search
main
0

Искусство в трансе

Под влиянием шаманских практик

Древняя наскальная живопись для историков и археологов является одним из основных источников информации о жизни первобытных людей. Однако недавно специалисты из Тель-Авивского университета (Израиль) Яфит Кедар и Ран Баркаи сделали сенсационное заключение – древнейшие художники творили под воздействием галлюцинаций! Результаты исследования были опубликованы в журнале Time and Mind.

Ознакомившись с биографиями известных художников, мы узнаем, что многие из них создавали свои шедевры в так называемом измененном состоянии сознания. Одни творцы злоупотребляли алкоголем и запрещенными веществами, другие страдали психическими расстройствами… И это сегодня вряд ли кого-то удивит. Однако в случае с нашими отдаленными предками дело было, скорее всего, совершенно в другом, считают Кедар и Баркаи.

Попробуйте спуститься под землю, например отправиться на экскурсию в пещеры (это вполне реально), и вы неизбежно ощутите эффект нехватки кислорода. Были даже случаи, когда люди, отправившиеся на такую прогулку, начинали вести себя неадекватно – громко кричать, петь, размахивать руками – или садились на пол и замирали в позе зародыша… Доказано, что гипоксия (недостаток кислорода) способна вызывать чувство эйфории, поскольку она способствует повышенной выработке мозгом «гормона радости» – дофамина. Но эйфория здесь не единственное последствие. Другим последствием могло быть возникновение галлюцинаций.

Считается, что наскальные рисунки посвящены в основном сценам быта, охоте и другим обыденным вещам. Но порой встречаются и совершенно фантастические образы.

Так, в начале ХХ столетия вся Европа заговорила о древних петроглифах – изображениях, обнаруженных на скалах в Карелии известным русским поэтом Николаем Гумилевым. Как и многие российские интеллигенты, Гумилев интересовался историей и географией, любил путешествовать. В 1904 году он исследовал острова Кузовского архипелага на Белом море.

На одних наскальных рисунках оказались изображены звери, птицы, рыбы, охотники. На других – фигуры, которые, по мнению ученых, могут обозначать небесные светила. Встречаются и изображения странных существ, и даже объектов, похожих на летательные аппараты. Аналогичные изображения, впрочем, попадаются по всему земному шару.

Тот факт, что люди древности изображали существ и объекты, которых не могло быть в реальности, послужил основанием для предположений, что представители отдаленных эпох контактировали с параллельными измерениями, встречались с инопланетными пришельцами и проч.

Между тем израильские исследователи обратили внимание на то, что многие наскальные рисунки эпохи палеолита, найденные на территории Европы, расположены либо на довольно большом расстоянии от входов в пещеры, либо в отдельных узких проходах и галереях, то есть в труднодоступных местах, которые не использовались людьми для повседневной деятельности. Оказавшись в тесном пространстве, человек должен был чувствовать себя неуютно и даже испытывать клаустрофобию. Зачем же туда заносило первобытных живописцев, неужели они не могли найти под «мастерскую» более комфортное место? К тому же, чтобы видеть в темноте, им приходилось разжигать факелы, и горение также сжигало кислород.

Петроглифы, найденные в Карелии
Фото с сайта fotki.yandex.ru

Авторам исследования пришло в голову, что наши предки могли сознательно создавать такую ситуацию. Поэтому ученые решили ее смоделировать. Для этого они использовали сооружения, похожие на декорированные пещеры эпохи палеолита. Когда в них зажигали факелы, концентрация кислорода быстро снижалась до уровней, вызывающих состояние гипоксии со всеми сопутствующими эффектами.

Вероятнее всего, обитатели пещер намеренно отправлялись с факелами в места, где и без того было мало кислорода, и таким образом искусственно вызывали у себя измененное состояние сознания. «Гипоксия увеличивает выброс дофамина в мозг, что приводит к галлюцинациям и внетелесным переживаниям, – пишут Кадар и Баркаи. – Мы дискутируем о значении пещер в мировоззрении коренных народов и утверждаем, что вход в глубокую, темную среду обитания был сознательным выбором. Они понимали природу подземного, обедненного кислородом пространства».

При этом целью художественного творчества, скорее всего, было не само творчество, а установление отношений с потусторонним миром, с духами и божествами, которые занимали значительное место в сознании первобытного человека. Под воздействием гипоксии люди начинали галлюцинировать, и им являлись фантастические видения.

«Ряд археологов утверждали, что наскальное искусство, скорее всего, возникло в результате шаманских практик, подразумевающих состояние транса и галлюцинации, – считает эксперт по этнографии и наскальному искусству Дэвид Уитли. – Одним из аргументов против нашего объяснения было то, что в Западной Европе не имелось доказательств наличия галлюциногенных растений или веществ. Однако новое исследование показывает, что вход во многие из пещер с факелом или лампой гарантировал бы фантастические впечатления».

По мнению Уитли, наши предки приходили туда не только для того, чтобы рисовать. Сохранившиеся на скалах и стенах пещер следы указывают на то, что там собирались большие группы людей, в том числе и детей. Скорее всего, они проводили какие-то ритуальные церемонии, в процессе которых впадали в групповой транс. И в этом состоянии им могли являться любые божества или их атрибуты, тем более если участников ритуалов изначально на это настраивали.

Одним словом, не стоит думать, что художники каменного века изображали лишь тот реальный мир, который их окружал. Они могли рисовать и плоды собственного воображения, впрочем, тоже принимая их за реальные образы. И, как видите, эта теория даже имеет определенные доказательства.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте