Система образования Чеченской Республики активно развивается и реформируется, она прочно вписалась в единое образовательное пространство Российской Федерации. О ее особенностях, состоянии и перспективах мы беседуем с министром образования и науки ЧР Исмаилом БАЙХАНОВЫМ.
– Исмаил Баутдинович, какие этапы можно выделить в истории развития и становления системы образования республики за последние 17 лет?- Первый этап (2000-2008 годы) связан с восстановлением и строительством образовательных учреждений. Начало ему было положено с момента подписания первым Президентом Чеченской Республики Героем России Ахматом-Хаджи Кадыровым указа о деятельности Министерства образования и науки Чеченской Республики.Второй этап (2009-2013 годы) – формирование материально-технической базы и модернизация системы образования. И, наконец, третий этап, стартовавший в 2014 году, выводит на первый план вопросы повышения качества образования и создания условий для реализации образовательных программ в соответствии с требованиями федеральных государственных образовательных стандартов.Хочу также подчеркнуть, что последние три года для образовательной системы Чеченской Республики отмечены масштабным строительством новых образовательных организаций. За этот период открыто 48 новых школ, в 29 школах и 37 спортивных залах проведен капитальный ремонт, в 65 организациях оборудованы спортивные площадки. Только с начала 2018 года нами открыты три новые школы. Глава Чеченской Республики Герой России Рамзан Ахматович Кадыров уделяет развитию образования особое внимание. Он сделал образование приоритетной сферой, понимая, что от его развития зависят благополучие чеченского народа и процветание региона. Глава республики достойно продолжает дело своего отца – первого Президента Чеченской Республики Героя России Ахмата-Хаджи Кадырова, чьи слова «Учитель создает нацию!» стали лозунгом и руководством к действию для каждого работника системы образования.- Каковы запросы населения в плане получения образования? Кем хотят стать современные дети и куда предпочитают поступать?- К сожалению, в республике пока еще наблюдается дисбаланс между спросом и предложением услуг профессионального образования, что приводит к росту числа незанятых молодых людей: студенты с «престижными» корочками юристов, управленцев, экономистов и т. д. чаще остаются без работы и вынуждены трудоустраиваться не по специальности. В связи с этим Министерство образования и науки Чеченской Республики расширило услуги профессионального образования путем увеличения контрольных цифр приема, что позволило на новый, 2017-2018 учебный год привлечь большее количество выпускников школ в профессиональные образовательные организации.Более того, системно проводится работа с родителями и с самими выпускниками по профориентации школьников. Она строится на приоритете получения образования по техническим специальностям и высоких шансов трудоустройства в дальнейшем с учетом специфики развития региона. Такие меры помогают увеличить численность молодых людей, выбирающих среднее специальное образование, и повысить престиж рабочих профессий.Нам сегодня нужны учителя, врачи, специалисты в области сельского хозяйства, строительства и ЖКХ, пищевой промышленности, сварщики, слесари, техники и другие мастера. Внедряются механизмы по подготовке специалистов для создаваемого туристического кластера.Если говорить о количестве и качестве профессиональных образовательных учреждений, то в 24 государственных бюджетных профессиональных образовательных учреждениях обучаются 32854 студента, 15 из них являются двухуровневыми многопрофильными организациями, в которых реализуются интегрированные образовательные программы среднего профессионального образования. Подготовка кадров осуществляется по 57 направлениям, из них 25 – программы подготовки рабочих кадров (служащих), 32 – программы подготовки специалистов среднего звена.- Каков он, современный чеченский школьник, студент?- Я бы сказал, что он такой же, как и школьник или студент из любого другого региона страны. В последнее время, когда речь заходит о молодежной политике и нравственном, патриотическом воспитании подрастающего поколения, все чаще на федеральном уровне озвучивается опыт нашей республики. Глава Чеченской Республики Рамзан Ахматович Кадыров выстроил работу с молодежью таким образом, чтобы противодействовать распространению экстремизма, наркомании, алкоголизма и других асоциальных явлений через духовно-нравственное воспитание на основе традиций и обычаев чеченского народа. Во всех образовательных организациях реализуется Единая концепция духовно-нравственного воспитания и развития подрастающего поколения, в школах введены должности организаторов по духовно-нравственному воспитанию, десятки детских, молодежных, общественных организаций занимаются информационно-разъяснительной работой.- Существует ли кадровая проблема в системе образования? Как вы выходите из положения?- Дефицит высококвалифицированных кадров – одна из наиболее серьезных проблем системы образования Чеченской Республики, негативно влияющая и на учебный процесс в школе. Она обусловлена низкой квалификацией некоторой части учительского корпуса, устаревшими учебными программами и методиками обучения. Для выхода из этой ситуации мы одними из первых в стране разработали республиканскую систему учительского роста, реализацией которой уже второй год занимается Центр оценки качества образования.Также в целях обеспечения потребностей в квалифицированных кадрах учреждена стипендия для студентов, направляемых на обучение в иногородние вузы на педагогические факультеты. Каждый год мы имеем возможность направлять на обучение за пределы республики 60 молодых людей с ежемесячной стипендией в размере 12000 рублей.Рост квалификации учительского корпуса – важнейший фактор повышения качества образования. Министерством образования и науки Чеченской Республики и Чеченским институтом повышения квалификации работников образования поддерживается тенденция на привлечение к работе с учителями ведущих российских экспертов в области образования.В течение прошлого года нашими гостями становились члены Федеральной комиссии разработчиков КИМов, авторы учебников, учебных пособий и методик по подготовке к ГИА, преподаватели РУДН, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных университетов, Ростовского института повышения квалификации работников образования, Академии повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования и т. д.Огромное значение имеет методическая помощь, которую оказывают учителям крупнейшие российские издательства. В частности, издательство «Просвещение» оказывает серьезную помощь республике в подготовке педагогических работников, в течение года специалисты издательства провели для чеченских учителей десятки лекций по повышению профессиональной компетенции. Учителя школ республики вот уже много лет работают по рекомендациям, выпущенным издательством «Просвещение», по внедрению федеральных государственных стандартов; выпускники школ – по материалам для подготовки к сдаче ГИА и ЕГЭ по многим школьным предметам. Инновационные решения издательства помогают в модернизации и повышении качества системы образования республики, дальнейшем развитии образовательного потенциала региона.Также в марте 2017 года президент Русской школьной библиотечной ассоциации Татьяна Дмитриевна Жукова провела семинар для школьных библиотекарей республики «Библиотека – зона опережающего развития школы».- В стране в целом и в системе образования в частности проводится огромная работа в плане «цифровизации» экономики и образования. Расскажите, пожалуйста, как новые технологии помогают вашим руководителям, учащимся и преподавателям.- Внедрение современных форм и методик обучения является неотъемлемой частью непрерывного развития системы образования. В Чеченской Республике этому вопросу уделяется особое внимание, благодаря чему у нас уже есть ощутимые результаты.Например, открытие в прошлом году детского технопарка «Кванториум» дало мощный импульс информатизации всей системы образования, внедрению современных информационных технологий.Детский технопарк «Кванториум» работает по таким перспективным направлениям, как «АэроКвантум» (изучение, разработка и пилотирование беспилотных авиационных систем), «РобоКвантум» (разработка и программирование систем автоматизации и робототехники), «ГеоКвантум» (изучение технологий в сфере геоинформатики, геодезии, спутниковой навигации и дистанционного зондирования земли), «ИТ-Квантум» (разработка программного обеспечения под различные платформы и изучение технологий в сфере интернета вещей), «ЭнерджиКвантум» (изучение альтернативных источников энергии и их применение в различных сферах). Также на базе «Кванториума» функционирует «ХайТек-цех» с высокотехнологичным оборудованием для прототипирования и цифрового производства.Школьники из Чеченской Республики также представили свои проекты на одном из самых масштабных конкурсов изобретений «Донская сборка»-2017. Благодаря разработке в сфере робототехники и программирования на престижном конкурсе изобретений III место занял Абубакар Альтемиров, ученик 9-го «А» класса СОШ №25 Грозного.В текущем году тысячный детский кружок зарегистрирован на региональном портале дополнительного образования www.dod95.ru, на котором родители и обучающиеся информируются о работе и местонахождении творческих объединений.- 2018 год указом Президента России объявлен Годом добровольчества (волонтерства). Как у вас в регионе развивается это направление деятельности молодежи?- Мы уделяем огромное внимание дополнительному образованию. Созданы и активно работают региональные отделения детско-юношеского военно-патриотического движения «Юнармия» и Российского движения школьников. Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является важнейшим компонентом социального заказа в системе образования Чеченской Республики. Оно играет ключевую роль не только в образовательном процессе, но и служит залогом стабильности в республике и фактором ее устойчивого развития. Несомненно, первичные ценности личности закладываются в семье. Но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит во время обучения в школе. Там же закладывается и интерес ребенка к волонтерскому движению.Образовательным организациям необходимо привлекать в добровольчество креативных и мыслящих людей. Для этого нужно продолжать воспитывать соответствующее отношение к волонтерской деятельности, открывать образовательные центры подготовки волонтеров, разрабатывать и применять грамотную информационную политику.В Чеченской Республике большинство волонтеров помогают детям, старикам, инвалидам. Волонтеры также занимаются уборкой мусора и озеленением в своих населенных пунктах, сбором средств на благотворительность, оказывают бесплатную медицинскую или юридическую помощь, помогают животным.Мы рассчитываем на то, что высокая динамика развития региональной системы образования позволит в обозримом будущем выйти на ведущие позиции в стране! Все предпосылки для этого руководством Чеченской Республики и педагогическим сообществом созданы!
Комментарии