search
main
0

Испытание дорогой. Везде другая жизнь. Наблюдай, изучай, впитывай..

…До сих пор помню наш поход с восьмилетним сыном в Крымские горы. Мы приблизились к гряде, над которой висело будто гигантскими шпагами пронзенное солнечными лучами облако, и сын сказал мне: «Папа, давай поднимемся выше облаков». Трудный и утомительный это был подъем. Однако когда мы через пару часов все-таки преодолели крутой склон и вышли на яйлу, то оказались действительно выше облаков. Сын подошел к скале, глянул вниз и сказал: «У меня от страха, восторга и удивления аж кончики пальцев занемели». Мы еще долго шагали вместе по жизни. И оба часто вспоминали тот поход. Теперь сын уверенно прокладывает свою тропу, самостоятельно карабкается по крутым склонам к своей вершине.

От первого несмелого шажка за яичком-белокоркой (так в старину детей учили ходить) судьба ведет человека по разным шляхам и тропкам. Где торный большак, где узенькая стежка, там и жизненный путь человека. Там и его будничные хлопоты, там и опыт старших, и мудрость предков. Ребенок делает первые шаги по дороге жизни, держась за руку взрослого – учителя, педагога, воспитателя. Не страшно, если тропа эта уведет от родного порога. Рано или поздно к нему она и вернется. При этом крепко и надежно, на всю жизнь запомнятся ее уроки. Речь о пути, по которому ведет нас судьба, но и о конкретной дороге, которую конкретно и целенаправленно осиливает путник. Я уверен, что Путешествие – лучшая (элитная!) школа жизни. Дорога ходоков в лицо не знает. В душу к путнику не лезет. Ей безразлично, кого и по какой причине одолела охота к перемене мест. Дороги хоть и проложены когда-то людьми, однако же, перекроив мир, стали частью природы. И человеку приходится как бы заново познавать, что есть дорога и ее законы. Они просты, мудры и очень насущны. Привычная домашняя дума (хоть и модно выряженная и целомудренно застегнутая на все пуговицы ученого мундира) для их постижения не годится. Все придет само собой, в свое время. Чем длиннее пройденный путь, чем сложнее его преодоление, тем увереннее шаг по жизни. Ее коренные основы легко и просто распознаются в деталях дорожного быта. В нем порою решение запутанных житейских проблем, ответы на самые сложные вопросы бытия. Попутье и закаляет, и воспитывает, и наставляет, и учит, и утешает. «Via est vita», – говорили древние, задумываясь о жизненной цели человека. «Дорога – это жизнь» – кратко, емко, точно. На все времена. Для всех возрастов.Родители являются первыми учителями и воспитателями своих чад. Вместе с детьми, рядом с ними, одним делом, одной заботой, одним миром и духом – это основа эффективной семейной педагогики. В полной мере она может быть реализована во время совместного путешествия. Ребенок учится видеть мир во всем его разнообразии, воспринимать его противоречия как суть бытия, чувствовать свою причастность ко всему происходящему вокруг.Тот, кто много путешествует, будь то взрослый, ребенок или пожилой человек, чувствует себя не только более счастливым и знающим, но и более уверенным в себе. Регулярно вояжирующие люди более спокойны и выдержанны, что немаловажно в нашем стремительно меняющемся и подчас нестабильном мире. Путешествия развивают в человеке немало положительных качеств: способность быстро приспосабливаться к новым людям и обстоятельствам, умение находить выход из самых нестандартных ситуаций. Заядлые путешественники меньше подвержены страхам, у них больше и разнообразнее жизненный опыт, они имеют богатые навыки общения, в том числе и с представителями самых экзотических национальностей и культур.Покорять огромные дикие пространства дано немногим. Однако я уверен, что в увлекательное путешествие с «приключенческим» окрасом можно превратить и прогулку в ближайшую рощу, и вылазку за грибами, и туристическую поездку, и совместный велосипедный поход во время отпуска. Кого из нас в детстве не манила уходящая за горизонт дорожная колея? Кому не хотелось попасть в края, в которые улетают на зиму птицы, и узнать, куда исчезает заходящее солнце? Зов дороги – это зов детства. Можно даже решиться и на такой поступок, какой совершила австралийка Чири ван Вийк. Расставшись с мужем, она осталась одна с четырехмесячной дочкой и двумя сыновьями – пяти и трех лет. Вместо того чтобы впасть в отчаяние, Чири, которая всегда любила путешествия и приключения, решила полностью изменить жизнь своей семьи. Она продала все, что могла, купила фургон и отправилась с детьми в путешествие по Австралии, которое продолжается и по сей день. По словам Чири, у кочевой жизни множество преимуществ перед оседлой. Во-первых, она гораздо дешевле. Во-вторых, они с детьми постоянно вместе, между ними установились очень прочные связи, которые уже не разрушит ничто. В-третьих, дети наслаждаются такой жизнью на природе, в пути, с постоянной сменой впечатлений. Дети узнают много нового и учатся естественным образом. «Мы никуда не спешим и перемещаемся в том темпе, который нам комфортен», – говорит Чири….Везде, вокруг другая жизнь. Наблюдай, изучай, впитывай ее, а может, и примеряй на себя. После очередной экспедиции я переполнен впечатлениями, которые, если их разложить по полочкам, составляют весьма солидный информационный багаж. Годы учения поэт Максимилиан Волошин считал вычеркнутыми из жизни – ни гимназии, ни университету «не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью» («Автобиография»). Сентенция, безусловно, более чем спорная. На нее имеет право разве что поэт. И то не каждый. И все же доля истины в ней есть. «Непременное качество всех путешествий – обогащать человека огромностью и разнообразием знаний», – писал Константин Паустовский. Из своего путешественного опыта добавлю: прежде всего знаний практических. Школьная теория плюс путешественная практика – вот то, что превращает знание в великую, максимально эффективную и плодотворную силу. «Моими университетами» назвал Максим Горький свою автобиографическую трилогию, состоящую в том числе и из странствий по России. Науки о путешествиях не существует, однако если б можно было присваивать путникам ученые степени, то путешественник, скажем, пешком обогнувший земной шар или совершивший кругосветное плавание, вполне заслуживал бы звания академика. Детский сад, школа, вуз, аспирантура, академия, профессорская кафедра – все это путешественные ступени, которые отсчитывает путешественник после каждого похода, экспедиции.Мои скитания по разным земным протяжениям – это моя школа жизни. И на уроках этой школы я вдруг понял однажды, что жизнь мне навязала не дорогу, а вовлекла в некую игру. Впрочем, вовлекла не только меня одного… Детям нужна игра, нужна сказка. И игровых моментов, и разных сказочных див с лихвой хватает в дороге. Я убежден, что из благоденствия и уюта не проистекает ничего необычного и удивительного. Только в азарте поиска, в творческом порыве, на жизненном изломе происходят всякие чудесные вещи. Дорога азартна и «взрывоопасна» приключениями, она полна неожиданностей и авральных ситуаций, которые и рождают дива, одаривают чудесами.Принято думать, что, играя, мы развлекаемся, а развлекаясь, отвлекаемся, отдыхаем от серьезных дел. А может, все-таки игра – это тоже дело? Во всяком случае, для ребенка игра – это серьезная работа. Во время самых разных игровых ситуаций во время путешествия ребенок овладевает самыми различными практическими знаниями, умениями и навыками, которые не носить за плечами по жизни. Есть целые отрасли знаний, входящие в обязательные школьные предметы, которые лучше всего усваиваются в дороге, в игровом общении с людьми другой культуры, носителями других языков. Речь именно о них. Сколько иностранных языков ты знаешь, столько раз ты человек. Полиглотом можешь ты не быть, но выучить второй, а желательно, еще и третий язык… ладно, пусть не обязан, но все же постарайся, будь человеком, приложи все силы, чтоб заговорить по-английски или овладеть немецким. Существуют десятки самых разнообразных обучающих методик. Одна из наиболее эффективных – изучение языка в той среде, где он функционирует на простом бытовом уровне. Ты каждый день вынужден повторять чужие слова и фразы, необходимые в данной языковой среде. А повторение, как известно, мать учения. Повседневное живое общение с местным населением развивает навыки разговорной речи, позволяет узнать много новых слов, соприкоснуться с особенностями местного произношения. Особенно это важно для детей, которые с раннего возраста изучают тот или иной иностранный язык. Вспоминаю, как в Индии я однажды заночевал в винной лавке. Помогая приютившему меня индусу отпускать товар, я быстро освоил счет на местном наречии.Пожалуй, главная родительская проблема – здоровье ребенка. Можно всячески предохранять его от различных хворей, пичкать модными пилюлями (их сегодня в аптеках предостаточно на любой вкус и искус), внимать светилам медицины, а можно просто вспомнить старый добрый лозунг: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья!». Вспомнить и претворить в жизнь. Имеется в виду благотворное, а часто и прямо целебное воздействие на человека природы. В полной мере ее благами одаривает именно дорога. За ее природными лекарствами не надо идти на поклон к врачу. Достаточно решиться и сделать шаг за порог.Таджикский дальнобойщик, который подвозил меня, когда мы спустились с перевала и устремились вслед за мутным потоком пограничного Пянджа, рассказал, что несколько лет назад река разлилась и заполнила все ущелье. Вода тут же скрыла обрывистый край узкой дороги. Однако движение по тракту не прекращалось. Уникальный опыт и чутье памирских дорожных волков тут ни при чем. Положение спасла детвора из окрестных кишлаков. Ребятишки по колено в ледяном стремительном потоке выстраивались вдоль противоположного от скальной стены края дороги, обозначая этим невидимую под водой ее обрывистую кромку. Шоферы, медленно проезжая мимо юных героических памирцев, одаривали их горстями сладостей и мелких монет. В жизни нередко случаются ситуации, когда нужно быстро и решительно переломить ситуацию, одним ударом разрубить житейский узел, совершить поступок. У многих на это не хватает ни сил, ни энергии, ни воли. Жизнь прожить – не поле перейти. Однако и на поле, через которое приходится мерить шагами в пути, случаются колдобины и ямы. И нередко дорожная ситуация не оставляет тебе выбора, буквально заставляет преодолевать препятствия. Быстро и решительно. Так приобретается опыт. И обретается уверенность, что если ты смог это сделать в экстремальной походной ситуации, то сможешь и в жизни. Во время странствия по святым местам Земли обетованной в городке Мицпе-Рамон, расположенном посреди пустыни Негев, возле супермаркета встретилась мне большая разношерстная и разновозрастная группа паломников. Когда-то именно этой «пустою и необитаемою землей сени смертной» сорок лет выводил из египетского плена Моисей своих соплеменников. Сегодня тут от оазиса к оазису «гуляют» (такое словечко нередко употребляли встречные, характеризуя мое путешествие, наверное, желали подчеркнуть его приятность) тысячи израильских туристов – паломников, повторяя путь предков. Среди них немало молодых людей. «Такими походами, – объяснила мне одна бравая девчушка, согнувшаяся под тяжестью огромного рюкзака, – мы обычно отмечаем окончание школы или армейской службы» (в Израиле на военную службу, как известно, призываются и девушки). Испытание дорогой – последний урок, закрепляющий ранее полученные знания, последняя проверка, своеобразный выпускной экзамен. После него жизнь не станет легче и яснее. Просто приходит понимание того, что дорога, которую ты прошел и которая тебе еще предстоит, не просто жизнь, которая дана судьбой, которая есть, а все-таки best vita.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте