search
main
0

Искусство ведения хозяйства. Начинаем публикацию учебно-методического пособия, разработанного школьным преподавателем

Проходящие процессы демократизации страны, реформирования ее экономики и перестройки образования заставляют обратиться к наказу великого Ушинского о «важности и совершенной необходимости» экономического образования подрастающих поколений россиян, призванных реализовать экономический потенциал России и поднять уровень материального благосостояния ее народа.

Константину Дмитриевичу Ушинскому, великому педагогу и замечательному экономисту посвящается«Наука хозяйства не уступит ни одной в важности и совершенной необходимости».Константин Ушинский

НАЧАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА

Введение

Необходимость раннего экономического воспитания детей обусловливается требованиями жизни. Гражданский кодекс Российской Федерации дает право совершать мелкие бытовые сделки детям начиная с их шестилетнего возраста. С этих лет дети имеют право делать небольшие покупки продовольственных и других товаров повседневного спроса, обменивать и дарить мелкие вещи. Экономическое воспитание в широком смысле этих слов, как и экономическое образование, предполагает прежде всего экономическое обучение учащихся.

В начальных классах это обучение обычно осуществляется на проводимых учителями интегрированных уроках, на которых первое знакомство с экономикой совмещается с изучением русского языка, чтения, математики и природоведения. Учителя начальных классов знакомят детей с обыденными экономическими понятиями и с хозяйственной значимостью природных ресурсов, прививая им чувство бережливости и закладывая ростки экономического мышления.

Для учеников 5, 6 и 7-х классов рекомендуется преподавание настоящего учебного курса «Начальная экономика», а в последующих – экономики семьи, основ экономики и предпринимательства и других специальных экономических дисциплин по выбору учащихся.

Учебный курс «Начальная экономика» представляет собой начало системного изучения всего комплекса экономических дисциплин. Она состоит из трех частей: первая – экономика и жизнь человека – 5-й класс; вторая – товарное производство и деньги – 6-й класс; третья – рынок товаров – 7-й класс. Предлагаемое учебно-методическое пособие предназначается не только для учителей-экономистов, но и для преподавателей различных учебных дисциплин, не имеющих специальной экономической подготовки, но изъявивших желание преподавать начальную экономику.

Кандидат в преподаватели начальной экономики должен проникнуться необходимостью реформирования экономики страны и введения всеобщего экономического обучения, без которого коренные успехи в социально-экономическом развитии страны невозможны. Кроме того, он должен обладать непоколебимой убежденностью в необходимости пересмотра ранее укоренившихся стереотипов экономического воспитания, провозглашавших: «Деньги, накопительство, богатство – это зло, подлежащее искоренению». Наоборот, преподаватель экономики должен утверждать: деньги – это величайшее завоевание человеческой культуры, призванное творить добро. Если с помощью денег в мире и творится зло, то это вина не денег, а их обладателей, потерявших человеческое достоинство. Государство, человеческое общество возвышаются не бедностью, а богатством людей. Рост богатства, нажитого честным трудом и законной предприимчивостью, заслуживает поощрения, а его обладатели – уважения и почитания.

Настоящее учебно-методическое пособие помимо тем учебного курса, подразделенных на части и разделы, содержит общие и локальные по частям и разделам методические рекомендации учителю по преподаванию учебного курса. Пособие, его структура и содержание служат для учителя канвой тематического и календарного планирования преподавания учебного курса и составления планов-конспектов проводимых уроков.

Учителю с помощью педагогических приемов предстоит раскрыть ученикам содержание теоретических положений и обеспечить поэтапное освоение учебного курса во взаимосвязи с другими учебными дисциплинами. В пособии для закрепления теоретических знаний даются контрольные вопросы, которые могут быть использованы как для устного опроса, так и для проведения письменной викторины.

Содержащийся в составе темы развлекательно-познавательный материал (в виде чайнвордов, кроссвордов, штрихвордов, словокатов, криптограмм, анаграмм, арифмограмм и т.п.) призван в игровой форме закрепить изучение тематических вопросов, расширить общий кругозор учащихся и поддержать у них интерес к изучению экономической дисциплины.

В связи с отсутствием по данному учебному курсу необходимых учебных пособий для учеников им предстоит рекомендовать под диктовку учителя делать записи, как минимум, наименований тематических вопросов и кратких ответов на них, а также классных и домашних заданий. Кроме того, по усмотрению учителя в зависимости от сложности изучаемого материала и степени его усвоения учениками под его диктовку могут записываться и другие положения учебного курса. В письменной форме выполняются также различные классные и домашние задания. Все разделы учебного курса заканчиваются итоговыми занятиями с тематикой, соответствующей данным разделам, а изучение частей курса завершается заключительными занятиями, на которых подводятся общие итоги изучения данных частей курса. Изучению первой части учебного курса предшествует вводное занятие, на котором должна быть обоснована необходимость системного изучения экономических дисциплин.

Всеобщее экономическое обучение можно обосновать необходимостью:

понимания с детских лет всех процессов экономической деятельности людей;

осознанного выполнения домохозяйственных работ и хозяйственных поручений родителей;

познания и выработки навыков экономии, бережливости, расчетливости и путей достижения безбедной жизни;

экономического самовоспитания, овладения экономическим мышлением и экономической культурой;

подготовки к изучению последующих экономических дисциплин в школе и вузах;

начальной подготовки к предстоящей в будущем самостоятельной семейной жизни, трудовой и экономической деятельности.

Экономика и жизнь человека

Методические рекомендации учителю по первой части учебного курса

Первая часть учебного курса, предназначается для учащихся 5-х классов. Состоит из трех разделов: первый – экономика и экономическая деятельность людей; второй – материальные потребности человека; третий – богатство человека. Каждый из них включает по пять тем, изучение которых завершается итоговым занятием. Тематический план по первой части учебного курса «Начальная экономика», включая и вводное занятие, относимое к этому курсу, рекомендуется в следующем виде.

Введение в учебный курс

Часть первая. Экономика и жизнь человека

Раздел 1.1. Экономика и экономическая деятельность людей

Тема 1.1.1. Что такое экономика?

Тема 1.1.2. С чего начинается экономика?

Тема 1.1.3. Какова роль человека в экономике?

Тема 1.1.4. Какова значимость труда в жизни человека?

Тема 1.1.5. Что такое экономическая деятельность человека, каково ее содержание?

Итоговое занятие

Раздел 1.2. Материальные потребности человека

Тема 1.2.1. Какова общая система человеческих потребностей?

Тема 1.2.2. Какова потребность людей в пище?

Тема 1.2.3. Какова потребность людей в одежде?

Тема 1.2.4. Какова потребность людей в жилище?

Тема 1.2.5. Как определить стоимость жизни человека?

Раздел 1.3. Богатство человека

Тема 1.3.1. Что такое собственность и что такое богатство?

Тема 1.3.2. Каковы ступени бедности и богатства?

Тема 1.3.3. Как обрести материальный достаток?

Тема 1.3.4. Как стать богатым?

Тема 1.3.5. Что такое благотворительность и меценатство?

Заключительное занятие по первой части учебного курса.

Все темы разделов подразделяются на отдельные пункты-вопросы, названия которых обозначаются подчеркнутым шрифтом. После изложения теоретических положений по каждому тематическому вопросу-пункту даются контрольные вопросы, а затем следуют практическое задание, задачи и развлекательно-познавательные материалы различного вида. Перед каждым новым видом этих материалов от учителя требуется полное и четкое разъяснение его освоения на простейших примерах отдельных элементов данного материала. Решение чайнвордов, кроссвордов и других занимательных задач может осуществляться коллективно или индивидуально, в состязании, кто быстрее или полнее ответит на поставленные вопросы.

По итогам изучения первой части учебного курса рекомендуется провести заключительное занятие на тему: «Каковы твои планы подготовки к безбедной и достойной жизни?». Тема занятия объявляется за неделю до его проведения. Форма проведения – заслушивание и обсуждение планов учеников с комментариями учителя и подведением им общего итога занятия, после чего рекомендуется провести состязательную игру по одному из занимательных материалов данной части учебного курса.

Экономика и экономическая деятельность человека

Методические рекомендации учителю по первому разделу первой части учебного курса

Первые две темы учебного курса выполняют роль его расширенного введения, где даются ответы на вопросы, что такое экономика и с чего она начинается. Здесь приводятся многозначные трактовки слова и понятия «экономика» и показывается начало построения экономики как хозяйственной системы и начало изучения экономики как науки.

Показывая связь начальной экономики с другими школьными предметами, учителю рекомендуется попытаться словесно и образно нарисовать ученикам общую картину необходимых им знаний и показать роль экономических дисциплин в этой системе знаний, подчеркнув при этом, что подлинная экономика учит экономному и бережному использованию природных ресурсов, их возобновлению и восстановлению нарушенного равновесия в природе потреблением ее ресурсов.

При изучении первых двух тем закладываются основы знаний экономии, бережливости и расчетливости, воспитания и самовоспитания этих качеств у учащихся. Здесь следует обратить внимание учеников, что все большое складывается из малого, а небольшая экономия и бережливость оборачиваются сохранением материального благополучия и приумножением богатства.

C первых тем начинается решение экономических задач, которые опережают соответствующие им теоретические положения. Эти задачи посвящены показателям производства и реализации продукции, ценообразования, производительности труда, определения прибыли и эффективности капиталовложений, по которым в темах данного раздела даются минимальные пояснения для их освоения учениками в целях формирования у них экономического мышления. Учителю рекомендуется с помощью этих минимальных пояснений раскрыть ученикам практическую значимость и порядок исчисления названных показателей, закрепив полученные знания решением соответствующих задач, приведенных в данном разделе пособия.

Следующие три темы данного раздела посвящены «его величеству» человеку. В этих темах показывается триединая роль человека в экономике (производитель, потребитель и управляющий) и раскрывается социально-экономическая сущность его трудовой и экономической деятельности. При этом следует обратить внимание учеников, что труду принадлежит первичная главенствующая роль в экономической деятельности людей, но при его подчинении в конечном счете экономике – материальным интересам людей. Здесь же следует учителю, используя свой жизненный опыт, обосновать необходимость систематического участия учеников в домохозяйственном и школьном труде.

С преподаванием первого раздела учебного курса учитель превращается в воспитателя-экономиста, прививающего своим воспитанникам знания и навыки хозяйствования.

Изучение данного раздела учебного курса рекомендуется завершить итоговым занятием на тему: «Для чего нужны экономические знания?» с коллективным обсуждением ответов учеников на поставленный вопрос и состязательной игрой, подобранной из развлекательно-познавательных материалов данного раздела.

Экономика – слово древнегреческое, широко применяемое во всех странах мира.

Это слово состоит из двух частей, означающих «хозяйство» и «закон».

Слово «хозяйство» в русском языке имеет несколько значений: первое – производство материальных благ (продуктов питания, одежды, жилья и др.); второе – совокупность предметов, необходимых в быту, в домашнем хозяйстве и в других производствах; третье – сама производственная единица – предприятие вместе с его оборудованием, машинами, станками, зданиями и сооружениями.

Слово «закон» означает связь и взаимосвязь каких-нибудь явлений объективной действительности. Бывают природные законы и законы общественные, по которым живут люди. Экономика выражает законы общественного развития человечества.

Автор слова «экономика» – греческий философ-мыслитель Ксенофонт, живший в V-VI веках до н.э. Поскольку в Греции в те времена все хозяйства были натуральными, домашними (то есть производящими все дома в хозяйстве и потребляющими в нем ), то Ксенофонт слово «экономика» трактовал как «искусство ведения домашнего хозяйства». За прошедшие два с половиной тысячелетия смысл слова «экономика» изменился и получил более широкую трактовку, охватывающую различные стороны хозяйственной деятельности людей и систему знаний об этой деятельности.

Экономика – это хозяйство, совокупность всех средств, предметов и вещей, используемых для производства материальных благ.

Отсюда и слово «хозяин» – человек, ведущий хозяйство, собственник всех средств, предметов и вещей, составляющих его хозяйство.

Обычно новый знакомый или просто гость просит хозяина:

– Ну, давай, показывай свое хозяйство.

И тот показывает свое жилье, надворные постройки, сад, огород, скот, птицу, сельскохозяйственные и другие орудия труда.

Одновременно слово «хозяйство» означает производственную единицу, предприятие, место производства материальных благ. Можно говорить: «на нашем предприятии» или «в нашем хозяйстве изготавливается такая-то продукция». Зачастую транспортное предприятие называют транспортным хозяйством, а колхоз – сельскохозяйственным предприятием.

Предприятия могут иметь различные названия, обусловленные отраслевой принадлежностью, технологией производства, своими организационными формами и даже традициями. К этим названиям относятся: завод, фабрика, шахта, карьер, комбинат, колхоз, строительная организация, автотранспортная база, торговая база, магазин, типография и др.

Предприятия-производители производят продукцию и реализуют ее по оптовым ценам, а торговые предприятия реализуют эту продукцию по розничным ценам. Объем производства и реализации продукции предприятий измеряется в натуральном выражении (в т, кг, м3, м2, м, шт., парах, комплектах и т.п.) и в стоимостном, денежном выражении (в рублях).

Количество реализованной предприятием продукции или проданного магазином товара в денежном выражении есть выручка. Выручка от реализации продукции, товаров (ВТ) определяется произведением цены товара (Ц) и объема, количества реализованного товара (А), то есть ВТ = Ц х А. Например, если предприятие произвело 150 т сахара и реализовало его по оптовой цене 10 рублей за 1 кг, то выручка предприятия составит 10 х 150 000 = 1 500 тыс. руб.

Иосиф БОРОВКОВ, кандидат экономических наук, Воронеж

в учебный курсЧасть первая.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте