search
main
0

Исследуя – познаем. Урок биологии в 7‑м классе на тему «Мхи»

Современному обществу нужны люди, которые смогут анализировать свои действия, самостоятельно принимать решения, отличаться мобильностью. Особого подхода в этом плане требуют дети с умственной отсталостью.

В соответствии с социальным заказом общества и требованиями ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью необходимо интегрировать таких детей в социум, организовать их социальную и профессиональную адаптацию.Использование элементов исследовательской деятельности на уроках биологии для детей с ограниченными возможностями здоровья позволяет повысить уровень активности обучающихся, создает положительную мотивацию к учению, повышает самооценку, социальную значимость, помогает самоутверждению, способствует социализации учащихся путем вовлечения в исследовательскую деятельность. «То, что ребенок сегодня умеет делать в сотрудничестве и под руководством, – утверждал выдающийся психолог Л.С.Выготский, – завтра он способен выполнить самостоятельно». И этим мы определяем развитие завтрашнего дня выпускника.Урок направлен на формирование нескольких личностных результатов, а именно:- овладение навыками коммуникации;- дифференциация и осмысление картины мира;- осмысление своего социального окружения, освоение социальных ролей;- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.Тип урока – получение новых знаний.Форма проведения урока – урок-исследование.Методы и приемы направлены на формирование навыков в работе по исследовательской деятельности.Цель: знакомство с многолетним травянистым растением – мхом, особенностями внешнего строения растения, местами обитания, значением в природе и для человека.Образовательные задачи: осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебного задания; анализировать изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков, знакомство с мхами, иметь представление о некоторых видах этих растений; различать виды растений.Коррекционные: развивать умение высказывать предположение на основе работы с материалом учебника, оценивать совместно с учителем результат своих действий; принимать участие в работе группами, делать выводы, приходить к общему решению в спорных вопросах и проблемных ситуациях.Воспитательные: формировать эстетические потребности, ценности и чувства.Основные термины: кукушкин лен, сфагнум, споры, ризоиды.Оборудование: мультимедийный проектор, карточки с заданиями по группам, комнатное растение фиалка, лупы, сухие мхи: сфагнум, плеурозий Шребера для наблюдений и опытов, ванночки с водой, губки, вата, исследовательские листы, аншлаги терминов, аншлаги с задачами урока, магнитофон, ноутбуки для групп и учителя, оценочные листы, ручки.I. Организационный моментУчитель входит в класс с песней «Хорошее настроение».Мы что-то потерялиИ долго его искали,И небо было хмурым,И дождик моросил.Под лепестком ромашки,У месяца в кармашке,Нигде пропажи нашейНикто не находил.Припев:Хорошее настроение,Сплошное невезение,Когда однажды утромЕго ты не найдешь!Хорошее настроение,Немножко вдохновения,И ты уже с друзьями,О многом узнаешь!.. (45 секунд)Учитель: Добрый день, ребята! Глядя на вас, я понимаю, что вы не потеряли хорошее настроение и сможете много интересного узнать на уроке биологии.II. Актуализация знанийУчитель: А чтобы определить тему урока, я предлагаю вам поработать с электронными тестами. Сегодня работаем группами. Правила работы в группах не повторяем. Мы их знаем. Свою работу в группах вы оцениваете сами. В конце урока получите две оценки. Первую ставите вы, вторую – я.Приступаем к работе с тестами. Вам нужно выбрать правильный ответ. Если ответ верный – появится буква. Из букв составите слово. Это будет тема урока.- Орган растения, который состоит из листовой пластинки и черешка? (Лист, корень, стебель?)- Орган растения, который растет вниз, находится в почве? (Лист, корень, стебель?)- Орган растения, который растет вверх. По нему передвигаются вода, минеральные соли и органические вещества. (Лист, корень, стебель?)Правильные ответы:Лист (М)Корень (Х)Стебель (И).Учитель: Какое слово у вас получилось? (Мхи.)Значит, по какой теме будем сегодня работать? (По теме «Мхи».)Ребята, вы знаете, что у меня есть много учебных и познавательных фильмов для уроков. Но в моей коллекции есть один неозвученный фильм, он называется «Мхи». Давайте соберем информацию по этой теме и попытаемся озвучить фильм.И сегодня я предлагаю вам побыть исследователями.Итак, юные исследователи, нужно отправляться в путь по тропинкам новых знаний. Свои наблюдения и выводы будем записывать в исследовательских листах. А работать я сегодня предлагаю под девизом «Исследуя, познаем!».Но сначала попрошу вас выдвинуть гипотезу, то есть предположение. Какую связь имеют предметы – вата, мох, губка? В конце исследовательской работы мы проверим ваше предположение.А сейчас нужно определить задачи, которые мы решим во время исследования.III. ЦелеполаганиеУчитель: Возьмите карточку 1. Используйте картинки на карточке и слова-подсказки. Они вам помогут определить задачи нашей работы.Задание 1‑й группе. На столах карточки – строение цветка с подписанными органами, а также строение мха, но у него органы не подписаны.На карточке: Какое ______имеют мхи? (Какое строение имеют мхи?)Задание 2‑й группе. На фото разные виды мхов.На карточке: Какие бывают ______ ? (Какие бывают мхи?)Задание 3‑й группе. На столе мох, картинка – сруб бани.На карточке: Какое _____ имеют мхи? (Какое значение имеют мхи?)Проверка заданий, выполненных в группах.1‑я группа. Какую задачу определила 1‑я группа? Какое строение имеют мхи?2‑я группа. Какую задачу определила 2‑я группа? Какие бывают мхи?3‑я группа. Какую задачу определила 3‑я группа? Какое значение имеют мхи?IV. Сообщение темы и целей урокаУчитель: Итак, задачи исследования на урок определены. Мы должны узнать:1. Какое строение имеют мхи?2. Какие бывают мхи?3. Какое значение имеют мхи?V. Работа по теме урокаУчитель: Пора смело двигаться по тропинкам к новым знаниям.Возьмите карточку 2. Работаем над первой задачей. Какое строение имеют мхи?Первая группа, используя текст научной литературы, доказывает, какое строение имеет мох. На карточке – текст: «Мхи – это многолетние травянистые растения, у которых есть стебель и мелкие листья. Корней и цветков у мхов нет. На верхушке стебля вырастает коробочка. Но это не цветок и не плод».Вторая группа рассматривает мох, используя лупу, и отвечает на вопрос «Какое строение имеет мох?». У детей образцы мха и лупы.У третьей группы на столах мох и фиалка. Они отвечают на вопрос: «Чем похожи мох и комнатное растение фиалка?»ДоказательстваУчитель: Юные исследователи! Жду ваших ответов.3‑я группа. Чем похожи мох и комнатное растение фиалка? (Дети объясняют.)2‑я группа. Какое строение имеет мох? (Дети дают ответы.)1‑я группа. Используя текст научной литературы, докажите, какое строение имеет мох. (Дети доказывают.)Учитель: Мы почти полностью ответили на первый вопрос, доказали, что многолетние растения мхи имеют стебель и листья, но возникает вопрос: чем размножаются мхи, если отсутствует плод с семенами? (Дети делают предположения.)Учитель: Давайте посмотрим небольшой фильм о размножении мхов на примере кукушкина льна. После просмотра скажите, какое значение имеет коробочка на верхушке стебля.После просмотра фильма учитель повторяет вопрос: Итак, какое значение имеет коробочка на верхушке стебля?Ученики: В коробочке созревают споры – мелкие частицы, которые служат для размножения в неблагоприятных условиях. Высыпавшись из коробочки, споры дают начало новым слоям мха.Учитель: Скажите, ребята, а как вы поняли из фильма, что такое споры? (Ответы учеников.) А еще в фильме вы увидели, что, когда спора прорастает, образуются ветвистые нити. Но это не корни. Это ризоиды.Ризо́иды – нитевидные образования, служат для прикрепления к грунту и поглощения из него воды и питательных веществ.Учитель: Юные исследователи, давайте заполним наши исследовательские листы.Ребята заполняют пропуски в исследовательских листах:Мхи – многолетние травянистые растения, у них есть стебель и мелкие листья. Корней и цветков у мхов нет. На верхушке стебля вырастает коробочка. В ней созревают споры. Из спор вырастают новые растения.Учитель: Ребята, мы нашли ответ на первый вопрос: «Почему мхи относят к растениям и какое они имеют строение?»Физкультминутка. Зарядка для глаз с лазерной указкой. Можно пройтись по строению растения.Учитель: Отдохнули. Переходим к решению второй задачи: «Какие бывают мхи?»Чтобы сделать следующую запись в исследовательских листах, вам нужно внимательно посмотреть фильм и определить названия мхов, о которых говорится в фильме.(Просмотр фильма.)Учитель: О каких мхах говорилось в фильме? (Кукушкин лен, сфагнум.)Аншлаги слов.Учитель: Давайте заполним наш исследовательский лист, запишем ответ на второй вопрос: «Какие бывают мхи?»Найдите и исправьте ошибку:Мхи растут во влажных тенистых местах леса и на торфяных болотах. Очень часто эти растения можно увидеть в пустынях. В лесу часто встречается темно-зеленый мох – кукушкин лен. Сфагнум растет только в сильно увлажненных местах, на болотах. Он сильно пропитан водой и может долго ее удерживать.Учитель: Какую ошибку нашли вы в тексте?Ученики: Очень часто эти растения можно увидеть в пустынях.Учитель: Почему мхи не могут жить в пустынях?Ученики: Там сухой климат, жара. Мхам нужны влажные места. Они любят воду, а корней у них нет.Физкультминутка. Дыхательная гимнастика.Учитель: Будьте здоровы! Нам нельзя болеть. Нам нужно идти дальше.Посмотрите на свое рабочее место. Какая связь между губкой и мхом?Подошло время проверить наше предположение.У вас на столах лежат губки и стоит баночка с водой. Положите губку в баночку. Надавите слегка на губку. Что произошло?Ученики: Губка впитала воду.Учитель: А теперь предлагаю вам проверить ваши предположения.Опустите мох сфагнум в ванночку с водой. Что произошло?Как вы помните из фильма, слово «сфагнум» в переводе на русский язык обозначает «губка».Мы доказали, что мох обладает свойством хорошо впитывать воду. Значит, он может иметь какое-то значение в природе и для жизни человека? А что знаете вы об использовании мха?Дети дают свои ответы на вопрос «Какое значение имеют мхи?». После ответов детей дает объяснение учитель.Учитель: Мхи имеют огромное значение в природе.Мох сфагнум образует болота. Это место обитания многих животных, в том числе и ягодных растений (черника, клюква, голубика, брусника). Осушение болот ведет к омелению рек и озер.Болота являются запасами пресной воды и поддерживают водный баланс на территории.Мхи очень чутко реагируют на присутствие в воздухе вредных примесей и не способны жить там, где атмосфера сильно загрязнена.На свету мхи выделяют кислород. Кислород нужен для дыхания.Мох сфагнум используют в медицине. Он лучше, чем вата, впитывает влагу, убивает болезнетворные бактерии. Мох сфагнум содержит вещества, которые препятствуют гниению и оказывают бактерицидное действие, то есть убивают микробы. Это свойство мха выручило и спасло жизни многих солдат во время войны.Из мха можно изготовить стельки для обуви, которые не только уберегут ноги от грибка, но и избавят от повышенной потливости и неприятного запаха.Мох сфагнум можно использовать в качестве подстилки для домашних животных. Сфагнум отлично поглощает влагу и запахи. Его можно использовать в качестве наполнителя для домашних туалетов ваших питомцев.Мох применяли в строительстве деревянных срубов. В наши дни сфагнум нашел свое применение в садоводстве и цветоводстве. Им утепляют деревья на зиму, а также увлажняют почву. Очень часто его используют при уходе за комнатными растениями, особенно за фиалками и орхидеями.Применяют мох в пчеловодстве. Из прессованного сухого сфагнума можно делать утеплители для ульев на зиму, чтобы пчелы не замерзли.Вот мы и узнали значение мха. Решили третью задачу. Пора вновь заполнить исследовательские листы.Ученики заполняют исследовательские листы.Учитель: А теперь пришло время озвучить наш фильм. В этом нам помогут наши исследовательские листы!Ученики озвучивают «бракованный фильм».Учитель: Мы, жители нашей планеты, являемся частью природы. Природа дает нам все, и наш долг охранять ее, чтобы продлить жизнь на земле.ОцениваниеУчитель: А сейчас оцените свою работу.Работа учеников оценивается при помощи оценочного листа.Учитель: И закончить наш урок мне хочется словами Леонардо да Винчи, итальянского художника, скульптора, архитектора и ученого (анатома, естествоиспытателя): «Природа так обо всем позаботилась, что повсюду ты находишь, чему учиться».А я думаю, что мы с вами на уроке о многом узнали и многому научились!Список литературы1. Клепинина З.А. Биология. Учебник для 7‑го класса специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. – М.: Просвещение, 2005.2. «Зеленый мох – кукушкин лен». «Школфильм», 1971 г. (00:03:48 черно-белый). Фрагмент смонтирован по материалам фильма «Мхи» (Свердловская киностудия, 1965 г.).3. «Мох сфагнум». «Школфильм», 1990 г. (00:04:52 цветной). Режиссер – Т.Белокурова. В оригинальной игровой форме рассказывается об одном из представителей семейства мхи.4. Мхи / Абрамов И.И. // Моршин – Никиш. – М. : Советская энциклопедия, 1974. ​Светлана ГУСЕЛЬНИКОВА, учитель русского языка и литературы Киселевской общеобразовательной школы-интерната для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья, Пермский край

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте