Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Использую вариант «отметка с отсрочкой». Методы организации языковой и социокультурной адаптации детей из семей мигрантов

УГ - Москва, №14 от 4 апреля 2017. Читать номер
Автор:

​Я классный руководитель 7-го класса. Это поликультурный коллектив, в классе учатся дети мигрантов. Кроме того, среди моих учеников ребята с ограниченными возможностями здоровья. Работа с поликультурным классом имеет определенные особенности: у учеников разный семейный уклад, несхожие традиции, вероисповедание, отношение к жизни… Но что же общее? Общее – это детский мир, на который мы можем воздействовать, чтобы создать благоприятные условия для развития личности, учебной мотивации и самореализации.

Организация работы в поликультурном классе осуществляется мною следующим образом.Первый шаг: общение с родителями. Необходимо понять, что ребенку важно, чем он живет, что формирует его характер. Иногда разговор с родителями происходит через «переводчика» – нашего ученика (их сына или дочери), так как не все мамы и папы являются носителями русского языка, а их дети адаптируются быстрее.Шаг второй: налаживание атмосферы в классном коллективе. Первый классный час в 5-м классе проходит в доверительной обстановке. Мы садимся в круг и начинаем передавать друг другу мягкую игрушку с заданием: «Расскажите нам и плюшевому другу, что вы умеете делать лучше всех». Этот психологический прием очень сближает ребят. Они видят не цвет кожи и разрез глаз, а общие интересы, увлечения, удивительные возможности одноклассников.Шаг третий: разобраться, чем помочь.Наблюдая за поведением учащихся, классный руководитель отмечает те моменты, когда ребята испытывают затруднения. В московских школах есть органы соуправления, в том числе классный отдел шефской работы. И тогда сами одноклассники с подачи классного руководителя помогают адаптироваться ребятам: не дают им заблудиться в школе – доводят до нужного кабинета; привлекают к общественной работе, к участию в спортивных или творческих мероприятиях. Шаг четвертый: работа учителя-предметника. Я преподаю русский язык и литературу. Нарабатываю определенные виды деятельности, заданий для работы в поликультурном классе не только для языковой, но и социокультурной адаптации детей. На своих уроках я стараюсь, чтобы мои учащиеся работали по заповедям академика Д.С.Лихачева: «Не помысли народ свой врагом других народов», «Уважай мысли и чувства братьев своих». Поэтому говорю и о толерантном поведении, и о нравственном воспитании. Такой предмет, как литература, в силу своей специфики напрямую выходит к проблемам морали.Остановлюсь подробнее на некоторых современных видах организации учебной работы и приемах, позволяющих заинтересовать ребят.Во-первых, это исследовательская работа по ходу изучения художественных произведений из культурного наследия разных народов России и зарубежной литературы. Нужно привести примеры из текстов произведений, характеризующие любовь к родным местам, уважение к старшим, отношение подростков друг к другу, к учебе; выявить общие высокие моральные качества людей. Дети охотно замечают, что дорого сердцу героев произведений, и появляется шанс, что эти взгляды, принципы и любовь к малой родине они начнут переносить из книг в повседневную жизнь. Во-вторых, применяю метод синквейна. К примеру, использовала его в 6-м классе при изучении сказки-были А.П.Платонова «Неизвестный цветок». После прочтения и обсуждения художественного текста мы вместе с ребятами составили синквейн: Милосердие – 1) внимательное, небезразличное;2) выслушать, поддержать, помогать;3) протянуть руку помощи;4) любить.А с 11-м классом мы составили синквейн, изучая произведения о любви А.И.Куприна и И.А.Бунина. Посмотрите, какие ассоциации вызывают у старшеклассников эти повести и рассказы:Любовь -1) неразделенная, взаимная;2) приходит, окрыляет, исчезает;3) удержать ее умеют единицы;4) мечта.В-третьих, я использую проектную деятельность. Она подразумевает длительную работу над определенной темой. Ребята получают задание и узнают порядок организации сбора материала, его обработки и воплощения результатов в отчете. При выполнении проекта они учатся видеть частное в общем, замечать человека, личность среди других. Вот какой план я предложила ребятам для проектной работы по изучению народного эпоса (5-6-м классам по разным программам – киргизский, абхазский, кавказский, карело-финский):- Как изображается родная природа в произведении?- Какие народные традиции нашли отражение в художественном произведении?- Что ценили и кого почитали в народе?- Кем является главный герой? С чем связан выбор его имени?- Какими качествами он обладает?- За что борется герой, кого защищает?Приведу пример краткого вывода после изучения киргизского эпоса «Манас»:- родина описана с любовью; – прославляется мирный труд; – почитание предков; – мифологическое начало героя; – смелый, мудрый, бесстрашный; – объединяет разрозненные племена, защищает родные земли от набегов неприятеля, а погибает тогда, когда сам захватывает земли.Такая работа может быть оформлена как презентация, а может стать инсценировкой народных традиций в рамках урока. В-четвертых, изучаю с детьми устное народное творчество. Мы сравниваем сказки народов России и пробуем выделить общие нравственные ориентиры. Также не забываем о малых жанрах – на уроках и во внеклассной работе подбираем пословицы-синонимы, аналогичные для разных народов. Этот поиск фраз, подразумевающих одно и то же, нравится учащимся, так как им интересно найти схожее в народной мудрости.И, в-пятых, своим ученикам я предлагаю темы по развитию речи: «Мои лучшие черты», «Мой лучший друг», «Моя семья», «Мои друзья», «Когда я стану взрослым», «Если я увижу беспомощного (больного, престарелого, маленького человека), то…», «Когда ко мне обратятся с просьбой дать совет в трудную минуту, то я…». Размышления, рассуждения на подобные темы учат сопереживать, уважать товарища, взрослых, понимать ценность человеческого общения.Работа на уроках русского языка иногда осложняется тем, что некоторые учащиеся плохо говорят, пишут, читают по-русски. На устранение этой преграды требуется определенное время. Конечно, это колоссальный труд и для ребенка, и для учителя. Здесь я уже больше использую упражнения на сравнение, заучивание словарных слов, задания по образцу и т. д. Очень важно не здесь и сейчас оценить возможности ребенка, а дать ему время научиться. Я использую вариант «отметка с отсрочкой»: ошибся – разберись, исправь ошибку, тогда и результат будет долгосрочным.Светлана ШЕВЧЕНКО, учитель русского языка и литературы школы №629


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту