Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Директорский клуб

Использование приемов коучинга в начальной школе

Учительская газета, №40 от 27 января 2021. Читать номер
Автор:

Атмосфера творческого потока способствует прохождению этапов любого эффективного урока. Современный учитель должен быть хорошим коучем, чтобы помогать ребенку планировать свои действия и распределять ресурсы. Своим опытом делится участник Всероссийского открытого форума с международным участием «Образование: взгляд в будущее», организованного Малой академией наук «Интеллект будущего», на конкурсах и очных проектах которой представлены лучшие образовательные практики педагогов нашей страны.

Методы и техники коуч-подходов различны. Основные инструменты коучинга, применяемые в педагогике: сфокусированное слушание (я использую «прием Чебурашки»), создание доверия (раппорт), трансформационные, сильные вопросы, формат конечного результата, SMART – правила формулирования цели, намерения, желания, шкалирование, колесо баланса.
На уроках эффективно срабатывает прием шкалирования – можно измерить не только знания, но и эмоциональное состояние детей.
При объяснении нового материала использую прием сфокусированного слушания. Очень нравится ребятам, когда выстроен диалог на вопросах. Сильные коучинговые вопросы: «Какое занятие (урок) приносит тебе самое большое удовольствие?», «Какой вопрос (задание) был(о) самым легким?», «Чем бы тебе хотелось заниматься больше (меньше) в школе?», «Что хорошего произошло сегодня с тобой?»
Уже во втором классе на уроках литературного чтения пробую вводить «Колесо баланса». Делим круг на сектора и отдаем предпочтение тем или иным героям. Учитывая возраст ребят, использую при этом не элемент шкалирования, а цветовую гамму.
С большим интересом вовлекаю в коучинговые технологии и родителей.
Так, на родительском собрании в первом классе я ознакомила родителей с техникой «Линия времени». Линия времени – удобный образ для определения целей и шагов их реализации. Эта техника помогает целостно и эффективно планировать будущее, учитывая как краткосрочные, так и долгосрочные цели.
Работа выстраивалась индивидуально. Родителям было предложено нарисовать схематически линию времени и обозначить для себя реализуемый проект. С помощью сильных вопросов и видения формата конечного результата каждый представил себе, каким именно их реализуемый проект будет через месяц. Что будет, если бы задуманный проект уже реализовался? Что изменится, какие результаты будут достигнуты? Что будет происходить с вами, вокруг вас, вокруг этого проекта? Далее предлагалось заглянуть в будущее и описать, какой результат хотелось бы иметь к тому времени. Что уже сделано для того, чтобы добиться этого результата? На определенный промежуток времени были прописаны конкретные действия (шаги).
Моему удивлению не было предела, когда на родительском собрании во втором классе часть родителей поделилась своим результатом. Мы проработали еще одну технику «Колесо баланса».

Я считаю, что современный учитель должен научиться ценить в ученике не столько умение читать, считать и решать задачи, сколько положительное отношение к самому себе, уверенность в своих силах, открытость к внешнему миру. Система взаимоотношений детей, родителей, учителя – все это в полной мере помогает реализовать методика коучинга.
Елена ПРОСКУРНЯ, МАОУ «СШ», Кондратово, Пермский край

Комментарии


Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt