search
main
0

Испытания в дружеской обстановке. или Диалоги на равных

Так же, как и игра на демократические темы, устные испытания всегда хорошо показывают не только знания, но и прежде всего умение размышлять, думать, анализировать довольно сложные проблемы, что без специальной подготовки, без тренировки на уроках граждановедения почти невозможно. Как и в прошлые годы, ребята и на этот раз показали, как умело они справляются с решением социальных, политических ситуаций, насколько зрелыми гражданами представляют себя, отвечая и на вопросы билета и на дополнительные, которые всегда охотно задают члены жюри, чтобы спровоцировать обсуждение на более высоком, можно сказать, философском уровне. Именно в эти моменты испытуемый и проявляет зрелость суждений, свою гражданскую позицию.

Поддержка молодежи сегодня – . Государство сейчас будет вкладывать в молодых людей для того, чтобы потом получить слой граждан, которые будут строить новые экономические, политические взаимоотношения, поддерживать в свою очередь демократические институты.

Поощрение за выполнение обязанности

В самой младшей группе участников олимпиады, учеников 6-7-х классов, оказались свои мыслители, хотя, конечно, до философских высот представителей старшей группы им подняться весьма трудно. И это понятно. Встречаются совсем юные пианисты, художники, математики, но юных философов, мыслящих не по годам глубоко, отыскать трудно, потому что даже обширные знания не заменят необходимого жизненного опыта. Итак, первая ступень, с которой обычно начинают свой путь на олимп многие участники, – младшая группа.

Арсений УРБАН написал хорошую письменную работу. Он вообще отличается умением четко, логично выражать свои мысли, свое мнение, это он хорошо продемонстрировал в своих небольших заметках, которые были опубликованы под рубрикой «Страница юного гражданина» в «Граждановедении». Арсению предстояло ответить на вопрос: какое значение имеет предвыборная кампания?

Мальчик, заметно волнуясь, перечисляет: это выступление по телевидению, в газете, реклама – плакаты, листовки.

Татьяна Юрьевна ИВАНОВА, которая всегда вместе с другим преподавателем из Раменской гимназии Галиной Константиновной СМИРНОВОЙ экзаменует самых маленьких, чтобы помочь Арсению справиться с волнением, очень тихо, очень спокойно, как по секрету, задает наводящий вопрос.

– А какое значение это имеет для избирателей, для самих кандидатов?

– Все это делается для того, чтобы люди как можно больше узнали о своем кандидате, а он мог представить свою программу.

Галина Константиновна: А кто еще ведет предвыборную кампанию?

Аресений: Доверенные лица, представители его партии.

Татьяна Юрьевна: А кого ты знаешь из политиков?

Мальчик называет: Немцов, Хакамада, Жириновский. Однако Арсений, очевидно, так и не справился с волнением, потому что когда его попросили почитать собственные стихи о выборах депутата, которые он приводил в своей письменной работе, он не смог вспомнить их полностью. Но ему не стоит огорчаться, у него впереди несколько олимпиад, и уже ко второй он наверняка сумеет собраться, тем более что первый опыт показал, что экзаменаторы очень доброжелательные люди.

Ярослав ЗВЯГИН из Липецкой области говорит о правах человека. Права человека – высшая ценность человека. Есть право на жизнь, на имя, право на семью, право на частную жизнь, на охрану здоровья, на труд.

Татьяна Юрьевна: Зачем человеку нужны права?

Ярослав: Они нужны для того, чтобы люди могли нормально жить.

Татьяна Юрьевна: Может быть, они не обязательны?

Ярослав: Если бы не было права на жизнь, люди по малейшему поводу убивали бы друг друга, не боясь, что их накажут.

Татьяна Юрьевна: А в нашей сегодняшней жизни это происходит?

Ярослав: Происходит. Но человека, совершившего убийство, ждет суровое наказание.

Татьяна Юрьевна: Зачем еще нужны человеку права?

Ярослав: Это поощрение за выполненные обязанности.

Оля ЛЕВИНА исследует проблему, в чем причина правонарушений. Главная причина, по ее мнению, состоит в том, что люди очень часто не знают своих прав и не умеют их соблюдать. Далеко не все люди обладают правовой культурой. Далеко не все законопослушны. В эпоху тоталитаризма постоянно нарушались права человека. За нарушение закона может быть дисциплинарное, административное, уголовное наказание.

Татьяна Юрьевна: А сейчас нарушаются права человека? В чем причина? Примеры.

Ольга: Кто-то решил послушать музыку поздно вечером, он включил ее на полную мощность, хотя за стеной лежит тяжелобольной человек. Он не уважает права другого.

Галина Константиновна: А каковы причины уголовных преступлений?

Ольга: Причиной может быть зависть, месть. Если кто-то считает, что сможет избежать наказания.

Галина Константиновна: А бывает, что люди знают законы, но все равно их нарушают? Почему?

Ольга: Кто-то совершает кражу, потому что не может обеспечить свою семью, на это его толкает жизненная необходимость. Он ищет более легкий путь. Но это незаконно, безнравственно.

Второй вопрос звучал так: методы поддержания дисциплины в школе.

Для того чтобы в школе была нормальная дисциплина, нужен устав, нужно, чтобы дети хорошо знали свои права и обязанности.

Татьяна Юрьевна: Если ребята знают школьный устав, нарушений будет меньше?

Ольга: Не всегда. Нужно воспитать ответственность, желание уважать права других.

Галина Константиновна: Какие методы применяются к тем, кто нарушает дисциплину?

Ольга: Снижают оценки. Вызывают к директору. Заставляют внести штраф за разбитое стекло. Пишут замечание в дневник тем, кто опаздывает на уроки.

По-доброму улыбаются и по-доброму спрашивают

Во второй возрастной группе и вопросы сложнее, и ответы более развернуты, и рассуждения серьезнее, глубже. И это понятно. Разница в возрасте, разница в количестве освоенного материала. И не только. Подростки в 8-9-х классах имеют уже и жизненный опыт другой, с высоты которого они по-иному воспринимают многие вещи, многие понятия, которые им казались сложными в 6-7-х классах.

У ребят этой группы тоже свои постоянные экзаменаторы – кандидат педагогических наук Евгения Сергеевна Королькова и кандидат исторических наук Ольга Викторовна Кишенкова. Те, которые уже успели ответить, выходя в коридор, успокаивают тех, которым еще предстоит испытание: «Не бойтесь, они (члены жюри) по-доброму улыбаются и по-доброму спрашивают».

И действительно, здесь тоже обстановка доброжелательная, располагающая к беседе, за которой подростки забывают о своих опасениях и легче вспоминают то, что запрятано где-то в глубине памяти.

Маша ТАРАСОВА довольно бойко, с явным знанием материала рассказывает о том, что собой представляют парламентская и президентская республики, чем они отличаются. В качестве примера президентской республики она называет США и Россию, а парламентской – Италию и Англию.

Евгения КОРОЛЬКОВА: Англия не очень подходит для примера, потому что это парламентская монархия.

И тогда Маша подробно рассказывает о государственном устройстве Великобритании, о роли премьер-министра и королевы в ней.

Кристине КОРОВИНОЙ из Екатеринбурга пришлось размышлять о роли СМИ в жизни общества. По ее мнению, средства массовой информации все более становятся четвертой властью. Они особенно большое воздействие на людей приобретают во время выборов. Телевидение, печать сильно влияют на отношение избирателей к тому или иному кандидату, часто манипулируют их мнением. Примером отсутствия цензуры может служить существование политического плюрализма во время предвыборной кампании. Нередко представители власти пытаются подчинить СМИ своему влиянию.

Евгения Сергеевна: Каким образом человек может противостоять манипулированию СМИ?

Кристина: Есть очень простой способ: не смотреть определенные передачи. А тот, кто владеет политической культурой, сам может сравнивать противоположную информацию и делать для себя выводы, научиться отделять правду от лжи.

Второй вопрос требовал от Кристины философского осмысления. Надо было высказать свое собственное мнение по поводу известного изречения: «Кто посеет привилегии, тот пожнет революцию».

Сначала старшеклассница разъясняет, что такое привилегии. Это исключительное положение относительно небольшого числа людей над остальными. При этом нарушаются права других. Например, неприкосновенность депутатов.

Евгения Королькова: В чем заключается неприкосновенность депутатов?

Кристина: Без решения Госдумы депутата не могут арестовать.

Евгения Королькова: В демократических странах существуют привилегии?

Кристина: Нет, потому что там равноправие.

Поддержка молодежи –

это инвестиции в будущее

Ребята из самой старшей группы многие суждения высказывали на уровне студентов первого-второго курсов. И это особенно радует их экзаменаторов: кандидата педагогических наук Наталию Воскресенскую и кандидата исторических наук Андрея Иоффе. Екатерине Романенко нужно было порассуждать о том, что понимается под конституционным строем. Она подробно рассказала о федеративном устройстве нашей страны, о том, что сегодня намечается тенденция к укрупнению регионов, которое ей кажется необходимой потребностью. «Если две территории объединяются, значит, для этого есть какие-то предпосылки: экономическая общность, политическая база. Территории должны быть друг в друге заинтересованы, и тогда это будет плодотворное объединение.

Андрей Иоффе: Что у нас наиболее успешно в нашем конституционном строе?

Катя: Я считаю, что политическое многообразие. Правда, последние выборы внесли в это какие-то изменения. Теперь в парламенте, к сожалению, представлен не весь спектр политических интересов. Но тем не менее в России есть все разнообразие политических партий – от левых до правых. И левоцентристские, и правоцентристские, радикалы. Нет той ограниченности, которая мешала бы человеку выбрать какую-то политическую линию, к которой он мог примкнуть. Если есть только левые и правые партии, то человеку нельзя выбирать что-то между ними. У нас любому человеку легко найти партийную программу, которая наиболее его устраивает.

Второй вопрос – творческий: разработать закон о молодежи. Для составления его необходимы довольно широкий кругозор и понимание проблем молодежи в сегодняшней России. Посмотрим, как Катя с этим справилась.

Она уверена, молодежные организации должны быть независимыми от властных структур. Девушка рассказала о программе движения «Идущие вместе». Помощь детям, оставшимся без семьи». Они заботятся о ребятах из детских домов, помогают им морально и материально. Хорошо, что есть такая акция, им никто не мешает ее проводить.

Молодежь надо поддерживать как во время учебы, так и после, помочь молодому человеку с трудоустройством. Молодой человек должен быть уверен в своем завтрашнем дне, чтобы прогнозировать свое будущее и строить свою жизнь самостоятельно.

Молодежь – это широкий социальный слой, поэтому она имеет право на представление своих интересов в парламенте.

Должна быть поддержка молодежного творчества – различных конкурсов, фестивалей, молодежных клубов, чтобы помочь каждому реализоваться во время досуга. Для молодого человека очень важно понять, что он будет услышан.

Молодые люди – очень уязвимый социальный слой, очень неустойчивый, потому что они не имеют экономической самостоятельности, идеологической самостоятельности. Именно поэтому необходимо защищать интересы молодежи, создавать комитеты по делам молодежи, расширять их полномочия. Надо учитывать, что молодежь – это будущее страны.

Поддержка молодежи сегодня – это инвестиции в будущее. Государство сейчас будет вкладывать в молодых людей для того, чтобы потом получить слой граждан, которые будут строить новые экономические, политические взаимоотношения, поддерживать в свою очередь демократические институты.

Наталия Воскресенская: Как вы относитесь к тому, чтобы ввести платное высшее образование или частично платное? Некоторые ученые говорят, почему налогоплательщики должны оплачивать обучение в вузах, если их собственные дети в них не учатся?

Катя: Я считаю, что образование, в том числе и высшее, должно быть бесплатным. И всех выпускников вуза, независимо от того, частный он или государственный, государство должно трудоустраивать. Если оно будет решать и эти вопросы, то оно будет по-настоящему социальным.

Андрей Иоффе: Как вы считаете, молодежь обязательно должна служить в армии?

Катя: Я считаю, что мужчина обязательно должен служить. Но, по Конституции, у человека есть право на альтернативную службу. Он может ее выбрать, если служба с оружием в руках противоречит его убеждениям, но долг перед страной он должен выполнить: тогда пусть выбирает альтернативную службу.

Ольге Смирновой предстояло раскрыть принцип идеологического разнообразия и доказать важность его для демократического общества.

При демократии, утверждает Ольга, очень важен принцип идеологического разнообразия. Он зафиксирован в Конституции РФ. А также в Законе о политических партиях.

Идеологическое разнообразие включает в себя несколько параметров. Прежде всего свободу вероисповедания. Церковь у нас отделена от государства, поэтому никакая религия не может быть признана обязательной или государственной. Человек вправе выбирать себе религию. Существует многообразие политических партий. Каждый может принадлежать к какой-то партии или не принадлежать ни к какой. Все политические партии равны перед законом. Государство не должно никакой из них отдавать предпочтение. Существуют разнообразные общественные организации, которые могут не иметь статуса политической партии, но свои идеологические потребности человек может реализовать через общественную организацию.

Очень важна свобода убеждений. Человек имеет право не только исповедовать какие-то убеждения, но и действовать в соответствии с ними. Это право защищает закон. К идеологическому многообразию можно в какой-то мере отнести национальное многообразие. Каждый имеет право определять свою принадлежность к какой-то нации, имеет право указывать ее, в то же время никто не имеет права принудить ее указывать. Человек имеет право обучаться на родном языке.

Какие существуют идеологии? Идеологическое разнообразие позволяет друг с другом спорить. Самые распространенные политические идеологии – либеральная и консервативная. Есть еще коммунистическая, социал-демократическая, националистическая.

С точки зрения идеологии человек выбирает свое отношение к религии, к семье, к обществу, государству, власти, все оценивает с позиции идеологии. Если в науке есть конкретные факты, то в идеологии – одна общая линия, которой все подчиняется. Демократическое общество дает возможность человеку исповедовать свою идеологию. Тут важную роль играет толерантность. Без толерантности всякая идеология категорична. В тоталитарном режиме существует моноидеология, которая подавляет индивидуальность человека, насаждает культ личности.

Наталия Воскресенская: Вы назвали две основные идеологии, поясните их, только коротко.

Ольга: Либеральная – либерти – это свобода, она предполагает экономическую свободу человека, свободу общественную. Основной принцип консерваторов: то, что можно не менять, менять не нужно. Сейчас эти две идеологии в какой-то мере сближаются, и получается неолиберализм и неоконсерватизм.

Андрей Иоффе: ЛДПР – партия либеральная?

Ольга: По названию – либеральная, а по сути – нет. «Яблоко» и «Союз правых сил» наиболее либеральные партии.

Ольге при ответе на второй вопрос нужно было составить законопроекты о борьбе с терроризмом в России.

Ольга: Опыт борьбы с терроризмом известен еще с царских времен. Лорис-Меликов успешно боролся с терроризмом, его опыт можно использовать и сегодня. Он стоял за либерализацию общества, и притом за жесткую борьбу с террором.

Нужно, чтобы экономического противостояния в обществе не было. Когда большая амплитуда между богатыми и бедными, то это рождает противоборство, рождает зависть.

Считаю, что закон о терроризме должен быть создан в рамках УК. В первом пункте я бы обозначила, что такое терроризм, какие преступления квалифицируются как терроризм и какую опасность он представляет для граждан, для стабильности общества. Обратила бы внимание на то, как общество само должно противостоять терроризму. Сюда надо отнести разжигание социальной, национальной, идеологической розни. Что нужно предпринять для профилактики. Должно меньше насилия показываться на телевидении, в средствах массовой информации. Это создает почву для терроризма. Я считаю, что распространение нецензурной лексики тоже относится к преступлению, это самая грубая форма речевого насилия. Это фон общественный, по которому можно судить, есть почва распространения насилия или нет. Это тоже подрывает стабильность общества.

Ответы старшей группы были более пространными. И в этих объемных ответах экзаменаторам, 12-15 лет назад задумавшимся о гражданском воспитании детей, о подготовке их к жизни в новой России, отрадно было видеть, что они, сегодняшние школьники, и будут теми активными и ответственными гражданами, которых они мечтали в те годы увидеть.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте