search
Топ 10
Школы в регионах переводят на дистанционное обучение Дистанционное обучение в школах, «Высшая лига» учителей года, отмена ЕГЭ - новости образования Учителям потребуется подтверждать, что именно они подготовили победителей Всероссийской олимпиады школьников Акт вопиющего физического воздействия и морального насилия: что случилось в школе под Калугой ОГЭ по русскому языку: как пройти итоговое собеседование Ситуация с 9-летней студенткой МГУ Алисой Тепляковой вновь привлекла внимание общественности Эксперт подсказал выход из ситуации с самой юной студенткой МГУ Алисой Тепляковой Тайный дневник, 1900 км, 600 человек: девятые сутки под Волгоградом ищут пропавшую школьницу Международный день объятий, который отмечают 21 января, – праздник не новый, ему 35 лет Прошел первый урок «Высшей лиги» – Екатерина Костылева рассказала о трех китах педагогики XXI века

Искусство растет, как дерево

Программа под редакцией В.Г. ма╡анц╝ана, кафедра методики преподавания русского языка и литературы РГПУ им. А.И.Герцена

волюция читателя – не поступательное развитие сразу всех элементов восприятия художественных текстов. В период наивного реализма сопереживание, эмоциональная захваченность художественным произведением настолько сильны, что почти не оставляют места для осознания условности искусства, эстетической реакции на художественную форму. У восьмиклассников вместе с бурным прогрессом в развитии читательского воображения происходит частое отклонение от авторского смысла произведения. В следующий период сильным элементом читательского восприятия оказывается логическое понимание текста. Однако учащиеся 9-11-х классов больше заняты общей идеей, чем последовательным переживанием текста.

В нашей программе мы предлагаем не только круг материала, перечень содержательных проблем каждого класса и темы, но намечаем систему действий ученика и учителя, способы освоения материала.

В начальных классах (1-4-е) отрабатываются элементарные механизмы общения ученика с литературным текстом, стимулируя эмоциональную отзывчивость на художественное слово, способность охватить единым взглядом содержание литературного произведения, оценить некоторые элементы его формы.

На втором этапе литературного образования (5-6-е классы) основная задача – формирование способности видеть отличие одного писателя от другого, понимать своеобразие мироощущения и художественной манеры писателя в рамках анализа отдельного произведения. Литературный материал каждого класса обьединен лейтмотивом, близким сознанию учеников. Для 5-го класса это движение времени в природе (времена года), в человеческой жизни (детство, юность, зрелость, старость), в истории (Отечественная война 1812 года и 1941-1945 годов, труд русского крестьянина и заботы чиновника и др.), в сказке народной и литературной.

Разумеется, мы обновили материал программы. Стихи и рассказы В.Набокова и Д.Хармса, проза Платонова и Ю.Олеши, Ф.Кривина и Р.Погодина, поэзия Б.Пастернака и А.Ахматовой и многое другое, не включавшееся ранее в школьные программы, представлено в хрестоматии для 5-го класса, вышедшей в издательстве “Специальная литература” в 1996 году. Однако мы сохранили произведения, отобранные веками, – “Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях” Пушкина, “Снежную королеву” Андерсена, “Кавказского пленника” Л.Толстого, и др., дав им новое истолкование вопросами, заданиями, статьями.

В 6-м классе предлагается иной лейтмотив: человек и его поступок, человек в отношении к миру и себе. Мифы и библейские сказания, героический эпос русского народа и других народов мира, баллады Шиллера и Пушкина, поэзия Кольцова и Лермонтова, Маяковского и Светлова, притчи Паустовского и Экзюпери позволяют разветвленно решать проблему класса и овладеть теоретико-литературными понятиями: от метафоры до композиции, от рифмы до стихотворных размеров. Хрестоматия 6-го класса выйдет из печати в 1997 г.

На третьем этапе литературного образования (7-9-е классы) необходимо открыть ученикам законы литературы как особого вида искусства. Поэтому теория литературы и нравственно-исторический аспект изучения словесного искусства выдвигаются на первый план. Настоятельно необходимым становится сопоставление литературы с другими видами искусства.

Лейтмотив изучения литературы в 7-м классе – поиски смысла жизни. Нравственные проблемы добра и зла, счастья и испытаний жизни, подвига и предательства, единства людей и индивидуализма, выдвинутые на первый план порой отрочества, побуждают особым образом подбирать литературный материал. Русские народные сказки и “Одиссея” Гомера, Нагорная проповедь Христа и “Поучение” Владимира Мономаха, лирика Басе и “Ромео и Джульетта” Шекспира, роман “Дубровский” и “Сказка о золотом петушке” Пушкина, поэма “Мцыри” Лермонтова и повесть “Тарас Бульба” Гоголя, “После бала” Толстого и рассказы Чехова, “Алые паруса” Грина, “Старуха Изергиль” Горького, поэзия Маяковского, Вознесенского и Рубцова, проза Шолохова, Лавренева, Быкова, Айтматова, Шукшина и др. Мы пытаемся сдержать произвольные интерпретации учеников, постигая законы литературных родов, раскрывая творческую историю произведения, путь писателя от замысла к воплощению.

В 8-м лейтмотив класса – герой и время. “Сравнительные жизнеописания” Плутарха, “Житие Петра и Февронии”, “Дон Кихот” Сервантеса, “Страдания молодого Вертера” Гете, “Красное и черное” Стендаля, вольнолюбивая лирика Пушкина, “Демон” Лермонтова и “Ревизор” Гоголя, “Униженные и оскорбленные” Достоевского и “Накануне” Тургенева, лирика Тютчева и Некрасова, “Собачье сердце” Булгакова и “Дракон” Шварца, поэзия Б.Окуджавы и В.Высоцкого и другое. На первый план в теории литературы выдвигается изучение жанров.

Девятый класс для тех, кто завершает школьное образование, носит итоговый характер и обьединен темой “Литература в движении времен”. Здесь прослеживается движение литературных жанров во времени и связи литературы с другими видами искусства. Русская повесть и рассказ от “Повести о Горе-злосчастии” и “Пиковой дамы” Пушкина до “Голубой книги” Зощенко и “Чемодана” Довлатова. Русская поэма от “Руслана и Людмилы” Пушкина до “Василия Теркина” Твардовского. Русская лирика в мотиве “Что любят поэты?” от Державина до Н.Заболоцкого. Русская драматургия и театр от “Недоросля” Фонвизина до “Утиной охоты” Вампилова.

Завершается курс разделом “Литература и кино”, где мы показываем, как новое искусство XX века осваивает давние литературные пласты (“История государства Российского” Карамзина и фильм Эйзенштейна “Иван Грозный”, “Маленькие трагедии” Пушкина и фильм М.Швейцера, “Белые ночи” Достоевского и Л.Висконти и др. Мысль о неостывающей энергии классики и способность переносить опыт школьного изучения литературы в сферу свободного потребления искусства становится результатом литературного образования в девятилетней школе.

Ученики, решившие продолжать образование до 11-го класса, в 9-м классе начинают изучать историю литературы. Учебник 9-го класса (написанный В.Маранцманом в 1990 году -Ред.) вышел уже третьим изданием. В 1996 году коллектив кафедры издал учебник для 10-го класса в двух вариантах: сокращенном (изд. “Просвещение”) и полном – для гуманитарных классов (изд. “Специальная литература”).

Суммарное представление о каждой исторической эпохе, поддержанное подробным изучением одного-двух текстов, создает системный взгляд на развитие искусства. При этом мы стремимся показать, что искусство растет, как дерево, наследуя и преображая завоевания предшествующих эпох. Для этих целей в учебники введены своего рода мосты, связывающие внеклассное чтение литературы XX века с произведениями далеких эпох. Рядом с “Прикованным Прометеем” Эсхила читаем “Не бросай огонь, Прометей!” Мустая Карима, рядом с Катуллом – И.Бродского, рядом с Пушкиным – “Мастера и Маргариту” Булгакова и т.д.

Новая программа по литературе – это не только новый состав авторов и произведений, но и новые технологии обучения. Теория “установки” Узнадзе и доминанты Ухтомского, закон “противочувствия” Выготского положены в основу новых способов развития читателя-школьника (см. об этом в учебнике для вузов “Методика преподавания литературы” под ред. О.Ю.Богдановой и В.Г.Маранцмана. М. “Просвещение”, 1994 г. – Ред.).

История

Прошлое в лицах

Новые программы по отечественной истории комментирует С.И. КОЗЛЕНКО, проректор МИПКРО

“Не на каждом этаже свадьба…”

В новых программах по истории можно увидеть несколько общих тенденций. Первая наиболее существенная – МНОГОФАКТОРНЫЙ ПОДХОД к истории. Прежде делались попытки обьяснить все исторические события с помощью только одного фактора – экономического. Это было однобоко и иной раз попросту неверно. Как, впрочем, неверно и стремление отбросить экономический фактор в сторону.

Один философ сравнивал многофакторный подход с многоэтажным домом, на каждом этаже которого “живет” определенный фактор – экономический, географический, геополитический, культурный и т.д. Но не на всех этажах каждый день свадьба.

В те или иные периоды истории на первый план выходили разные факторы. Возьмем для примера начало ХYII века. Россия находилась в ситуации распада, развала, над ней витал образ смуты. И здесь главенствующим стал национальный фактор. Вместе оказались самые разные социальные группы, которые еще недавно выясняли отношения на поле классовой борьбы.

В новых программах появилось ТРИ КРУГА ЦЕННОСТЕЙ, которые порой было очень сложно обьединить. Начнем с самого большого круга – это общечеловеческие ценности, планетарные. Другой круг – ценности национальные, государственные (если, конечно, понимать под государством не политический аппарат, а страну, расположенную на определенной территории). Мы живем в России, и никуда нам от этого не деться. И наконец, последний круг ценностей – это ценности региональные, этнокультурные. Сегодня это особенно популярно.

Еще одна тенденция, которая сегодня очень важна – это ОСОБОЕ ВНИМАНИЕ К ПОВСЕДНЕВНОСТИ. То, что традиционно называют бытом, культурой. Имеется в виду культура только не высшего уровня – на нее всегда обращали внимание, – а то, что существовало на уровне культуры народной, обыденной.

Очень важно показать ученикам ИСТОРИЧЕСКИЙ ОБРАЗ. У нас долгое время история была очень социологизирована. Ученики знали, в каких отношениях были классовые силы, но не имели ни малейшего представления о том, как люди из разных социальных групп выглядели, что ели, во что одевались.

Как ни странно, у нас под это социологизаторство попали и выдающиеся личности. “Великие” обязательно прикреплялись к какому-то социальному слою. А большинство исторических персонажей не ложатся в жесткие структуры. И вот сейчас наряду с образом города, с образом жизни в преподавание истории входит и ОБРАЗ ИСТОРИЧЕСКИХ ЛИЧНОСТЕЙ, дающий представление об их сложном характере. Вспомним, например, Савву Морозова. Нельзя же его четко прикрепить к какой-то социальной группе. Или возьмем образ Кутузова. Четыре дочери. Изысканный дипломатизм в общении с властями. Когда войска оставляли Москву, Кутузов ехал в открытой коляске. Солдаты то и дело останавливали его, он им обьяснял, что и зачем происходит. Одна поэтесса того времени написала стихотворение “Сфинкс”, где изобразила Кутузова холодно и равнодушно глядящим, “подобно Сфинксу”, на оставленную Москву. Когда эта поэтесса тяжело заболела, Кутузов анонимно прислал ей деньги на лечение… Все это очень интересно и гораздо лучше запоминается, чем голые схемы и цифры.

С этого года преподавание истории ведется по принципу ДВУХ КОНЦЕНТРОВ. То есть с первого по девятый класс изучается мировая и отечественная история, начиная от древнейших времен и заканчивая нашим временем. Затем с десятого по одиннадцатый весь курс истории изучается заново уже на более высоком уровне.

Конечно, во втором концентре очень трудно не повторить то, о чем говорилось в первом. Здесь, на мой взгляд, можно применять два варианта. Можно говорить о событиях на более глубоком уровне. Например, вначале (в первом концентре) просто рассказать о том, как Москва стала центром России, а во втором концентре уже порассуждать на тему возможных факторов, повлиявших на это. Есть же разные версии – географическая, социальная, политическая.

Другой подход ко второму концентру – давать историю цивилизации. Когда мы преподаем историю, мы более или менее равномерно освещаем все периоды. Но когда класс уже знает исторические события, можно отойти от хронологии. Например, тема реформы в России. Здесь можно “прогуляться” и проанализировать реформы от Владимира до Ельцина. То же самое можно делать и с историей российского менталитета, географическим фактором.

От урока – к микроисследованию

В этом году выходит в новом варианте программа и учебное пособие Игоря ИОНОВА “Российская цивилизация”.

Здесь хорошо раскрыт интеграционный подход к истории. Мы видим географическую среду и исторические события обьединенными, а не как существующие отдельно друг от друга.

Во-вторых, это обстоятельный рассказ о российском менталитете, попытка проследить его развитие в разные периоды истории.

Третье – в этой программе разработаны те темы, которые раньше у нас считались не очень интересными. Например, обьединение русских земель – русско-литовское государство. Это же была некая альтернатива развития нашей страны. Или другая тема – казачество. Конечно, об этом сейчас много пишут, есть даже целый учебник по истории казачества, предназначенный для некоторых регионов. Но здесь – учебник, рассчитанный для всей России. История казачества тут подана в общем контексте.

В программе и учебнике Ионова очень многое рассчитано на творчество учащихся. Им нужно провести своего рода микроисследования.

На мой взгляд, главное замечание, которое можно сделать автору, – это учебник для очень умных ребят. Все-таки изначально он писался для гимназий и лицеев. Но он заинтересовал многих, и теперь по нему будут учиться обычные школьники.

Как мне кажется, Ионов это понимает и учтет при разработке новых программ и учебников.

Держи “региональный карман” шире

Программа группы под руководством ВОЛОБУЕВА рассчитана на второй концентр – 10-11-е классы. Здесь хорошо раскрываются проблемы, актуальные сегодня.

Большое внимание уделяется теме единства России как государственного образования. В этой программе могут работать регионы, не “обижаясь” на центр.

Группа под руководством Волобуева употребляла даже такой термин – “региональный карман”. Их программа будет предлагаться для всех регионов, и при этом она будет оставлять очень большую свободу выбора для местных органов управления образования и школ. Потому что региональная история – это необычайно важная вещь не только для исторических центров типа Москвы и Питера, но и для тех регионов, которые, может быть, и не могут похвастаться тем, что события у них сильно влияли на развитие мировой истории.

Вытащить культуру из свалки

Другая программа подготовлена коллективом под руководством директора Института российской истории А.Сахарова. Она довольно современна, ибо подробно рассматривает очень многие вопросы, которые были прежде вне сферы внимания. Например, происхождение славян, географический фактор в истории нашей страны, преемственность юридических документов, которая существовала в России, цепочка реформ, пронизывающая нашу историю.

Очень детально была рассказана история православной церкви. Хотя, на мой взгляд, нужно говорить и об истории других религий тоже подробно. Мы все-таки многоконфессиональная страна. В будущем варианте учебника нужно больше давать историю ислама, историю буддизма, историю иудаизма и т.д.

Когда у меня в классе сидели ребята-беженцы, то они, выслушав мой искренний и пламенный рассказ о православном храме, о его символике, совершенно искренне, без “поддевки”, попросили: “А завтра можно о мечети так же…”. Но беда в том, что о мечети я так не знаю.

Что еще хорошо в учебнике и программе Сахарова – это большое внимание к культуре. Обьемистые параграфы, на которые, правда, время найти будет очень трудно. Но это не привычный рассказ, как делали раньше, – назывной вариант изучения культуры. Мол, есть художники такие-то, они создали полотна такие-то – это иной раз напоминало свалку. А здесь сделана попытка все это проанализировать и сопоставить.

Для программы Сахарова характерен уход от однозначности. Я думаю, что авторам было нелегко это сделать, учитывая, сколько они проработали в нашей исторической науке.

“Прожить” каждую эпоху

Комплект программ под редакцией А.П.Богданова и Е.Е.Вяземского, единственный из новых программ охватывающий практически всю школу – с 3-го по 11-й класс, построен по концентрической модели. Действовавшие до сих пор программы по истории для 6-11-х классов образца 1992 года были линейными.

Структура программ достаточно гибкая. Например, пропедевтический курс “Рассказы по родной истории” может по решению школы изучаться в 3-4-х классах или в первом полугодии 5-го класса. Программы значительно шире, чем образовательный минимум; учитель сам может выбрать нужное.

Во втором концентре курсы “История России” и “История мировых цивилизаций” могут располагаться свободно. В программах предлагается вариант связного расположения курсов отечественной и всеобщей истории. По мнению авторов, “История средних веков” логически следует в первом полугодии 6-го класса за рассмотренной в 5-м классе “Историей древнего мира”. Изучение “Истории Древней Руси” во втором полугодии 6-го класса разумно продолжить “Историей новой России (ХYI – ХYII века)” в первом полугодии 7-го класса. Тогда и “Новая история”, традиционно представленная двумя курсами, изучается во втором полугодии 7-го – первом полугодии 8-го классов, а курсы “Россия в ХIХ веке” и “Россия в ХХ веке” связно располагаются в программе 8-9-х классов.

Задача пропедевтического курса истории в начальной школе – пробуждение интереса к предмету и усвоение яркого, обьемного образа человеческой истории. К начальной школе лучше отнести “Рассказы по родной истории”, долгое время изучавшиеся в 5-м классе. В основной школе преподавание истории ориентируется на “проживание” учениками разных исторических эпох, разных типов культур. Важнейшая цель при этом – осознание самоценности культуры каждого народа, каждой эпохи. В старших классах у учеников появляется возможность представить исторический процесс в его целостности.

Оценить:
Читайте также
Комментарии

Реклама на сайте