search
main
0

Исследовательская работа выпускников. Если вы уверены в успехе

Учащиеся 10-11-х классов – это будущие абитуриенты вузов, колледжей, следовательно, к ним предъявляются повышенные требования, учитывая уровень возрастных и познавательных возможностей школьников III ступени. Принцип профильного образования дает возможность более глубоко изучить материал учебных курсов, приблизить технологию обучения к вузовской. Значительная роль в этой технологии отводится научно-исследовательской работе учащихся, расширяются, систематизируются, обобщаются знания, полученные в основной школе, опираясь на интеллектуальный уровень, собственный социальный опыт. Результатами такой индивидуальной работы могут быть такие формы учебной деятельности, как проекты, рефераты. В качестве экзаменационных работ они были представлены в ходе итоговой аттестации на ученической конференции.

Цели ученической конференции:

1. Подвести итоги научно-исследовательской работы выпускников, сделать результаты зримыми, общественно значимыми;

2. Прививать навыки работы над рефератами, умения публично выступать, ясно выражать свои мысли, защищать свои убеждения.

3. Показать различные модели защиты исследовательских работ.

4. Приобщить учащихся 9-10-х классов к самостоятельной, творческо-познавательной деятельности, осуществить преемственность в НОУ.

Подготовительная работа

1. В течение учебного года учащиеся 11-х классов были членами школьного и научного общества, работали над рефератами, осуществляли проекты, активно принимали участие в городских, областных олимпиадах по истории, конференциях, играх.

2. В рамках НОУ были организованы консультации по созданию социальных проектов, рефератов, составлены рекомендации «Как писать реферат».

3. В социально-гуманитарном классе проведены интегрированные, проектные уроки, учащиеся получили навыки учебной работы, социальный опыт научных исследований.

4. Оказана методическая помощь учащимся при подготовке к конференции.

Были подготовлены следующие экзаменационные работы:

1. Социальный проект «Хочу быть студентом!»

2. Рефераты по истории.

«Дворянство как одно из сословий в России».

«Русское масонство и его значение в истории общественного движения конца XVIII-XIX веков».

«Деспотизм и европеизация в реформах Петра I».

«Церковная реформа середины XVII века, раскол и старообрядчество».

«Просвещенный абсолютизм Екатерины II».

«Массовые волнения в Муроме и других городах СССР в 1961-1962 годах».

Предложенные на конференцию работы представляли собой исследования, включающие изучение научной, популярной литературы, источников, справочного материала. Все рефераты были отрецензированы учителем, даны пожелания и рекомендации, при необходимости указывалось, в каком направлении необходимо провести переработку. С учетом рекомендации и дополнений учащиеся готовились к конференции.

На конференции были представлены различные модели защиты экзаменационных работ:

1. Классическая. (Учащиеся сосредоточили внимание на актуальности избранной темы: целей, задач, поставленных в работе, способах их достижения, раскрытии сути проблемы, выводах, обобщениях).

2. Творческая. (Учащиеся ярко, образно излагают материал, оригинально организуют защиту, готовят сопроводительный материал, оформляют стенды, фотогазеты и т.п.).

3. Индивидуальная. (Эта модель предполагает раскрытие личностных аспектов, обоснование собственных точек зрения, версий, оценок).

В ходе выступления все учащиеся внимательно слушают выступления и комментарии к ним, делают пометки, анализируют, выступают оппонентами, задают вопросы, оценивают.

Критерии рейтинговой оценки выступления учащихся:

1. Содержательность, глубина, полнота и конкретность освещения темы (проблемы).

2. Логичность: последовательность изложения, обоснование выводов фактами, наличие обобщений.

3. Концептуальность изложения: выражение своего отношения к работе, рассмотрение различных точек зрения (концепций).

4. Риторика: богатство, яркое выражение мыслей, правильное, корректное использование понятий, владение исторической и обществоведческой терминологией.

В ходе защиты экзаменационных работ один из членов комиссии зачитывает рецензию, комиссия ставит общую отметку с учетом рейтинговой оценки.

Мысли в подарок

Если хотите иметь успех, вы должны выглядеть так, как будто вы его имеете.

Т.МУР

Проще что-то сразу сделать хорошо, чем потом объяснять, почему это сделано плохо.

ЛОНГФЕЛЛО

Памятка-алгоритм.

Защита реферата.

1. Подготовьте выступление на научно-практической конференции на 8-10 минут. Выберите для себя одну из возможных моделей защиты экзаменационных работ.

2. Во время выступления расскажите о целях, задачах работы, раскройте ее основные положения, покажите свое отношение к проблеме, сделайте аргументированные выводы и обобщения.

3. Используйте иллюстративный материал и оптимальные способы его демонстрации.

4. Контролируйте логику изложения.

5. Регулируйте тембр и громкость голоса, избегайте монотонности в речи.

6. Будьте готовы к дополнительным вопросам по теме реферата, уверенно выражайте свои убеждения, логично стройте свое доказательство.

Татьяна СЕКИРОВА, учитель граждановедения, Муром

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте