Старая версия сайта
12+
Издаётся с 1924 года
В интернете с 1995 года
Топ 10

Искусство видеть способности

УГ - Москва, №45 от 5 ноября 2013. Читать номер
Автор:

Так называлась вторая секция на съезде учителей Москвы. Ее вела директор гимназии №1552 Оксана Авилова.

дна из задач, поставленных на общегородском открытом педагогическом совете «От многообразия возможностей к многообразию результатов», – повышение качества образования. Рост образовательных потребностей общества влечет за собой повышение требований ко всему столичному педагогическому сообществу, вот почему московский учитель не имеет права не меняться. Он приобретает новый опыт, который заключается в том, что учитель, как и школа, оказывается поставленным в условия конкуренции. Его труд оценивают исходя из достигнутого качества образования и конкретных результатов работы, а его зарплата из среднеравной становится дифференцированной. Главное же, что обретает учитель, – это повышение статуса и престижа профессии.Сегодня каждый московский педагог имеет возможность работать с современным оборудованием. Учителя-предметники получили персональные ноутбуки и интерактивные доски. Все это подразумевает творческое развитие педагога, если он одарен не только талантом, но и работоспособностью, а также способностью мотивировать учащихся на учебную деятельность. Недаром новые ФГОС подразумевают развитие творческого потенциала. К сожалению, 80% населения отождествляют этот потенциал с умственными способностями, что говорит о некомпетентности респондентов. Что же понимается под творческими способностями? Это определенные индивидуально-психологические особенности, отличающие одного человека от другого; особенности, которые не сводятся к наличному, уже имеющемуся у человека запасу навыков и знаний, а обусловливают легкость и быстроту их приобретения.Лев Толстой сказал: «Учитель всегда невольно стремится к тому, чтобы выбрать самый удобный для себя способ преподавания. Чем способ преподавания удобнее для учителя, тем он неудобнее для ученика. Только тот образ преподавания верен, которым довольны ученики». Слова эти произнесены давно, но, опираясь на них, и сейчас можно сделать вывод: выбор остается за учениками и родителями.Что же требуется на современном этапе развития системы образования? Представим, что у учебного заведения есть хороший сайт, где учителя открыто делятся своими достижениями, что педагоги имеют персональные образовательные пространства, демонстрирующие их высокие результаты, а соответственно и достижения школы. Такой учитель верит в себя. Безусловно, он передает эту веру ученикам. Недаром в «Трансферинге реальности» Вадим Зеланд писал: «У вас есть все, что необходимо. Вам остается только этим воспользоваться. Вы способны на все, только вам об этом еще никто не говорил».На нашей секции был показан мастер-класс абсолютного победителя Всероссийского конкурса «Учитель года-1992», учителя музыки Ломоносовской школы Артура Зарубы, все ученики которого на уроках активно музицируют, сочиняют, готовят творческие работы. Главным в работе Артура Викторовича стало приобщение к вершинам музыкального классического искусства. Бетховен сказал, что «музыка должна высекать огонь из людских сердец». Именно это старается сделать Артур Викторович на каждом своем уроке, его ученики выступают в роли не только слушателей, но и исполнителей, и даже композиторов. Принцип работы Артура Викторовича: нет неспособных учеников, у каждого можно развивать музыкальные способности.Разглядеть способности ученика невозможно без диалога с ним. Эта аксиома была очевидна еще в античности. Достаточно вспомнить майевтику Сократа. Тогда же сформулировали качества, необходимые хорошему собеседнику: умение слушать и слышать, аргументировать собственную позицию. Успешному учителю, владеющему этими навыками, необходимо быть еще и предельно понятным каждому, кто находится с ним в одном образовательным пространстве. В этой связи часто вспоминают фразу Курта Воннегута: «Если ученый не может объяснить восьмилетнему мальчику предмет своей деятельности, он шарлатан». Получается, что один из критериев профессионализма – ясность изложения. Учителю же в дополнение к этому необходимо научить школьников искусству понимания.Ученик сталкивается с коммуникативными проблемами не только во время объяснения материала, групповой дискуссии или диалога. Часто ему приходится работать со сложными текстами. Подобная проблема выявляется при работе даже со школьными учебниками. Ситуация усугубляется, если учитель оставляет учащегося один на один с вопросом в конце параграфа, давая домашнее задание. В таком случае большинство учеников, как правило, просто цитируют текст, в котором интуитивно чувствуют наличие правильного ответа. Просьба привести пример, иллюстрирующий тезисы озвученного, ставит их в тупик. Однако без этих коммуникативных навыков невозможно представить себе создание ситуации успеха и мотивации, в частности на социально-гуманитарных дисциплинах. На нашей секции выступил учитель обществознания школы №1241 Петр Омельяненко, который продемонстрировал некоторые методы выстраивания успешного диалога между учителем и учениками.Как известно, неспособных детей не бывает. Мастерство учителя заключается в том, чтобы увидеть возможности ученика и их развить. Без владения этим искусством эффективное построение учебного процесса невозможно, невозможно и достижение высоких результатов, а также стабильное соответствие заданному уровню. Искусство видеть способности учащихся предполагает смелость, решимость учителя взглянуть на привычную тему или ситуацию с необычных позиций, не побояться пересмотреть свои константы. Венгерский математик Дьердь Пойа сказал: «Лучший способ изучить что-либо – это открыть самому», а хороший учитель наверняка бы к этому добавил, что еще лучше – делать открытия вместе со своими учениками. Этому был посвящен мастер-класс учителя математики лицея №1580 при МГТУ имени Н.Э. Баумана Сергея Буфеева.В школе происходит становление и развитие системы ценностных ориентаций и мотиваций личности, поэтому содержание предмета «Музыка» особенно актуально. Это неотъемлемое звено в системе общего образования. При изучении музыки закладываются основы систематизации, классификации явлений, алгоритмов творческого мышления на основе восприятия и анализа музыкальных художественных образов, что определяет развитие памяти, фантазии, воображения учащихся, приводит к поиску нестандартных способов решения проблем. Развитие вышеперечисленных способностей необходимо в любой созидательной сфере человеческой деятельности и делает жизнь человека одухотворенной, яркой, интересной, разумной. Умение слышать и различать гармонию – одна из таких универсальных способностей, нужная каждому человеку. Абсолютный победитель Всероссийского конкурса «Учитель года России-2008» учитель музыки школы №1060 Михаил Стародубцев убежден: способности человек растит в себе сам, а вот поле для этого должен подготовить учитель, этому и был посвящен его мастер-класс.Современный учитель – это прежде всего профессионал, который соединяет в себе любовь к делу и к ученикам. Несомненно, одним из важнейших критериев педагогического мастерства в современной практике можно считать устойчивый интерес учеников к предмету. Иными словами, учитель успешен и может считаться мастером тогда, когда он умеет учить всех без исключения детей, когда он способен видеть «многообразие» учащихся, учитывать в учебно-воспитательном процессе возрастные, индивидуальные и личностные особенности любого ребенка, реагировать на потребности каждого. Мастер-класс на эту тему дал учитель химии школы №1259 Владимир Головнер.Современный урок – это урок, ориентированный на развитие и воспитание личности. В условиях модернизации перед школой поставлена задача дать детям образование, которое соответствовало бы личным запросам, социальному заказу. При этом необходимо сформировать социокультурный образ, который помог бы вхождению ребенка в культуру общечеловеческую и культуру своего народа, содержащую лучшие образцы и нормы знаний, поведения и оценок, мировоззренческих, этических и социальных. Как ввести ученика в мир культуры, помочь ему освоиться в нем, принять культурные ценности?Предмет «Литература» – это своего рода искусство, часть культуры, раскрывающая перед ребенком вечные нравственные и эстетические ценности, путь освоения которых и есть основа духовного становления личности. Чтобы это произошло, необходимо освоить богатейшее литературное наследие, то есть научиться читать художественное произведение. Воспитание детей умными, вдумчивыми читателями – цель уроков литературы. Анализ художественного текста помогает ученику обрести свое «я», формирует в процессе художественно-творческой деятельности умение выражать себя в письменном и устном слове. Использование приемов анализа совершенствует навыки работы с деталями художественного произведения, развивает мыслительные процессы обучающихся. Эти качества работы могут пригодиться в дальнейшем не только в филологии, но даже в решении задач экономического и политического характера. Учитель года Москвы-2005 Юлия Марчук, учитель литературы школы №1741, ознакомила участников нашей секции с технологией, в основе которой лежат способы формирования адекватного читательского восприятия, а также организация некоторых форм взаимодействия читателя-ученика с художественным произведением.Физическое образование ребенка есть база для всего остального. Без правильно поставленной физкультуры мы никогда не получим здорового поколения. Действительно, как мы помним, уже древние греки обращали особое внимание на физическое развитие юношества. Именно Эллада явила миру выдающиеся достижения в области культуры, которые стали возможны благодаря государственному подходу к физическому развитию граждан. И в наши дни остро стоит проблема укрепления и сохранения здоровья нации. В школе №335 эта проблема решается последовательно и эффективно. Результаты многолетних усилий очевидны: более десяти чемпионов мира и Европы – выпускники одной этой школы. Чемпионами не рождаются, а становятся, большую роль в выявлении и развитии способностей обучающихся этой школы сыграл учитель физической культуры, который активно внедряет систему «Живое зеркало»: некоторые элементы этой системы и продемонстрировал в своем мастер-классе ее автор – заслуженный учитель Российской Федерации, победитель профессионального конкурса «Учитель года Москвы-2004», лауреат национальной премии в области образования Дмитрий Бесполов.Психолог Лев Семенович Выготский говорил: если ребенок не решает предложенные ему задачи, то этот факт сам по себе еще ничего не говорит о его способностях. Это может свидетельствовать, например, о том, что ученик не имеет соответствующих знаний и умений, поэтому не может найти нужное решение самостоятельно. Однако умственное развитие ребенка происходит не само собой, а в процессе обучения, то есть при постоянном общении со взрослыми. То, что сегодня ребенок не может сделать сам, он научится делать с помощью учителя. Следовательно, завтра он сможет работать самостоятельно. Любой человек становится зеркалом отношения к нему других людей, а дети воспринимают все более чутко, чем взрослые. Почувствовав со стороны талантливого педагога веру в будущий успех, ребенок идет вперед за высокими результатами, потому что ему это интересно. Урок иностранного языка специфичен: в нем много видов деятельности (говорение, слушание, чтение, объяснение, письмо), которые должны заинтересовать ученика. Мастер-класс учителя английского языка НОУ «Карьера» Юлии Мукосеевой помог нам ознакомиться с одной из составляющих урока – заданиями, направленными на то, чтобы дети выражали свои мысли, анализировали тексты и были компетентными в иноязычном общении, что немаловажно в современном мире.Одна из основных задач современной школы состоит в том, чтобы помочь учащимся в полной мере проявить свои способности, развить инициативу, самостоятельность, творческий потенциал. Изучение математических способностей школьников, условий их формирования и развития весьма важно в практике школьного обучения, так как математика – один из базовых предметов школьного курса. Математические способности наиболее детально были изучены еще в середине прошлого века Виктором Крутецким. В своих исследованиях он указал, что компоненты математических способностей в младшем школьном возрасте представлены лишь в начальном состоянии, поэтому проблема их развития наиболее актуальна именно в этот период. В настоящее время – время повсеместного внедрения различных систем развивающего обучения – формирование математических способностей заложено в самом подходе к преподаванию. Учитель математики школы №1520 Алексей Доронин рассказал нам о развитии математических способностей путем формирования абстрактного мышления учащихся и их способности анализировать материал.Сегодня перед учителем стоит сложная задача – повышение качества образования. Решить ее в стремительно меняющемся мире сможет учитель, который приобрел новый опыт и новые компетенции, который в совершенстве владеет образовательными технологиями, умеет раскрыть и развить способности каждого обучающегося. Многие школы гордятся талантливыми учителями, подтолкнувшими учеников к познанию мира, поиску решений нестандартных ситуаций и открытию нового.


Читайте также
Комментарии


Выбор дня UG.RU
Профессионалам - профессиональную рассылку!

Подпишитесь, чтобы получать актуальные новости и специальные предложения от «Учительской газеты», не выходя из почтового ящика

Мы никому не передадим Вашу личную информацию
alt
?Задать вопрос по сайту