимо направить усилия на снятие административных барьеров и установление стимулов инновационной активности, проведение переоценки нормативной правовой базы с точки зрения ее соответствия задачам модернизации. Тем не менее процесс формирования инфраструктуры инновационной деятельности в региональной системе образования продолжается на основе того опыта, который был получен в рамках участия в ПНПО И РКПМО, включающий материальные, организационные и кадровые ресурсы.Так, в части разработки нормативной базы, касающейся инновационного развития системы образования Московской области, Академия социального управления разработала перечень проектов нормативно-правовых и  инструктивно-методических документов, обеспечивающих создание и сопровождение тематических инновационных сетей образовательных учреждений Подмосковья.- Инициатива «Наша новая школа» дала пищу для раздумий?- В направлениях, обозначенных в ННШ, особый акцент делается на развитие практики сетевого взаимодействия, деятельности социальных сетей учителей, направленных на обновление содержания образования и взаимную методическую поддержку, использование потенциала инновационных образовательных учреждений. Считается, что сетевое взаимодействие – один из наиболее перспективных способов деятельности различных организаций по совместному использованию и созданию ресурсов (информационных, образовательных, материальных). В Московской области уже создана некоммерческая общественная организация регионального масштаба, деятельность которой направлена на содействие инновационному развитию системы образования. Это ассоциация «Лидеры образования Подмосковья». Она объединяет лучшие образовательные учреждения, активно реализующие инновационные образовательные программы. Члены ассоциации проводят семинары по актуальным вопросам образования, обобщают и распространяют свой инновационный опыт, участвуют в экспертизе программ развития, в конкурсных мероприятиях по отбору лучших учителей и образовательных учреждений. У ассоциации есть все возможности для реализации поставленных в национальной образовательной инициативе «Наша новая школа» задач, особенно в аспекте развития практики сетевого взаимодействия, которое, как показывает практика, стало очевидной необходимостью. Отмечается, что преимущества кооперации в образовании неоспоримы. Она в значительной мере расширяет довольно ограниченные возможности отдельных педагогов и образовательных учреждений, позволяет создавать и реализовывать сложнейшие проекты и программы.Формирование инновационной инфраструктура в Московской области должно стать одной из ведущих задач  реализации национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» в Московской области. Для этого есть необходимые предпосылки.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте