Учащиеся 10-11-х классов – это будущие абитуриенты вузов, колледжей, следовательно, к ним предъявляются повышенные требования, учитывая уровень возрастных и познавательных возможностей школьников III ступени. Принцип профильного образования дает возможность более глубоко изучить материал учебных курсов, приблизить технологию обучения к вузовской. Значительная роль в этой технологии отводится научно-исследовательской работе учащихся, расширяются, систематизируются, обобщаются знания, полученные в основной школе, опираясь на интеллектуальный уровень, собственный социальный опыт. Результатами такой индивидуальной работы могут быть такие формы учебной деятельности, как проекты, рефераты. В качестве экзаменационных работ они были представлены в ходе итоговой аттестации на ученической конференции.
Цели ученической конференции:
1. Подвести итоги научно-исследовательской работы выпускников, сделать результаты зримыми, общественно значимыми;
2. Прививать навыки работы над рефератами, умения публично выступать, ясно выражать свои мысли, защищать свои убеждения.
3. Показать различные модели защиты исследовательских работ.
4. Приобщить учащихся 9-10-х классов к самостоятельной, творческо-познавательной деятельности, осуществить преемственность в НОУ.
Подготовительная работа
1. В течение учебного года учащиеся 11-х классов были членами школьного и научного общества, работали над рефератами, осуществляли проекты, активно принимали участие в городских, областных олимпиадах по истории, конференциях, играх.
2. В рамках НОУ были организованы консультации по созданию социальных проектов, рефератов, составлены рекомендации «Как писать реферат».
3. В социально-гуманитарном классе проведены интегрированные, проектные уроки, учащиеся получили навыки учебной работы, социальный опыт научных исследований.
4. Оказана методическая помощь учащимся при подготовке к конференции.
Были подготовлены следующие экзаменационные работы:
1. Социальный проект «Хочу быть студентом!»
2. Рефераты по истории.
«Дворянство как одно из сословий в России».
«Русское масонство и его значение в истории общественного движения конца XVIII-XIX веков».
«Деспотизм и европеизация в реформах Петра I».
«Церковная реформа середины XVII века, раскол и старообрядчество».
«Просвещенный абсолютизм Екатерины II».
«Массовые волнения в Муроме и других городах СССР в 1961-1962 годах».
Предложенные на конференцию работы представляли собой исследования, включающие изучение научной, популярной литературы, источников, справочного материала. Все рефераты были отрецензированы учителем, даны пожелания и рекомендации, при необходимости указывалось, в каком направлении необходимо провести переработку. С учетом рекомендации и дополнений учащиеся готовились к конференции.
На конференции были представлены различные модели защиты экзаменационных работ:
1. Классическая. (Учащиеся сосредоточили внимание на актуальности избранной темы: целей, задач, поставленных в работе, способах их достижения, раскрытии сути проблемы, выводах, обобщениях).
2. Творческая. (Учащиеся ярко, образно излагают материал, оригинально организуют защиту, готовят сопроводительный материал, оформляют стенды, фотогазеты и т.п.).
3. Индивидуальная. (Эта модель предполагает раскрытие личностных аспектов, обоснование собственных точек зрения, версий, оценок).
В ходе выступления все учащиеся внимательно слушают выступления и комментарии к ним, делают пометки, анализируют, выступают оппонентами, задают вопросы, оценивают.
Критерии рейтинговой оценки выступления учащихся:
1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).
2. Логичность: последовательность изложения, обоснование выводов фактами, наличие обобщений.
3. Концептуальность изложения: выражение своего отношения к работе, рассмотрение различных точек зрения (концепций).
4. Риторика: богатство, яркое выражение мыслей, правильное, корректное использование понятий, владение исторической и обществоведческой терминологией.
В ходе защиты экзаменационных работ один из членов комиссии зачитывает рецензию, комиссия ставит общую отметку с учетом рейтинговой оценки.
Мысли в подарок
Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его имеете.
Т.МУР
Проще что-то сразу сделать хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано плохо.
ЛОНГФЕЛЛО
Памятка-алгоритм.
Защита реферата.
1. Подготовьте выступление на научно-практической конференции на 8-10 минут. Выберите для себя одну из возможных моделей защиты экзаменационных работ.
2. Во время выступления расскажите о целях, задачах работы, раскройте ее основные положения, покажите свое отношение к проблеме, сделайте аргументированные выводы и обобщения.
3. Используйте иллюстративный материал и оптимальные способы его демонстрации.
4. Контролируйте логику изложения.
5. Регулируйте тембр и громкость голоса, избегайте монотонности в речи.
6. Будьте готовы к дополнительным вопросам по теме реферата, уверенно выражайте свои убеждения, логично стройте свое доказательство.
Татьяна СЕКИРОВА, учитель граждановедения, Муром
Комментарии