Как создать ситуацию успеха, которая необходима каждому, но для особенных детей зачастую является труднодостижимой? Я как педагог и мама особенного ребенка очень хорошо знаю все проблемы обучения детей с ограниченными возможностями здоровья. Это тяжелый труд и для родителей, и для учителей, и для самого ребенка с особенностями развития.
По данным Федерального реестра инвалидов на начало 2022-2023 учебного года, каждый тридцатый российский школьник имеет ограниченные возможности здоровья. Более половины этих детей посещают обычные образовательные учреждения со встроенной инклюзивной структурой. Зачастую такие дети испытывают трудности с обучением и адаптацией в детском коллективе. В нашей школе с ребятами, имеющими ограниченные возможности здоровья, работают опытные специалисты психолого-педагогической службы: дефектологи, логопеды, психологи. Коррекционные занятия помогают детям лучше социализироваться и успевать по программе. Но для того чтобы такой ребенок почувствовал себя уверенно, для расширения круга общения, приобретения новых умений, развития творческих способностей ему просто необходимы занятия в блоке дополнительного образования!
Врачи, наблюдающие детей с ограниченными возможностями здоровья, советуют занятия пением, танцами, театральным, изобразительным искусством в качестве арт-терапии. Я из своего опыта работы руководителем школьного театра «Конфетти» могу с полной уверенностью сказать, что, действительно, занятия творчеством благоприятно влияют на детей с особенностями развития. Помимо того что на занятиях в театральной студии дети учатся держаться на публике, выразительно говорить, петь, ритмично двигаться, они учатся взаимодействовать друг с другом в предложенных ситуациях и обстоятельствах. Школьный театр – прекрасная возможность почувствовать себя значимым, причастным к общему делу. Участие в показах спектаклей позволяет забыть ребенку о своих ограничениях, побывать в ситуации успеха, что очень важно для формирования личности. А остальных участников театрального коллектива взаимодействие с ребятами с ограниченными возможностями здоровья учит сопереживанию, чуткости, пониманию, ответственности.
В этом году наш театр-студия «Конфетти», в котором дети с ОВЗ играют в том числе и главные роли, стал лауреатом фестивалей «Живая сцена» и «Театральный олимп»-2023, а также дипломантом I степени фестиваля «Невзрослый театр». Кроме того, наши артисты участвуют в театральном фестивале для детей с ОВЗ «Вместе мы сила».
При участии творческих коллективов блока дополнительного образования в нашей школе был проведен концерт в рамках фестиваля «1+1: Равные условия – равные возможности», в котором участвовали обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья от дошкольников до старшеклассников. Особым сюрпризом этого концерта стало выступление с жестовой песней выпускницы нашей школы, которая в настоящее время является студенткой университета.
То, что наши ребята с ограниченными возможностями здоровья с удовольствием занимаются в творческих коллективах, участвуют в фестивалях и возвращаются с выступлениями на родную сцену после выпуска, безусловно, доказывает пользу дополнительного образования в их творческом развитии и социализации. Поэтому очень важно давать таким ребятам шанс попробовать себя в различных творческих направлениях, даже если на первый взгляд кажется, что их ограниченные возможности здоровья являются препятствием для этого. Искусство творит чудеса!
Светлана БИРЮКОВА, учитель школы №937 имени Героя Российской Федерации А.В.Перова
Комментарии