search
main
0

Исследовательский метод решения учебной проблемы.

Наиболее эффективной формой организации учебной деятельности учащихся при решении исследовательских задач является групповая работа. А самой интересной формой групповой деятельности является мозговой штурм. Ученики тренируются кратко и четко выражать свои мысли, учатся слышать и слушать друг друга. Обычно штурм провожу в 10-11-х классах. В проекте урока выделяю три этапа: выдвижение гипотез, проверка гипотез и их критическое оценивание, представление классу наиболее оптимального способа решения.

Есть два варианта мозгового штурма.

Первый вариант: группы одновременно, независимо друг от друга штурмуют одну задачу. Затем организуем конкурс идей, и жюри, состоящее из учеников, выбирает лучшее решение. Так, например, в 11-м классе при изучении раздела «Основы экологии» ставлю задачу:

«В городе Железногорске собираются строить металлургический комбинат. Партия «зеленых» выступает против этого строительства и предлагает провести в городе референдум, в котором жители выскажут свое мнение. Предположим, что комбинат все же построили. Разработайте предложения по охране природы города Железногорска и здоровья его жителей».

Второй вариант: каждая группа штурмует свою задачу, но при этом все задачи должны быть объединены одной, более общей проблемой.

«Если скрещивание происходит между особями одного вида или родственных видов, то потомство будет плодовитое. Если виды неродственные, тогда либо зигота окажется нежизнеспособной, либо гибриды будут стерильны. Как предотвратить скрещивание между особями разных видов? Предложите разные механизмы».

В этом случае одна группа выдвигает гипотезы на уровне клеток, тканей, органов, другая – на уровне отдельных особей, третья – популяций.

Метод мозгового штурма использую и для организации тематических деловых игр.

Наталья Агеева, учитель биологии лицея №5, Железногорск, учитель года Курской области-2004

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте