В Лаборатории образовательного права Института образования Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики» исследовали опыт борьбы со списыванием и плагиатом среди студентов Великобритании, США, Германии, Сингапура, Швейцарии и Гонконга. Ученые полагают, что ряд методов окажутся полезными и в российском образовании. Они обратили внимание также на меры, которые следует перенять отечественным вузам.
Что означает плагиат
К плагиату относят случаи, когда учащиеся копируют чужие наработки, не указывая их авторство, либо нанимают сторонних авторов, выдавая их работу за свою. Выяснилось, что в академической среде в странах, опыт которых решили изучить исследователи из ВШЭ, весьма серьезно относятся к попыткам мошенничества в обучении.
Например, в высших учебных заведениях США за подобное нарушение студента могут исключить или оставить на второй год, внести сведения о случае плагиата в приложение к диплому. В Сингапуре ответственным становится и соучастник ― например, студент-старшекурсник, который отдал свою прежнюю работу.
За рубежом плагиат воспринимается не только как мошенничество, но и как этическое нарушение. В отечественных вузах отношение к плагиату менее строгое. Больше половины опрошенных преподавателей в качестве наказания предлагали снижение оценки либо вынесение замечания. Допустимым считалось также отсутствие реакции на нарушение.
Какие меры по борьбе с плагиатом можно применить в России
В иностранных вузах используют разные наказания за авторскую нечистоплотность. Так, в Стэнфорде могут отстранить от занятий и даже назначить общественные работы. В Национальном университете Сингапура студент рискует получить неудовлетворительную оценку либо вообще лишиться права на ее получение. В Гонконге нерадивому учащемуся предложат снова выполнить проект, но могут использовать также дисциплинарные меры ― от выговора либо штрафа до отчисления.
В высших учебных заведениях России приняты внутренние правила и нормативные акты, связанные с академическим мошенничеством. Авторы исследования из ВШЭ предложили использовать методы, которые могут принести заметный эффект и сработать на опережение. Так, предлагается проведение нормативных и информационных мероприятий. Стоит создать курс по академической этике, в котором будет дано ясное объяснение понятия плагиата. Кроме того, следует написать инструкции по правилам цитирования и работы с источниками. Аналогичный онлайн-курс был бы актуален также для преподавателей и сотрудников вуза.
Полезно поменять порядок промежуточной аттестации. В настоящее время академическая задолженность грозит лишь за плагиат в курсовых работах и письменных экзаменах. Однако в обычных заданиях курса авторство не отслеживается. Иногда нечестная курсовая работа пересдается без последствий. Исследователи из ВШЭ предлагают при серьезных академических нарушениях оценивать неудовлетворительно знание дисциплины. Помимо этого, можно лишать студента скидки, если он обучается по договору об оказании платных образовательных услуг.
Следует поменять и порядок привлечения к ответственности. На уровне факультетов для этого можно организовать комиссии, в которых станут рассматривать случаи нарушений. Они будут назначать студенту дисциплинарное наказание либо рекомендовать его к отчислению. Могут также призвать к ответственности и соучастника.
Таким образом авторы исследования предложили структурировать работу с академическим мошенничеством, объяснить основные понятия студентам и создать систему наказания.
Комментарии