search
main
Топ 10
Секреты скорочтения: топ-10 упражнений для развития навыков Профессии будущего: куда пойти в ИТ, если ребенок гуманитарий «Будущее Отечества в руках Учителя»: принимаются заявки на профессиональный конкурс педагогических практик Победителя профессионального педагогического конкурса объявили в Алтайском крае Смешанное или гибридное образование: о современных формах обучения рассказали в РАО В Минпросвещения рассказали о единой модели профориентации школьников Главное - не перегибать: финалист «Учитель года-2022» о своем назначении директором и переменах в жизни «Не верю!»: о системе Станиславского, его биографии и театре школьники узнают на «Разговорах о важном» В Роструде назвали самые дефицитные специальности учителей-предметников Не стоит принимать сиюминутные решения: Сергей Кравцов высказался о возможной отмене ЕГЭ Приемная кампания 2023: какие даты нужно знать абитуриентам колледжей Горный университет Санкт-Петербурга вошел в тройку лучших в мире вузов данного направления Быстро и эффективно готовим четвероклассников к выполнению заданий ВПР Первые группы белгородских школьников отправились в путешествия по региону В Челябинской области проведут психологическое тестирование педагогов Чернышенко пояснил, почему России важно обучение иностранных студентов Десять школ в Архангельской области ждет капитальное обновление В Курганской области больше не собираются кормить школьников бесплатными обедами Подписан приказ о возвращении РУДН имени Патриса Лумумбы В России изменится механизм распределения бюджетных мест в вузах
0

Исследование выявило проблемы, связанные с неравенством в образовании в России

На пленарной сессии XVII Апрельской международной научной конференции НИУ ВШЭ \”От широких образовательных возможностей к социальной мобильности через образование\” обсуждались пути преодоления неравенства в образовании. Результаты исследования показали, что ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ.

По словам Исака Фрумина, по-прежнему существует риск получения лучшего образования представителями привилегированных групп, формирования очагов бедности и закупорки каналов социальной мобильности. Приводя пример, эксперт рассказал, что 20 лучших московских школ или в центре, или вдоль красной ветки метро. То есть в больших районах, где живут миллионы людей, нет ни одной школы, дающей образование высшего качества.

Неравенство в образовании влияет и на результаты ЕГЭ: предполагается, что экзамен сегодня — честный и объективный инструмент, однако если его сдает выпускник школы с \”накопленным отставанием\”, он перестает быть честным — ведь вся предыдущая траектория обучения привела к тому, что разные дети находятся в разных условиях.

Чем выше уровень образования, тем лучше видна разница в достижениях между детьми из разных доходных групп, в результате у детей из семей с низким доходом формируются тупиковые карьерные траектории.

Результаты исследования показали, что ключевая проблема российского образования — различия в образовательных достижениях детей из разных школ. В начальной школе для всех должны создаваться равные возможности, но именно на этом уровне происходит неформальная селекция детей, дети из семей с культурным капиталом зачастую учатся по программам повышенного уровня.

\”Целенаправленная селекция происходит в основной школе: уже в 7-8 классе некоторым детям говорят, что им лучше пойти в техникум, потому что ЕГЭ они все равно не сдадут. В результате доля выпускников 9 класса, которые идут получать среднее профессиональное образование, растет — на сегодня это примерно 40% детей 15-16 лет. В техникумы идут в основном дети из бедных семей, тем самым отрезая себе путь наверх\”, – говорится в сообщении вуза.

– В одном из исследований нас поразил вывод, что после 9 класса дети примерно с одинаковыми результатами, но из разных семей, выбирают разные траектории, — отметил Исак Фрумин. — Если семья более образованная, они учатся дальше, менее образованная — уходят из школы. Есть и противоположные примеры, но в целом это так.

Наконец, когда в старшей школе начинается профильное обучение и борьба за поступление в самые престижные вузы, дети из элитных школ, занимающиеся с репетиторами, имеют явное преимущество. \”И хотя в России формально достигнута универсальная доступность высшего образования для выпускников школ, дифференциация между вузами слишком велика: чем выше доход семьи, тем в более престижный вуз поступает ребенок, а ведущие вузы в России финансируются лучше остальных\”, –  констатируют исследователи.

Как заявил Исак Фрумин, говоря о принципах политики укрепления равенства в образовании, нужно серьезно отнестись к задаче дать каждому ребенку возможность получить образование, которое позволит ему выйти на более высокий социальный уровень, — например, не допускать использования своего положения привилегированным группам при неформальной селекции в школах.

\”Надо разобраться, в чем причины отказа от продолжения школьного образования в 10 классе тех детей, у которых оценки не хуже, чем у сверстников. Это рациональный выбор или они не верят, что смогут чего-то добиться? Есть, наконец, семьи, живущие за чертой бедности, для которых, по мнению исследователей, необходимы адресные программы поддержки: вывести детей из этого социального статуса — важнейшая общественная задача\”, – поясняют ученые.

По информации hse.ru

Фото Марии Голубевой

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Новости от партнёров
Реклама на сайте