search
main
0

Искусство разносторонне развивает ребенка

Одно из важнейших направлений в гармоничном развитии личности ребенка – художественно-эстетическое воспитание. В городской целевой программе развития образования «Столичное образование-5» на 2009-2011 годы поставлена задача использования ресурсов дошкольного учреждения для разностороннего развития ребенка.

Для успешного художественно-эстетического развития детей в нашем дошкольном учреждении созданы все условия – есть музыкальный зал, изостудия, галерея детских работ, этнографический музей «Мир русской старины», который в 2009 году прошел повторную сертификацию о соответствии статусу «Музей образовательного учреждения», уголки изобразительной и театрализованной деятельности в каждой групповой комнате для самостоятельной деятельности.С детьми работают педагоги дополнительного образования, используя парциальные программы по изо – «Природа и художник» (Т. Копцева) и по музейной педагогике – «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» (О.Князева и М.Маханева).Созданные условия в дошкольном учреждении открыли качественно новые возможности для ознакомления дошкольников с замечательными шедеврами мировой и отечественной культуры, традициями прошлого и настоящего нашей страны. На своих занятиях педагоги знакомят детей с произведениями искусства: сказками, народными песнями, малыми фольклорными формами, рассматривают сказки с иллюстрациями известных художников. Педагоги по изо знакомят детей с творчеством известных художников, показывают репродукции их картин, а также свои картины, рассказывают детям о них. На музыкальных занятиях дети слушают классическую и народную музыку, учатся понимать и узнавать доступные их возрасту истинные произведения искусства. На всех занятиях художественно-эстетического цикла детям предлагаются творческие задания.Наши педагоги в своей работе по развитию творческих способностей у детей средствами интеграции искусств широко используют сказки, так как сказка – богатейший источник развития фантазии ребенка. На интегрированных занятиях педагоги пользуются разными приемами работы со сказкой. Это и придумывание детьми продолжения сказки, изменение окончания сказки, сочинение новой сказки с этими же героями, придумывание своей сказки, а также умение соотносить музыку с образами героев сказки, рисование детьми иллюстраций к сказкам, изготовление вместе с детьми книжек, показ их другим детям, родителям. Например, на интегрированном занятии по русской народной сказке «Снегурочка» детей учили различать средства музыкальной, художественной и изобразительной выразительности на примере образа главной героини. Дети вспоминали, как описан образ Снегурочки в сказке, как с помощью музыки передал ее образ композитор Н.А.Римский-Корсаков в одноименной опере и нарисовал художник В.М.Васнецов. Дети водили хоровод под русскую народную мелодию «Ай, во поле липенька», прыгали через костер, а в конце спасали любимую героиню, придумав новое окончание сказки и нарисовав иллюстрации к ней, создав свою сказку «Снегурочка».На интегрированном занятии в старшей группе «Песни Зимы» дети рассматривали репродукции картин известных художников: И.Грабаря – «Февральская лазурь» и «Роскошный иней», Г.Всесвятской – «Зимний рассвет». Дети определяли, на каких репродукциях зима радуется, на каких печалится, а где злится, вспоминали пословицы и поговорки о зиме, о том, как раньше в народе называли декабрь, январь и февраль, читали стихи известных поэтов, слушали музыкальную пьесу композитора М.Минкова «Вьюга. Вальс снежных хлопьев», называли жанр и эмоциональное настроение музыки, определяли, какая репродукция соответствует этой музыке. Затем девочки, превратившись в снежинки, а мальчики – в снежные вихри, исполнили свой танец-импровизацию под эту же музыку, рисовали свои «Песни Зимы».На интегрированном занятии по чувашской народной сказке «Мышка Вострохвостик» дети создавали образы героев в театрализованной деятельности, учились выражать свое отношение к сказочным образам, придумывали и рассказывали свое окончание сказки, а затем рисовали иллюстрации к сказке с новым окончанием.В старшей группе на занятии по художественной литературе и музыке «Три чуда» дети вместе с воспитателем вспоминали строки из «Сказки о царе Салтане», о том, как описывал чудеса поэт, музыкальный руководитель предложила им прослушать фрагменты из музыкальной сказки  Н.А.Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане» («Три чуда») и сказать, какому герою сказки эта музыка соответствует, каково настроение этой музыки, предлагала детям взять орешки и исполнить «Танец белочки». Такая же работа проводилась по другим чудесам из сказки. Девочки импровизировали движения хороводов и русских народных плясок под музыку А.Варламова «Красный сарафан», а мальчики маршировали под «Марш богатырей».  Дети самостоятельно находили характерные движения для героев. В конце занятия дети отвечали на вопросы: «Понравилась ли вам музыка? Удалось ли композитору передать сказочные образы?».Продуктом нашей работы стала выставка «Мы – художники-иллюстраторы», на которой были представлены книги, проиллюстрированные детьми, с новыми окончаниями.Родители наших детей также включены в воспитательно-образовательный процесс по развитию творческой активности. Это участие в совместных выставках; праздниках «Покровская ярмарка», «Весеннее кафе», «Масленица»; развлечениях: «Папа, мама, я – творческая семья», «День матери»; родительских гостиных, арт-мастерских. Взрослые вместе с детьми исполняют частушки, разыгрывают сценки, читают стихи, поют песни, танцуют, рисуют, изготавливают героев сказок и показывают с ними спектакли. Воспитатель нашего детского сада В.Кузнецова подготовила две электронные игры-презентации для детей с родителями: «По следам сказок А.С.Пушкина» и «Угадай сказку».По выбранной нами теме «Развитие творческих способностей у дошкольников средствами интеграции искусств» наш детский сад находится в сетевом взаимодействии с Ресурсным центром «В таланты с малых лет» ЦРР – детским садом №2452 «Алые паруса». Активное сотрудничество с Ресурсным центром «В таланты с малых лет» позволило педагогам нашего ДОУ внедрить передовой педагогический опыт, транслируемый дошкольными учреждениями города, в образовательный процесс по художественно-эстетическому воспитанию детей дошкольного возраста, что отразилось на качестве образования. Наша работа по развитию творческих способностей будет продолжена, поскольку в результате такой деятельности формируется целостная картина окружающего мира у ребенка и гармонично развивается его личность.Зинаида ЛЕВШУНОВА,  старший воспитатель детского сада общеразвивающего вида №1869

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте