Какое простое и одновременно сложное, всеобъемлющее слово, понятие, категория – «наставник». Казалось бы, чего проще – раскрыть смысл слова через синонимический ряд: учитель, тренер, инструктор, ментор. Или же путем подбора антонимов: ученик, послушник, последователь.
Но ведь каждый человек помнит именно своего наставника, если посчастливилось его встретить на жизненном пути.
Наставникам – стихи и песни,
сверканье вдохновенных строк –
Мудрейшим изо всех профессий
с названьем гордым: педагог!
Если обратиться к Педагогическому словарю, то институт наставничества существует там и тогда, где необходимы сопровождение и поддержка специалистов до 35 лет. Автору статьи уже много больше лет, но, поверьте, ему очень хочется, чтобы был старший коллега, который найдет нужные слова, поделится опытом, подскажет, покажет последствия того или иного педагогического действия. И к счастью, такой наставник у автора в школе есть. Благодарность не имеет границ, бесконечны и пожелания долгих лет и профессиональных побед и удач!
Автор статьи имеет 16‑летний опыт подготовки будущих учителей начальных классов, будущих социальных педагогов, математиков и филологов на базе педагогического колледжа, ведения их педагогической практики, подготовки и проведения экспериментов в рамках выполнения выпускных квалификационных работ. Анализ педагогических ситуаций, выявление как положительных, так и негативных их последствий, прогнозирование и корректировка педагогических действий – здесь неоценима роль педагога-наставника. Со многими выпускниками мы до сих пор на связи, сейчас уже дистанционно, но по-прежнему сообща решаем сложные педагогические задачи организации взаимодействия с детьми, родителями.
Имея за плечами 30 лет педагогического опыта и руководя методическим объединением учителей начальных классов, автор статьи старается стать наставником для своих молодых коллег. Ведь ни для кого ни секрет, что сроки педагогической практики в профильных колледжах и вузах в последнее время значительно сокращены, последствия дистанционной подготовки специалистов в период пандемии еще тоже долго будут ощутимы, а значит… Человеку нужен человек!
Настоящий наставник такой, кто к коллегам с открытой душой,
Кто поддержит, поможет, поправит и плечо, когда трудно, подставит.
В нашем образовательном комплексе опора на оценку качества образования сочетается с высокой требовательностью к нему, сложившиеся традиции и общая ответственность становятся стержнем методической работы всего педагогического коллектива.
Наставничество, направленное на передачу опыта от более старшего поколения, становится одним из эффективных средств сплочения коллектива, единения и одновременно коллегиальности, мнений, оценок, ведения диалога и повышения результативности образовательного процесса.
Обратимся к внутреннему механизму наставничества: молодой человек принимает решение стать учителем, профессиональный выбор сделан. Психологическое тестирование и анкетирование подтвердили правильность выбора, профессиональный отбор открывает новые возможности и перспективы. Начинается профессиональное обучение в профильном учебном заведении: теоретическая подготовка, формирование необходимой суммы педагогических, общедидактических и методических знаний, педагогическая практика вооружает начальными умениями педагогического прогнозирования и целеполагания, организации и анализа педагогического процесса, вот и заветный диплом с присвоением квалификации в руках, школа принимает на работу молодого специалиста, и начинается непростой период педагогической профессиональной адаптации. Именно на данном этапе появление наставника в новом коллективе, оказание содействия и поддержка имеют огромное значение.
В методическом объединении учителей начальных классов, которым я руковожу вот уже 7 лет, есть специалисты, которым необходимы были моя помощь, мой опыт, совместное обсуждение педагогических задач с целью нахождения их благоприятного и эффективного разрешения. И как приятно и отрадно понимать, что молодой специалист прислушивается к твоим советам, видеть результаты совместного труда, оценивать результаты профессионального становления и взросления.
И конечно, двери моего класса открыты для студентов, которые пока находятся в самом начале своего профессионального пути. Радуют их отзывы по итогам прохождения педагогической практики. В этом году мне оставили в качестве отзыва и пожелания стихи Лидии Степановой:
Наставничество – это как искусство: свет, мудрость, знания нести.
Взывая к высшим, лучшим чувствам, в страну познания торжественно вести…
Служить во благо просвещенья судьба вам вновь благоволит
И жизни каждое мгновенье святою благодарностью сулит.
Наталия ВАКУЛЕНКО, педагог-куратор школы №1222 имени Маршала Советского Союза И.Х.Баграмяна
Комментарии